«Крондл потом хвастался: «Как я прибил русских!» 25 лет скандальному матчу Болгария — Россия
10 сентября 1997 года — один из черных дней в истории сборной России. Наша национальная команда в матче отборочного цикла ЧМ-1998 уступила на выезде болгарам (0:1) и потеряла шансы на первое место в группе. Руку к поражению подопечных Бориса Игнатьева приложил чешский арбитр Вацлав Крондл. Вспоминаем, как это было.
Болгария — Россия — 1:0 (0:0)
Гол: Иванов, 55.
Болгария: Здравков, Кишишев, Иванов, М. Петков, Гинчев, Янков, Костадинов (Илиев, 72), Стоичков (И. Петков, 84), Пенев, Балаков, Лечков.
Россия: Овчинников, Ковтун, Никифоров, Косолапов (Хохлов, 46), Яновский, Цвейба, Онопко, Канчельскис, Аленичев, Колыванов, Симутенков (Черышев, 76).
Карпин: «Колосков приказал не вызывать меня в сборную»
Накануне очной встречи с полуфиналистами чемпионата мира-1994 расклад в нашей группе был таким: Болгария — 15 очков (6 игр), Россия — 14 (6), Израиль — 10 (7)...
Увы, в марте команда Игнатьева допустила непростительную осечку, сыграв вничью с Кипром (1:1). В той неудаче прежде всего обвинили двух наших легионеров — Валерия Карпина и Александра Мостового, которых перестали вызывать в сборную.
Мостовой был уверен: он перестал приглашаться из-за промаха в концовке того матча, когда пробил в дальний угол с рикошетом от газона, но немного не рассчитал. «Мяч попал в кочку, — объяснял Александр «СЭ». — Мне потом очень долго припоминали тот эпизод: многие считали, что я специально промахнулся, хотя я тысячу раз объяснял, в чем было дело».
Карпин же считал, что Игнатьев был не самостоятелен в принятии решения по нему и Мостовому.
«Колосков (президент РФС. — Прим. «СЭ») дал приказ меня не вызывать, — заявил позднее Карпин. — Я в этом уверен на сто процентов, поскольку сам Игнатьев постоянно говорил: «Мы на тебя рассчитываем». По-моему, только главный тренер должен решать, кого приглашать на сбор».
Без Карпина и Мостового сборная разгромила Люксембург (3:0) и победила Израиль (2:0).
«Русские освободили нас от фашистов, а мы освободим их от ЧМ»
Далее предстоял важнейший поединок в группе — 10 сентября в Софии. Напряжение нарастало стремительно. Масла в огонь подлил лидер болгарской сборной Христо Стоичков. За пять дней до игры появилось его интервью, в котором он, в частности, заявил: «Русские освободили нас от фашистов, а мы освободим их от чемпионата мира». В составе сборной России форвард «Барселоны» выделил лишь одного игрока: «Единственный из соперников, от кого можно ждать сюрприза, — это представитель хихонского «Спортинга» Дмитрий Черышев, прекрасно проявивший себя в первом туре чемпионата Испании».
— Наших игроков очень разозлила фраза Стоичкова об освобождении, — заметил, в свою очередь, Борис Игнатьев. — Слышал, как они разговаривали между собой и пообещали попасть в Стоичкова мячом, когда он встанет в «стенку» при пробитии штрафного.
В 2011 году Стоичков стал героем традиционной рубрики «СЭ» «Разговор по пятницам». Ему, естественно, припомнили ту фразу.
— Я просто пошутил. 9 сентября русские солдаты освободили Болгарию. А 10-го состоялся матч, — объяснил обладатель «Золотого мяча» — 1994.
— Судил его Вацлав Крондл...
— В самом деле? У вас отличная память. Я забыл, кто судил.
— Для России эта фамилия стала нарицательной.
— Ребята, я играл двадцать лет. И ни разу не просил судью: «Помоги». Ни разу! Я вообще не помню, чтоб арбитр когда-нибудь откровенно помогал сборной Болгарии. Будь он Крондл или кто-то еще.. У нас была потрясающая команда: Балаков, Лечков, Иванов, Михайлов, Сираков, Костадинов...
