Плохие новости для Смолова. Главные выводы по итогам победы России над Чехией
Товарищеский матч. Россия – Чехия – 5:1
Исполнители сменились, система осталась
Не стоит переоценивать эту победу. Пять дней назад сборная Чехии провела домашний матч Лиги наций против Украины, сыграла тогда плохо, пропустила множество опасных атак, допустила по своим воротам 25 ударов и закономерно проиграла – 1:2. Хотя исходя из количества моментов, счет должен был быть крупнее.
Против России Чехия выставила совсем другой состав, обновленный на семь позиций. Из тех, кто играл в предыдущей официальной игре, остались два защитника, Калаc и Боржил (ставшие антигероями), а также пара футболистов средней линии Хушбауэр и Соучек. Многие ведущие футболисты остались на лавке, схема также изменилась – с 3-5-2 на 4-2-3-1.
Но и совсем пренебрежительно к этому успеху России относиться тоже нельзя, поскольку наша сборная тоже вышла играть далеко не основным составом. С одной стороны, Черчесову хотелось дать передышку уставшим лидерам и попробовать какие-то новые варианты. С другой – победить, это важно как с точки зрения рейтинговых очков, так и эмоционального настроя. Не говоря уже о желании порадовать ростовскую публику на новеньком стадионе.
Как изменился состав
На правом фланге остался Мариу Фернандес, но над ним теперь появился Ионов. На левой бровке, как и против Турции, вышел Черышев, но защитником теперь стал Рауш. В центре обороны снова нашлось место Нойштедтеру, но пару ему составил не Джикия, а Семенов. Наконец, в средней линии сохранили позиции Газинский и Кузяев (у Далера, правда, стала более глубокая роль), а Ерохин из правого хавбека превратился в центрального атакующего.
Такое плавное, а не резкое обновление состава позволило сборной России сохранить систему и игровой рисунок, пусть и с небольшими корректировками из-за стилевых особенностей отдельных исполнителей. Главное, что никакого хаоса на поле не прослеживалось и в помине, а многие ближайшие резервисты проявили себя очень достойно.
Бездиагональный выход из обороны
Активный прессинг, быстрая доставка мяча к чужой штрафной, перегруз определенных зон за счет смещения центральных полузащитников и нападающего, стремление сразу же отвоевать мяч после потерь и провести атаку вторым темпом, – основные игровые идеи у команды Черчесова остались теми же, да и странно было ждать чего-то нового спустя три дня. Тем более если философия себя оправдывает.
Изменились лишь определенные методы взаимодействия. Без Джикии, который в матче с Турцией стал главным глубинным диспетчером сборной, почти полностью пропали длинные диагонали в переднюю линию. С двумя правоногими центральными защитниками выход из обороны стал совсем другим: Нойштедтер отправлял мяч, как правило, ближнему (самая популярная тройка его адресатов – Семенов, Лунев и Рауш, далее идут опорники), а за средние и длинные передачи отвечал Семенов.
Бровку Черышева при выходе из обороны наша команда не использовала, туда мячи в первой стадии атаки по диагональному коридору не отправлялись. Ключевой зоной снова стали правые фланг и полуфланг. Только если против Турции от Джикии следовали высокие передачи, то сейчас Семенов отдавал продольные пасы в оттяжку:Ионов, Ерохин или Газинский опускались в глубину, действовали на опережение и разворачивались – самостоятельно или при помощи партнеров.
Прямиком на Заболотного центральные защитники мячи не отправляли (лишь одна такая передача у Нойштедтера, ноль – у Семенова). Этим занимался Лунев, насобиравший 8 длинных переводов в сторону габаритного форварда.
