"Парни, порвите французов всем назло!" Панов вспоминает 1999-й и верит в Черчесова
ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ. Сегодня РОССИЯ – ФРАНЦИЯ. 18.50 (мск)
НА МАТЧИ НАШЕЙ СБОРНОЙ НЕ ПОЙДУ. ЗАЯВКУ ПОДАЛ, ОТКАЗАЛИ
– Два гола французам – ваша визитная карточка. Но не обидно, что вспоминают только о них?
– Та победа над действующими чемпионами мира вошла в историю российского футбола. А я в ней принимал участие, был одним из тех, кто добыл успех. Поэтому приятно, что помнят. А сборную Франции я, кстати, люблю. На чемпионате Европы за нее переживал и на чемпионате мира буду.
– Почему?
– Мне нравится ее стиль. Как болельщику он мне близок. Атакующий, быстрый. Команда вызывает эмоции. Да и чемпионат у французов неплохой. "ПСЖ", конечно, намного сильнее остальных, но там команды всегда играют открыто. И никто таких автобусов, как недавно Хабаровск на "Открытии", не ставит. Потому что это не футбол, скучно. Во Франции все динамично.
– Есть у нас сегодня шансы хотя бы на ничью?
– Французы вели у Колумбии на "Стад де Франс" 2:0, действовали раскованно, проводили классные атаки. Но в какой-то момент расслабились – и колумбийцы с Фалькао их наказали. Матч в России станет для Франции шансом реабилитироваться перед болельщиками. Поэтому команда выйдет предельно мотивированной. Никакой расслабленности не будет. Тем более победить Россию для них всегда принципиально, в том числе из-за того матча в 99-м.
– Как вам матч России с Бразилией? Печальное зрелище?
– Игра показала, что уровень у нас слабоват. Принимать решения на больших скоростях у наших не получается. А бразильцы на 15 минут напряглись – и три гола забили. У Франции есть Гризманн, Жиру, выносливые фланги. Обороне России придется попотеть. Побегают прилично.
– Нет опасений, что в случае поражения атмосфера вокруг сборной станет слишком негативной?
– Давайте опустимся на землю! Зачем посыпать голову пеплом? Бразильцы – пятикратные чемпионы мира, французы – финалисты последнего Евро. Это топовые сборные. И проиграть им не позорно. Зато можно проверить свой уровень. Перед чемпионатом мира это полезно. И спасибо руководству РФС за то, что договорились и привезли к нам в гости звезд мирового уровня. Не помешает лишний раз понять, что мы на их фоне – никакие не звезды. Такие матчи – ценный материал для исправления ошибок.
Слышал, сборная в Питере еще ни разу не проигрывала (на самом деле российская команда в 1997 году уступила Югославии на "Петровском" в товарищеском матче со счетом 0:1. – Прим. "СЭ"). Пусть она сегодня сыграет раскрепощенно и порадует болельщиков. А потом достойно сыграет на чемпионате мира. Давайте просто поддержим ребят, а не будем их хаять. Нужно смотреть правде в глаза – мы же не претенденты на победу в чемпионате мира. Мы сколько лет вообще не могли попасть в финальную часть, с 2002-го по 2014-й, и когда попали, гимн наш звучал – и это уже была радость.
– На матчи чемпионата мира пойдете?
– На матчи сборной России – нет. Подавали заявку, но отказали. И уже особо не парюсь. Сложная какая-то система. Может, на какой-то матч и схожу. Где ажиотаж пониже.
В 1999-М В СБОРНОЙ БЫЛИ МОНСТРЫ ТОГО ВРЕМЕНИ! БОБРЫ ФУТБОЛА!
– За счет чего наши все-таки могут победить?
– В каждой игре нужно быть предельно мотивированным. Все называют Месси инопланетянином, а для меня Криштиану – космос. Именно из-за своей мотивации. С такой мотивацией никогда и никого больше не видел! Даже у Роналдо и Рамарио такого желания забить не было. Вот этого нашим не хватает. Чтобы победить сильного соперника, нужно выложиться по-максимуму. Пока я этого не вижу.
– В чем причина?
– Чемпионат у нас слабый. По матчам Лиги чемпионов это было видно. В Лиге Европы дальше прошел только ЦСКА. Молодцы, но что кривить душой – "Лион" сам упустил свои шансы. Думаю, "Арсенал" все поставит на свои места.
Перестроиться после матчей, где скорости на нуле, очень сложно. Да еще играем в таких условиях, в минус 15. Отсюда и травмы... И этот перерыв на всю зиму. Невозможно после такого моментально набрать форму! Игровой тонус люди набирают только сейчас. А в Европе чемпионаты продолжались, все в форме.
– В чем еще проблема?
– У нас все играют в своей премьер-лиге, в Европе никого нет. Только Черышев – он почти всегда травмирован, но когда играл, то уровень свой показывал.
– В 1999-м все было иначе?