В сентябре 1997-го корреспонденты «СЭ» поинтересовались у чешских коллег об уровне квалификации арбитра Вацлава Крондла, назначенного на матч. И получили весьма настораживающий ответ:
«Репутация Крондла одновременно и безупречна, и скандальна. На рефери со странной регулярностью подаются жалобы. Есть специалисты, которые даже считают, что он не готов работать на уровне высшего дивизиона. По их мнению, арбитр принимает на поле слишком много непонятных, а порой и неквалифицированных решений...»
Опасения нашей стороны оказались не напрасными. Но обо всем по порядку.
«Он просто не умеет судить!»
C первых минут наша команда показала, что приехала в Софию за победой, применив высокий прессинг. В итоге на 9-й минуте ошибся Петков. Колыванов отобрал у него мяч, но момент не использовал.
Впервые Крондл «проявил» себя на 15-й минуте. Симутенков совершил впечатляющий рейд на полполя, ворвался в штрафную и упал после контакта с Ивановым, Подножка! Пенальти?! Чешский рефери показал: играем дальше.
На 30-й минуте Симутенков вновь оказался на острие нашей атаки. Последовал прострел Колыванова во вратарскую, но Игорь немного не дотянулся до мяча. На повторе стало понятно почему: сзади в него въехал Петков... Рефери снова не увидел фола.
Сразу после перерыва Симутенков выступил в роли ассистента, вывел Колыванова на ударную позицию из пределов штрафной, но того сбил Кишишев. Свисток Крондла промолчал в третий раз. Тут уже не выдержал комментировавший встречу Владимир Маслаченко:
«Если и это не фол, тогда я этого арбитра не понимаю. Крондл снискал уже себе славу тем, что судит он крайне непрофессионально! Еще раз пересмотрите эпизод. Тут даже двух мнений быть не может. Явный пенальти! Есть же правила... Ну чего еще твердить миру? Все ясно как божий день. Крондл не подыгрывает Болгарии, он просто не умеет судить! Тем не менее этот рефери в элитных списках...»
Вскоре мы оказались в роли отыгрывающихся. Находившийся в тени Стоичков выполнил великолепный навес в штрафную, и Иванов головой неотразимо пробил в правый от себя угол — 1:0.
Играть оставалось больше получаса. Гости вполне могли добиться положительного результата. В одном эпизоде Яновский упал в штрафной после контакта с Лечковым — Крондл никакого криминала не увидел. Помимо странных решений арбитра, россиянам не хватило хладнокровия и фарта. Так, Симутенков самую малость не дотянулся до навеса Колыванова, а с плотным ударом Цвейбы с 25 метров справился голкипер хозяев.
Финальный свисток возвестил о том, что болгары напрямую вышли на чемпионат мира. Нам же предстояло отобраться на турнир через стыки.
«Крондл был раздражающе любезен к болгарам»
«Предвзятость Крондла проявилась и в тех фрагментах, когда он — теперь уже за пределами штрафных — по-разному трактовал одни и те же нарушения, — писал корреспондент «СЭ». — К примеру, в самом начале игры Костадинов послал мяч в ворота Овчинникова после свистка судьи, но не был наказан желтой карточкой. И тут же, когда Косолапов помешал болгарам пробить штрафной, что также относится к нарушениям из разряда «неспортивное поведение», чех без раздумий достал «горчичник». Крондл сразу дал понять, на чьей он стороне. И потом ни разу не изменил себе. На протяжении всего матча между чешским судьей и болгарскими футболистами наблюдались панибратские отношения. Да, судья не виноват в том, что наши игроки не забивали из выгоднейших ситуаций, как и в том, что после изумительного паса Стоичкова не смогли помешать удару Иванова. Он виноват в другом: его симпатии были откровенно болгарскими».
