Центрблеф. Почему сборная не может решить проблему с центральным защитником
ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ У ЧЕРЧЕСОВА
Сборная России провела очередной мини-цикл. В режиме через два дня на третий проведено два матча, результат – четыре очка. Представим, что у команды после двух туров на ЧМ-2018 окажется столько же. Неплохой результат, который позволяет с оптимизмом смотреть на перспективы выхода из группы – задача, которую в российский период на первенствах планеты никто из тренеров решить пока не сумел.
Сборная под управлением Черчесова преодолела этап экспериментов и традиционно болезненной смены поколений, когда было неясно, как она играет и какой у нее состав. Сейчас, менее чем за год до ЧМ, мы представляем как выглядит система ее футбола, появилась определенность с костяком. Понятны и конкурентные дуэли на нескольких позициях, где ищутся уже не кандидаты, а оптимальные варианты.
Атмосфера вокруг сборной изменилась – это уже не тот коллектив, в котором может произойти все, что угодно. Очевидны приоритеты тренера – не звезды, а команда, ее результат, подчинение всех общей цели. Невозможна ситуация, когда футболисты доходят матч пешком, как это случилось с Уэльсом на Евро-2016. Есть основания полагать, что игроки не разместят в Инстаграме дурацкие фото, разрывая коллектив изнутри. За "месседжи" могут оторвать голову. Сложилась команда, где может что-то не получаться отрезками (что мы видели в спаррингах с Кореей и Ираном), но каждый бьется изо всех сил. И где есть проблема, которая видится главной.
Речь о центрдефе, или, как его называют при схеме с пятью защитниками, центральном центральном. Виктор Васин на сегодня – самый критикуемый футболист сборной, часто ошибающийся как в ЦСКА, так и в национальной команде. Позиция ключевая, и вероятность ляпов, приводящих к голу соперника, достаточно велика. Во встрече с Кореей Васин в одном из эпизодов дал навесить, в другом пустил оппонента за спину – обе ситуации привели к мячам в наши ворота. А против Ирана уже Кутепов дал легко себя обыграть, Джикия не стал фолить, хотя имел необходимый для этого зазор до штрафной.
Проблема, хотя Станислав Саламович и не любит это слово, носит системный характер. Решить ее по щелчку, просто "передвинув мебель", не получается. Не выходит, когда слепленная из людей из разных клубов линия не давала бы сбоев. Игнашевич и Василий Березуцкий приостановили карьеры в сборной, и добавить к ним кого-либо уже не получится.
Время вышло. На мой взгляд, мы недооцениваем роль этих парней. Восхищаемся легендами прошлого, но ведь Игнашевич и Березуцкие – выдающиеся для России футболисты, вклад которых в историю станет понятен, возможно, только когда они повесят бутсы на гвоздь.
Но сейчас произошло совершенно "неожиданное". То, о чем предупреждали эксперты едва ли не с середины 2000-х ("за Березуцкими и Игнашевичем – никого"), случилось. Действительно – никого. За то время, что Алексей, Василий и Сергей выступали в сборной, написано несколько программ развития, но ситуация в самом главном – детско-юношеском футболе – не исправлена. У завершивших карьеры игроков нет никаких стимулов идти работать "по детям" – много ли классных в прошлом защитников и вообще экс-футболистов национальной команды трудятся, обучая юношей?
Но это разговор долгий. Поэтому предлагаю рассмотреть о то, что можно было сделать за короткий период времени – скажем, со 2 декабря 2010 года, когда нашу страну выбрали организатором ЧМ-2018. Игнашевичу тогда исполнился 31 год, Березуцким – 28. Самый сок, но время думать о замене настало уже тогда.
ФАКТОР ЛИМИТА
Неправильно говорить, что поколение Евро-2008 выросло без лимита, конкурировало с лучшими легионерами, и потому добилось успеха. Напомню, что ограничения по иностранцам к тому моменту действовали уже без малого три сезона. С 2006 года, когда их ввели, мы увидели различные перемены по количеству, что в результате привело к извращениям последствий лимита. Появились "российские" позиции, что применительно к линии обороны означает следующее: вратарь и крайние защитники должны быть доморощенными, места центральных в большинстве топ-клубов отданы иностранцам. Лимит не сработал – по крайней мере, в отношении к одной позиции.