– Да, у нас было много людей из Европы. Карпин, Хохлов. Плюс было много спартаковцев, которые обыгрывали "Реал" и "Аякс", на равных бились с "Интером". Опыт был бешеный. И сборная у нас поэтому была сильная.
– Намного сильнее нынешней?
– Атакующий потенциал был очень приличный. Титов, Тихонов, Мостовой, Аленичев, Хохлов, Семак, Бесчастных, Цымбаларь. Монстры того времени! Бобры футбола! Выходя с такими игроками на поле, я знал, что эти ребята что-то придумают.
Да, мы были слабее Франции. Но мы вышли и бились за страну, чтобы подарить людям праздник. Где-то повезло, где-то Филимонов выручил. Но мы бились один за всех и все за одного!
– Сейчас такого не видно?
– Сейчас в команде, по сути, одна молодежь. И нет лидера. Все играют примерно одинаково – кто-то чуть хуже, кто-то чуть лучше. Но импровизации мало, один в один на флагах обыгрываем мало, боимся ошибиться. Напряг какой-то во всем, спешка. Это и есть разница в уровне. Бразильцы делали все легко и хладнокровно.
ДЕНИСОВ НЕ СПАСЕТ СИТУАЦИЮ
– Многие по-прежнему призывают вызвать Денисова.
– Но тренер же ясно дал понять, что его не будет. И сам игрок сказал! Ладно, допустим, Денисова позовут. И что это изменит?! У нас ведь проблемы не столько в центре, сколько в обороне и в атаке.
– Смолов – разве не сильный форвард?
– Федор – да, но он один. Головин все-таки не нападающий. Хотя "Лиону" забил красиво. Но в сборной он не лидер.
– Дзюба сборной нужен?
– Будет забивать – вернется.
– Еще Аршавина некоторые хотят вернуть. Это от безысходности?
– Кержакова и Бесчастных тоже тогда можно пригласить. Это не выход. Сейчас все команды молодые и очень быстрые. И против таких крайне сложно действовать. Нам тогда во Франции тоже было трудно. Мяч то туда, то сюда – ни секунды передышки. Мы когда после игры в раздевалку зашли – даже на радость сил не было. Я сидел как выжатый лимон.
ЧЕРЧЕСОВ ВЗЯЛСЯ ЗА ЭТО БЕЗНАДЕЖНОЕ ДЕЛО!
– Черчесова многие критикуют. Не разделяете такое отношение?
– Да Черчесов вообще молодец, что взялся за это безнадежное дело! Роль тренера сборной России – неблагодарная. Вопросов много, ответов мало. Саламыч пытается. Представьте, какая у него головная боль – нужно ведь найти лучшие сочетания, со схемой разобраться. Это очень непросто! И в этом смысле хорошо, что играем с сильными соперниками – на их уровне проще понять, кто на что способен.
Но, возможно, Черчесов перегибает с дисциплиной. Жестковато себя ведет, и кто-то может это не принять.
– В былые годы это было нормой, так ведь?
– Мы на базе по три дня сидели перед каждым туром, а сейчас все стало по-европейски. Для российского футболиста это, наверное, не то, что нужно. Нам нужно пахать, пахать, пахать! И не в Инстраграме сидеть, летать на личном самолете и пить шампанское – а тренироваться на сборах.
Когда Сергей Ребров женился, его Лобановский даже с базы не отпустил. Он расписался и поехал на базу. На пенсии – пожалуйста, отдыхай. А во время работы времени на глупости хватать не должно.
– Почему сегодня не так?
– Возможно, потому что много иностранцев у нас в лиге. Сплоченности нет. Раньше в клубах у всех была общая жизнь, один язык – пусть и с украинским акцентом. А сейчас приехал на тренировочку – и уехал. Каждый сам по себе. И на сборной это тоже, судя по всему, сказывается.
– Рауша и Нойштедтера оштрафовали за поход в клуб после поражения от Бразилии. В сборной Романцева такое могло случиться?
– Думаю, нет. Таких игроков бы уже отчислили. Но там и не могло такого быть.
На тренировку мы приходили – и тишина стояла на поле. Для меня это было какое-то непонятное чувство. Романцев тихо говорил, и все его слушали. Авторитет был серьезный. И он внушал уверенность.
А нынешние игроки должны думать. Сейчас кругом люди с камерами. Надо ведь понимать, какой может быть резонанс, если тебя увидят в ночном клубе.
Я НЕ БЫЛ СУПЕРФУТБОЛИСТОМ, НО ВЫХОДИЛ С ЖАЖДОЙ ГОЛА
– Когда последний раз пересматривали свои голы французам?
– Перед матчами и после хожу в спартаковский бар. Владелец мой друг, ставит видео, показывает гостям. Все со мной фотографируются.