Ведущее французское спортивное издание LEquipe выразило поддержку российской сборной:
«На протяжении всего матча чешский арбитр Крондл был раздражающе любезен по отношению к болгарам. На 16-й минуте он, не моргнув глазом, пропустил нарушение правил Иванова на Симутенкове. Во втором тайме Игнатьева чуть не хватил удар, когда Кишишев в штрафной площади скосил Колыванова. Чех был слеп и при нарушении Лечкова на Яновском».
— За поражение надо «благодарить» арбитра, не назначившего четыре пенальти, — грустно констатировал Колыванов. — В начале второго тайма я был сбит подкатившимся под меня Кишишевым. Чуть позже я пропустил мяч, а когда стал разворачиваться, Иванов въехал мне в опорную ногу. Такого скандального судейства не видел никогда!
Русофобия или взятка?
Так что же превалировало в действиях Крондла: непрофессионализм или русофобия?
Наши бывшие арбитры — Сергей Хусаинов и Игорь Егоров — намекают на версию под номером 2.
«Когда случилось то, что случилось, я организовал трехдневную встречу с представителями судейского корпуса, — рассказывал Хусаинов в интервью «Чемпионату». — Показал председателю итальянской коллегии Казарину ключевые эпизоды софийского матча. Он сидел и только головой качал: «Такого врагу не пожелаешь...» Пять стопроцентных пенальти Крондл не поставил. Пять! По прошествии лет коллега из Грузии, давно проживающий в России, рассказал, как Крондл хвастался в свой приезд в Тбилиси: «Как я русских прибил!»
А вот выдержки из интервью Егорова «СЭ».
— Мне жутко не повезло. УЕФА включил меня в группу молодых талантов. Там каждому арбитру судейский комитет назначает ментора. Поначалу у меня ментором был чех Войчек, который хорошо отзывался о моем судействе. И вдруг в конце 2005-го вместо него назначили другого чеха — небезызвестного господина Крондла. Около года наблюдал он за моей работой на различных турнирах.
— И вы тут же поняли, что вам ничего не светит?
— Разумеется, был наслышан о «любви» этого господина к русским. Но в душе надеялся, что его отношение к России изменилось. К сожалению, ошибся. Скажу откровенно: я не заслуживал настолько низких оценок, которые он мне выставлял. Это подтвердят и мои помощники, и наши специалисты, которым показывал DVD-диск с записью тех матчей. Никто понять не мог, откуда такие оценки. Но еще хуже, что в заключении, которое посылается в судейский комитет УЕФА, Крондл дал мне убийственную характеристику.
— Кого-то еще из российских судей Крондл опекал в качестве ментора?
— Нет. Знаю, что абсолютно всем нашим арбитрам, с которыми сталкивался в международных матчах как инспектор, он сильно занижал оценки. Ладно, пусть все останется на совести этого человека.
— Матч Болгария — Россия в 98-м, где Крондл не поставил в ворота хозяев три пенальти, в беседах с ним случайно не вспоминали?
— Ну что вы! Зачем дразнить гусей?
— А на каком языке общались?
— Только на английском. Хотя по-русски он говорит отлично.
Третью версию произошедшего — скажем так, коммерческую — в интервью «Чемпионату» два года назад высказал бывший президент РФС Вячеслав Колосков.
— На том матче был один из братьев Черных, Михаил (криминальный авторитет. — Прим. «СЭ»), владевший в Болгарии большой компанией. И он был заинтересован в том, чтобы болгары победили и попали на чемпионат мира. Потом у меня было ощущение, что Крондл за то судейство получил хорошее вознаграждение. Доказать, само собой, не могу. Никто расследованием не занимался. Но наличие в этой истории Миши Черного, его заинтересованность в болгарском бизнесе — все это меня на такие мысли наталкивает.
— Это всего лишь предположения?
— Конечно. Доказать факт взятки невозможно, если хотя бы кто-нибудь не признается, что давал или брал...
На чемпионате мира-1998 Болгария не вышла из группы, заняв последнее место в квартете с Нигерией, Парагваем и Испанией. Россия же и вовсе не отобралась на турнир, уступив в стыках Италии.