ФАКТОР НАТУРАЛИЗАЦИИ
За все это время натурализованы Гильерме (вратарь, с помощью и при посредничестве клуба), Мариу Фернандес (крайний защитник, при посредничестве клуба и изменениях в регламенте чемпионата), Нойштедтер (центральный защитник – опорник, решение РФС). Сейчас появился Рауш, тоже крайний защитник, у которого имелся, судя по всему, паспорт гражданина РФ.
Подведем итоги. Один вратарь, два фланговых исполнителя – игроки на позиции, где и так есть конкуренция среди россиян. И только один центрдеф, который не проходит в состав. С момента получения нашего паспорта Нойштедтер провел пять матчей за сборную. Ситуация удивительная по факту, но совершенно ожидаемая в силу того, что показывает частный случай общего состояния дел. В федерации уже довольно продолжительное время отсутствует спортивный директор, которому могут платить лишь 100 тысяч рублей.
А как могло бы быть? Приведу корейский пример, о котором напомнил в интервью "СЭ" Валерий Сарычев. Экс-голкипер "Торпедо" в свои первые годы выступлений в корейской лиге стал ключевой фигурой в команде, выигравшей несколько титулов. Другие клубы стали приглашать в ворота иностранцев, и вскоре такую практику запретили – голкиперами могли быть местные.
Могло ли подобное произойти в России, но применительно к центральным защитникам? Безусловно. Принципиальность исполкома РФС была продемонстрирована в декабре 2014 года и в июле 2015-го. Зимой 2014-го члены исполнительного комитета проголосовали за формулу лимита "10+15" в заявке на сезон, а в июле следующего года – за то, чтобы снизить количество иностранцев на поле с 7 до 6. Для справки: состав исполкома оставался одним и тем же.
Полагаю, за без малого 10 лет, прошедших с момента получения права провести ЧМ, наше футбольное хозяйство можно было бы коренным образом реформировать, но не решен даже достаточно узкий вопрос с центральным защитником. И вновь слышатся призывы вернуть Игнашевича (38 лет) и братьев Березуцких (36).
Почему не пошли по корейскому сценарию? Ведь даже в качестве идеи появление хотя бы одного россиянина на позиции центрального защитника никогда не рассматривалось.
Глупо говорить, что все 16 (как минимум) россиян, выступавших бы в РФПЛ, претендовали бы на место в сборной, но центрдефы наших больших команд могли пройти испытание еврокубками гораздо раньше, чем сейчас это происходит с Васиным.
ГДЕ ЗАЩИТНИКИ КОЛЫВАНОВА И ХОМУХИ?
За временной грейд в 10 лет юношеская сборная страны дважды – под руководством Игоря Колыванова (2006) и Дмитрия Хомухи (2013) – побеждала на чемпионате Европы среди 17-летних. Кто-то может сейчас вспомнить о судьбе центральных защитников двух этих команд? Трудно допустить мысль о том, что все они не имели перспектив во взрослом футболе – даже при всех трудностях переходного возраста. Состав Хомухи, кстати, в этом плане более успешен – Александр Головин уже не только привлекается во взрослую сборную, но и является одним из футболистов, определяющих ее игру.
ЧТО СЕЙЧАС МОЖНО СДЕЛАТЬ?
Перечислив варианты возможного решения проблемы, принято называть тот единственный выход, который мог бы все решить. Есть ли он сейчас, за 8 месяцев до первого нашего матча на ЧМ-2018?
Натурализовать уже никого не успеем.
Вряд ли появится гений, которого ранее не замечали. Черчесов ищет варианты, которые могли ни спасти (речь о катастрофе все же не идет) ситуацию, а ее стабилизировать. Но ключевым, стержневым футболистом по-прежнему остается Васин, базовые характеристики которого (накопившийся опыт, возраст и тренировочный процесс рядом с Березуцкими и Игнашевичем), оставляют надежду на лучшее. Есть шанс, что прибавит связка Джикия-Кутепов, если их в паре будет ставить главный тренер "Спартака" Каррера.
Существует вероятность, что Нойштедтер, выступающий в "Фенербахче" в паре со Шкртелом, завоюет доверие Черчесова.
Но в любом случае нам остается сожалеть об упущенном времени. Мы уже давно наблюдаем, как стареют армейские защитники – и не предпринимали ничего, чтобы найти им замену.