А так чтобы сам... Иногда пробивает на ностальгию, включаю. Таких матча у меня два – финал Кубка России-1999 за "Зенит" и Франция. Прямо до слез бывает. Сентиментальный. Вспоминаю атмосферу тех стадионов. И напоминаю себе, что это был не сон и не с кем-то другим!
– Самые счастливые дни в жизни?
– Целая неделя получилась. 26 мая забил два гола "Динамо", а 5 июня – французам. Это было круто! Наверное, заслужил такие матчи за свое отношение к футболу. Для меня ведь вызов в сборную был честью. Олег Иванович мало кого вызывал не из "Спартака". Если не считать легионеров, то Семак, Варламов, Смертин и я – вот и все.
И когда Юран, Ширко, Бесчастных не попали в старт, а назвали меня, то был в шоке! Спросил у Чугайнова: "Меня точно назвали?" Потому что сначала даже не поверил. Ведь такой важный был матч.
– Почему Романцев сделал ставку на вас?
– Я был в оптимальной форме. Он это почувствовал, понял – это и есть задача тренера. Хотя в Армении я дебютировал так себе. Первый тайм провел невыразительно. Реально очень сильно волновался, ведь играл с теми, на кого до этого смотрел по телевизору.
– Во Франции тоже волновались?
– Настрой был уже другой. Мотивировал себя, готовил. И был раскрепощен. Вышел – и реализовал свои два момента. Я не был супер футболистом, но выходил с жаждой гола. Забить, забить, забить! Любой команде, в любом матче. Иногда получалось, иногда нет. Тогда получилось.
Важно, что в команде меня очень хорошо приняли. Карпин, Титов, Тихонов – они были технари на поле, с головой. И в общении простые, никаких понтов в мою сторону не кидали, не ущемляли, не подкалывали, приняли за своего. А после Франции вообще зауважали как футболиста.
ПОДОШЛА КАКАЯ-ТО БАБУШКА И ГОВОРИТ: "СПАСИБО, СЫНОК, ЗА ПОБЕДУ!"
– Когда ехали во Францию, то понимали, что шансов мало. Но все было спокойно. Никакой нервотрепки. Разряженная атмосфера. В день игры встали, позавтракали, прогулялись – там еще такое место живописное было. Потом пообедали, и уже часа за три до матча Олег Иванович назвал состав, сказал: "Парни, что мне вам объяснять? Вы сами все понимаете. Поехали".
Вышли на разминку. Ливень еще прошел. Обрушился и закончился. Во время финала Кубка тоже так было, поэтому я сразу подумал: это на удачу.
Прозвучал стартовый свисток, я отключился от внешнего мира и был сосредоточен только на игре, ждал паса. И голы показали, что я был готов к моментам. Например, во втором случае сразу просчитал, что нужно уйти влево, пока мяч от Хлестова еще летел – чтобы Десайи меня не достал. А дальше ударил и попал. Фартануло – по-другому не назовешь. Хотя на тренировках годами бил по воротам – так что все не зря.
– Песню "Сплина", где о вас есть строки, иногда слушаете?
– Да, иногда играет по радио. Приятно. Вспоминаю... Другое было время, кайфовое. И не в деньгах дело. Просто в отношении. Мы тоже гуляли, тоже ходили в клубы. Но только после побед. А после поражений как мышки забивались в свои норки и горевали.
Жизнь у всех сложная. И на стадион люди приходят, покупают билеты, чтобы хотя бы на 90 минут забыть о своих проблемах. И когда они кричали "Вперед, "Зенит"! "Динамо"! "Торпедо"! Панов забил!", я об этом всегда думал. Хотел принести радость этим людям. И порой удавалось.
Моя игра оставила у людей приятный отпечаток в памяти. Я маленький, настырный. Стал такой маленькой, но страшной грозой для других команд. Защитники соперников напрягались, болельщики в кажом городе уважали. Классно было! Ради этого и стоило играть.
– С какими чувствами вспоминаете сейчас те голы на "Сен Дени"?
– От сборной особой радости тогда не было. Мы провалились при Бышовце, все хаяли команду. Но та победа вернула людям веру. Помню, когда вернулись, в аэропорту подходит ко мне бабушка какая-то и говорит: "Спасибо, сынок, за победу!" Я аж обалдел.
Мы тогда дали бой. Выложились на сто один процент. И хочется, чтобы сейчас случилось нечто подобное. Чтобы парни назло всем (и прежде всего – себе!) перебороли страх и порвали французов. Чтобы выиграли ради себя, ради страны. Эта победа в плане психологии нам просто необходима. Чтобы люди в команду поверили. Чтобы перед следующим матчем люди ехали на стадион и знали, что команда способна на подвиги. Нужно доказать, что мы – Россия, и мы – сильнее.
Товарищеский матч Россия – Франция пройдет в Санкт-Петербурге во вторник, 27 марта. Начало игры – в 18.50 по московскому времени. "СЭ" проведет онлайн-трансляцию матча Россия – Франция.