"Слезы у меня не текли, но вот глаза были влажные". Железный Горлукович о победе над Бразилией
ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ. 23 марта. РОССИЯ – БРАЗИЛИЯ. 19.00 (мск)
– Если вы о матче Россия – Бразилия, то мне нечего сказать, – сразу отрезал Горлукович. – Не смотрю игры нашей сборной. Или вы о другом?
– О футбольном финале Олимпиады в Сеуле в 1988-м СССР – Бразилия (2:1). Когда в последний раз пересматривали ту игру?
– Да я как-то стараюсь свои матчи не смотреть…
– Но ведь это чуть ли не самая яркая игра в вашей карьере?
– Ну, если мы стали олимпийскими чемпионами, значит, думаю, у каждого из той сборный этот матч стоит особняком. Важно, что на той Олимпиаде разрешили играть футболистам-профессионалам, а не только любителям. То есть все было уже серьезно, по-взрослому. Случайных людей там не было. Посмотрите на состав Германии, Италии, да и той же Бразилии. И все сразу станет ясно.
– Закономерная победа?
– Мы ни в чем не уступили бразильцам! Отличная игра с обеих сторон. Мы выдержали все 120 минут с дополнительным временем. Физически оказались хорошо готовыми. Помимо двух голов, еще имели три-четыре отличных момента. У Лехи Михайличенко, у Добровольского.
– При этом Харин признавал, что после того, как Добровольский счет сравнял, бразильцы начали "возить" нашу сборную…
– Спорить не стану. В этот отрезок встречи пришлось трудно. Но ведь выстояли же! Давление было – будь здорово. Но ведь у того же Михайличенко было два классных шанса. Могли же поймать их на контратаках.
– Момент финала, который сильнее всего врезался в память?
– Да сейчас уже сложно что-то конкретное вспомнить. Сколько лет прошло… Медаль повесили и все. (Улыбается.)
– Разве не вы выбили мяч от ворот, начав решающую голевую атаку?
– А, да! Когда Савичев убежал и забил? Да, было дело… Причем там Гела Кеташвили хотел выбить от ворот. Я ему сказал: "Ну-ка отойди, я сам". Вроде, удачно получилось.
– Против кого из бразильцев пришлось тяжелее всего?
– Был у них классный полузащитник. Милтон, кажется. Это просто бомба сумасшедшая на поле!
– Думал, вы Ромарио назовете.
– Нет. Ромарио еще молодой был. Конечно, перспективный, но раскрылся он позже – уже в Европе. Да в то время таких перспективных там было как грязи! Сейчас уже не так все радужно в Бразилии, даже они ищут. Во времена наступили… Кто бы мог подумать. А Милтон действительно тогда впечатлил, фантастический игрок! Технически одаренный, с хорошей стартовой скоростью, причем уже не молодой.
– Бразильцы жестко играли?
– Да, реальная заруба получилась. Судьи давали играть. Это не как сейчас – чуть к кому-то притронешься, арбитр уже свистит… Там все серьезно было. Настоящий мужской футбол. У них пара защитников вышла под два метра, нашим нападающим туго пришлось, доставалось.
– Добровольский, забивший на том турнире шесть голов (в том числе и в финале с пенальти), считался тогда чуть ли не самым талантливым игроком своего поколения. Почему он так до конца и не раскрылся?
– Да мне сложно судить, раскрылся он или нет. Но та Олимпиада, по-моему, стала для Добровольского и для Михайличенко самым удачным турниром в карьере. Играли они просто великолепно, раскрылись в полной мере. Это их турнир!
– Потом писали, что сборная так отмечала победу, что чуть не опоздала на награждение.
– Ох. 30 лет прошло. Жили мы на теплоходе. Бышовец перед финалом туда переселил. Каждый по-своему отмечал. Не помню, опоздал кто-то на награждение или нет.
– Про церемонию награждения потом написали: "Даже железный Сергей Горлукович проронил скупую мужскую слезу, что уж говорить об остальных".
– Не знаю, кто там плакал. Я что – разве за другими следил? У меня слезы не текли. А глаза действительно были влажными. Скрывать не стану. Сами понимаете, такая победа…
– Доживем ли мы до повторения Сеула-1988?
– Понимаете, тогда было сумасшедшее время. Столько футболистов! Можно было еще две сборные собрать, которые могли бы конкурировать с нашей командой, выигравшей Олимпиаду. Таков уровень советского футбола в те годы! Про нынешнее время говорить не хочется.
Олимпийские игры. Финал
БРАЗИЛИЯ – СССР – 1:2 (1:0)
Голы: Ромарио, 29 (1:0). Добровольский, 60 – с пенальти (1:1). Ю. Савичев, 103.
Бразилия: Таффарел, Винк, Алоизиу, Андре Круз (к), Жоржиньо, Андраде, Милтон, Нето (Эдмар, 72), Карека, Бебето (Жоао Пауло, 75), Ромарио.
СССР: Харин, Кеташвили, Горлукович, Яровенко, Лосев (к), Михайличенко, Е. Кузнецов, Нарбековас (Ю. Савичев, 46), Татарчук, Добровольский, Лютый (Скляров, 115).
Предупреждения: Кеташвили, 42. Карека, 42. Винк, 72. Татарчук, 78. Горлукович, 91. Алоизиу, 115.
Удаления: Татарчук, 110 (вторая ж.к.). Эдмар, 112 (грубая игра).
Судья: Биге (Франция).
1 октября 1988 года. Сеул. Олимпийский стадион. 74 000 зрителей.