Газинский и Ионов? – лучшие игроки матча
Атакующий крен на правую сторону (по крайней мере до замен во втором тайме) вновь оказался слишком чувствителен. В Трабзоне разрывали соперников Мариу Фернандес и Ерохин. Последний отвлекал на себя внимание крайнего защитника турок смещениями к центру и оставлял российского бразильца в одиночестве в широкой позиции. В Ростове Мариу оказался не так заметен в финальной трети поля, а виной тому – игра Ионова. Нападающий "Ростова" сам заполнял фланговые и полуфланговые зоны, и во многом на его умении быстро отыграться с партнером, резко развернуться и на скорости ворваться в зону за спиной соперника была построена атакующая игра нашей сборной.
Голевую передачу из глубины Ионову отдал новый капитан – Газинский. Игру Юрия стоит отметить отдельно. Он, играя среди полузащитников ниже всех, стал самым точным футболистом команды с 92 процентами (36 удачных пасов из 39), показал достойный уровень ведения единоборств (13 победных из 19, лучший процент в команде), реже всех терял мяч, выполнил больше всех подборов на чужой половине (6). Да, результативный пас во многом состоялся из-за грубейшей ошибки чехов с выполнением офсайда, но необходимо напомнить, что в игре с Турцией хавбек "Краснодара" уже отдавал две такие же передачи из глубины первым касанием в комбинациях "на третьего".
Заболотный достойно заменил Дзюбу
Черчесов не стал отказываться от ставки на большого нападающего, которая существенно упрощает нашей (да и не только нашей – вспомните хотя бы чемпионат мира) команде жизнь при выходе из обороны. Заболотный цеплялся за верховые мячи (которые, как мы уже заметили, летели прямиком от Лунева), скидывал партнерам, действовал в подыгрыше и успевал выбегать на ударные позиции за счет разворотливости и подвижности. В первой стадии обороны форвард "Зенита" добросовестно прессинговал защитников: мячи не перехватывал, но с принятием решения заставлял торопиться.
35 единоборств (20 победных) за 73 минуты – это, конечно, не Дзюба образца чемпионата мира, но тоже крутой показатель. Свой типичный силовой гол Антон сотворил в одиночку, подкравшись из-за спины и отбросив соперника в сторону корпусом. После этого еще и заработал пенальти, классно отыскав свободную зону за спиной крайнего защитника. Черчесов должен быть доволен. Заболотному еще необходимо прибавлять в технике и скорости мысли. В первом тайме уже после своего гола он, выйдя почти один на один, загубил момент из-за слишком долгой подстройки под мяч.
Но, честно говоря, учитывая все более проявляющуюся вертикализацию футбола, а также предысторию чемпионата мира, перспективы Смолова в действующей философии могут оказаться не такими радужными, даже если Федор и наберет к следующему сбору приличную форму.
Вопросы по левому флангу остались
Бровка Черышева и Кудряшова стала самым уязвимым местом сборной России в матче с Турцией. С выходом Рауша намного лучше не стало. Константин не всегда справлялся в единоборствах, а Денис вновь из-за своей атакующей натуры принимал неправильные решения при игре без мяча и оставляя своего партнера в одиночестве против нескольких соперников. Хавбек "Валенсии" мог свалиться в центр контролировать опорную зону вместо помощи в прямой зоне ответственности. Из-за этого, например, в начале второго тайма команда получила удар из открытой позиции после флангового навеса на дальнюю штангу. Подобные эпизоды – не единичны, за два матча их можно насобирать порядка 6-7.
В атаке дела здесь тоже не стали веселее. В Трабзоне через левую бровку Россия провела всего четыре атаки. В Ростове – восемь (четыре из них – в последнюю 20-минутку после замен). Черышев по тренерскому замыслу постоянно смещался в центр, где помогал разыгрывать комбинации другим полузащитникам и открывался под удар, а Рауш стал подключаться к чужой штрафной только во втором тайме. В концовке он даже выполнил классную голевую передачу с игры (а еще был навес с углового), но мы и так знали, что с пасами в штрафную у него лучше, чем у Кудряшова. А вот разнообразие в маневрах, скорость и техника – все это примерно на том же уровне.
Левый фланг по-прежнему видится наиболее проблемной зоной у нашей команды. Можно не сомневаться, что в следующих матчах соперники также изберут его как главную мишень для давления.