Почему Бердыева не будет в сборной Черчесова. Колонка Казакова
FOOTБОЛЬНЫЕ ЛЮДИ
Илья КАЗАКОВ
Вечером в четверг Станислав Черчесов выезжал из своего отеля в Манчестере в сторону стадиона "Олд Траффорд", а из своей гостиницы навстречу ему двигался автобус "Ростова". Вроде бы стандартный вечер для людей, ставших в середине марта одними из основных создателей инфоповодов. Если бы не одно "но".
За несколько часов до матча ростовчан с "МЮ" один из казанских новостных ресурсов сообщил, что якобы решен вопрос о привлечении Курбана Бердыева к работе в сборной России в дни чемпионата мира. Тренер "Ростова", который со своей командой внес весомый вклад в завоевание для нашей страны третьей путевки в Лигу чемпионов-2018/19, должен был, по мнению источника, заняться сбором и анализом информации по соперникам россиян. То есть, по сути, дублировать функции Мирослава Ромащенко, правой руки Черчесова. Или заменить того в этом качестве.
Новость не опровергали, хотя обсуждали бурно. Черчесова, как и Бердыева, никто напрямую об этом не спросил (либо оба специалиста от ответа уклонились), а президент РФС Виталий Мутко, комментируя в пятницу разные горячие темы – от выступления "Ростова" в еврокубках до идеи провести на стадионе в Санкт-Петербурге хоккейный матч, ответ на подобный вопрос пока не давал.
Мутко, как бы ни относились к нему многочисленные оппоненты, за время работы в РФС проявил себя не только политиком высшего разряда, но и в качестве топ-менеджера умудрился избежать в прямом общении с тренерами сборной ситуаций, которые вызывали бы у них резкий протест. Что Хиддинк, что Слуцкий, что Черчесов, не говоря уже о Капелло, могли при желании посетовать на какие-то трудности в быстрой коммуникации или какие-то иные проблемы, напрямую не относящиеся к их профессиональной деятельности, но представить, чтобы вице-премьер позволил себе лезть в тренерские дела и заниматься какими-то кадровыми решениями непосредственно по этому профилю… Это просто неправдоподобно.
Хиддинк настоял, например, чтобы его главный помощник Александр Бородюк сосредоточился на работе только с первой сборной, покинув молодежку, и Мутко не стал давить на голландца, несмотря на перспективы, которые имелись у той команды. Мутко не стал настаивать на включении в заявку тех игроков, которые не попали в список Слуцкого на Еurо-2016. Хотя при желании мог, вероятно, это сделать.
Словом, Мутко не вмешивался в тренерские дела ранее и не стал бы делать это сейчас, перед очередными контрольными матчами сборной и Кубком конфедераций. Да и представить, что Черчесов задним числом получит указание усилить штаб конкурентом, которого рассматривали наравне с ним на эту должность, и согласится сделать это, честно говоря, сложно. Равно как и поверить, будто в институте РФС есть четкий кадровый план на следующее лето. График подготовки существует, он расписан едва ли не понедельно, но кадровые вопросы и сборная – слишком тонкая материя, чтобы рассуждать на эту тему загодя. До того же Кубка конфедераций.
Поэтому новость – не более чем иллюзия или чье-то желание.
Человека, хотящего видеть Бердыева в сборной. Журналиста. Антагониста Черчесова. Да вообще кого угодно.
Кого ни спроси из футбольного мира, никто не в состоянии представить, что два главных тренера, никогда не пересекавшиеся в совместной работе или хотя бы в одной компании, изъявили бы намерение трудиться вместе в такой странной конфигурации. Что Бердыев, что Черчесов – сильные личности, подбирающие помощников, очень четко понимающих иерархию отношений. И никогда ранее не замеченные в желании делить полноту власти и ответственности с кем-то еще.
В истории сборной бывали случаи, когда в штабе главного тренера оказывались ассистенты, которые быстро уходили – без особой шумихи. Александр Тарханов, например, остался в команде после Еurо-1996, но вскоре покинул ее, хотя Борис Игнатьев поначалу привлек его к работе. А Игорь Чугайнов вместе с Бородюком вошел в штаб Георгия Ярцева и точно так же расстался со сборной через несколько матчей. Но озвученная в четверг идея однозначно утопична. Сродни той, что возникла при выборе нового тренера национальной команды из четырех кандидатур – когда возник вариант назначить Сергея Семака главным, а Валерия Непомнящего – присматривающего за молодым специалистом в качестве консультанта.
Идея собрать всех лучших специалистов страны воедино не нова. В истории уже был подобный опыт, когда сборную СССР на чемпионат мира-1982 повезли Лобановский, Ахалкаци и Бесков – мощные, но совершенно не совместимые личности. Ничего хорошего из того эксперимента не вышло, и второй раз входить в ту же реку – себе дороже. Представляю, что сказал бы Жозе Моуринью, если бы ему предложили войти в штаб сборной Португалии тренером по аналитике.
Тот же Слуцкий, кстати, чье пребывание в Лондоне вызывает много разговоров, поскольку мало кто понимает в полной мере, чем именно занят в английской столице бывший тренер сборной, отношения к нынешнему штабу "Челси" не имеет. Ни как аналитик, ни как скаут. Поскольку главный тренер всегда останется главным тренером. Слуцкий учит английский, погружается в британский футбол и может дождаться предметного предложения уже через пару месяцев. Или не дождаться – хотя первый вариант все же выглядит более реальным.
Кстати, что самое удивительное, когда в феврале Слуцкий был в Москве, в одном из кафе рядом с РФС к нему подошел человек, имеющий самое прямое отношение к комитету по этике. И рассказал о желании увидеть тренера на одном из заседаний. В ответ тренер предложил вариант дисквалифицировать его до конца сезона, поскольку бывает в столице очень редко. Но услышал, что так жестко с ним за шутку поступить не могут. Наказание должно быть более гуманным.
Не исключено, что идея появления Бердыева в сборной России в качестве аналитика тоже пропитана гуманизмом. Но вряд ли это будет гуманно по отношению к сборной – если вести речь именно о таком варианте.