Юрий Семин: "Газзаева – в сборную!"
EURO-2016
КАК ИГРАЛИ В НАЧАЛЕ ВЕКА, ТАК И ИГРАЕМ
– Вам не кажется, что 1/8 финала Еurо стала олицетворением современного европейского футбола: множество единоборств и мало самой игры?
– Мы наблюдаем ту же тенденцию, что и на чемпионате мира-2014: борьба каждую секунду матча на базе высшего уровня физической готовности, характерная сегодня для всех сильнейших команд. Мы же в России – тренеры и футболисты – эту тенденцию вовремя не уловили. Как играли в начале века, так и играем. В лучших европейских сборных – в отличие от нашей – 6 – 7 атакующих при потере мяча тут же переключаются на оборону, выполняя огромный объем работы по отбору мяча. А у нас Смольников во встрече с Уэльсом бежит за Бэйлом, лишь сопровождая его, не навязывая единоборства. Мамаев вместо того чтобы жестко сразиться с соперником за отобранный у него мяч, отмахивается и получает желтую карточку. Дзюба, проиграв дуэль, останавливается – мол, возвращать мяч не мое дело.
– А, может, правда не его? Для чего тогда оборона?
– Четверка защитников в современных условиях уже не в состоянии сводить на нет угрозы, если соперник атакует большими силами. Меня, не смотря на вылет, поражали звездная группа атаки сборной Испании, быстро переключавшаяся на оборону и совершавшая невероятное число отборов, облегчая жизнь защитникам. А наши при средних исполнителях в этой линии подобное не делали, оставляя квартет защитников одних на обширном пространстве.
На Еurо мы видим и космические скорости – не только бега, но и перехода от атаки к обороне, принятия решений, когда в игре постоянно задействованы все десять полевых футболистов. Наша команда, к сожалению, была далека от всего этого.
– Претензии – ее тренеру?
– Нельзя всю ответственность за неудачу валить на Слуцкого, очевидно же, что игроки сборной России нутром, что ли, пока не восприняли футбол, культивируемый ведущими командами Европы.
– Но в сборной ведь лучшие футболисты страны…
– Не спорю. Но лучшие они в России, а что показывают на европейской арене? Когда журналисты, например, отмечают: "Этот игрок способен отдать отличную, острую передачу", – вспоминается старый анекдот. У вольера со слонами приведен рацион питания животного – десятки килограммов хлеба, картошки, капусты, бананов. "Неужели слон все это съест?" – спрашивает посетитель. И слышит от служащего зоопарка: "Съесть-то он съест, только кто ж ему даст". В спокойной обстановке чемпионата России иной футболист действительно выглядит мастером паса – когда никто не мешает, есть время и пространство, а на Еuro игрок всего этого лишен. Здесь все нужно делать за считаные секунды в крайне стесненных обстоятельствах. И вот тут наши оказались несостоятельны.
– Сейчас мировой футбол благодаря телевидению открыт для всех, и было заранее известно, с чем россияне столкнутся во Франции. Наверное, на сборе это учитывалось?
– Давайте вспомним, что подготовка к важнейшим турнирам мирового и европейского футбола не дала результата ни при Адвокате, ни при Капелло, теперь при Слуцком – прежде всего, в плане физических кондиций игроков. Перейдя на систему сезона "осень-весна", мы потеряли превосходство в этом разделе, который, надо честно признать, наш главный козырь. И Слуцкому элементарно не хватило времени. Раньше тренер сборной имел достаточно времени для сборов перед главными соревнованиями, и за счет лучшей функциональной готовности мы могли противостоять любому сопернику. Теперь это преимущество утрачено.
– Казалось, наоборот, "физике" уделяется огромное внимание, если за нее в сборной отвечал испанский специалист?
– Слабая физподготовка бросалась в глаза еще в контрольных матчах с Чехией и Сербией, но тот самый специалист утверждал, что к чемпионату Европы все будет в порядке. А оказалось, во Франции сборная попала в еще более глубокую функциональную яму.
НУЖНО ЗНАТЬ РУССКИЙ МЕНТАЛИТЕТ
– Видимо, при системе "осень-весна" следовало закончить чемпионат России раньше, выделив больше времени для тренеров сборной?
– Дело не только в сроках, есть еще и психологический аспект. Весной завершился чемпионат России. Те, кто выполнил турнирную задачу, в эйфории: хорошо поработали, жизнь удалась. Кто не оправдал надежд – в депрессии. Может быть, в Европе не так, но надо знать русский менталитет. Это важный фактор, тоже сыгравший свою роль.
– Считаете, что стоит вернуться к системе сезона "весна-осень"?
– Прежде чем менять систему розыгрыша, исполкому РФС необходимо было посоветоваться с ведущими российскими тренерами, игроками. Сейчас в составе этого органа уже нет многих людей, принимавших то решение, а мы теперь расхлебываем заваренную ими кашу. И сейчас в РФС есть комитеты, отвечающие за развитие футбола, в которых нет ни одного действующего или бывшего тренера, человека, знающего футбол изнутри.
Стала ли премьер-лига сильнее от того, что ввели "осень-весну"? Нет, ослабла. При старой системе трибуны стадионов на решающих матчах чемпионата даже в плохую погоду были заполнены. Это отдельный вопрос, который требует тщательного анализа и обсуждения, мимоходом, только с позиций подготовки сборной России о нем говорить не стоит.
– Тогда вернемся к сборной.
– Для ее развития тоже нужен постоянный анализ выступлений – успехов и неудач. Не сработали три подготовительных цикла кряду. Об этом надо кричать, трубить, принимать какие-то решительные меры. А у нас – тишина, слегка пожурили тренера, который делал все, что мог. И что дальше?
Глубокого разбора выступлений команды на чемпионатах мира и Европы не было ни при Хиддинке, ни при Адвокате, ни при Капелло. Слуцкий начинал, можно сказать, с чистого листа, не отталкиваясь от опыта своих предшественников. А мы потом удивляемся, почему перед главными матчами сезона травмировался Дзагоев или Денисов.
Ясно, что Слуцкий не избежал ошибок. Сколько шума было, например, по поводу предоставления российского гражданства Нойштедтеру. Может быть, он когда-нибудь себя и проявит, но на сегодня это рядовой игрок, каких в российском чемпионате немало. В этом все быстро убедились, и в последнем матче Нойштедтер не участвовал.
ВОСЕМЬ КОМАНД – ЕЩЕ НЕ ВЕСЬ РОССИЙСКИЙ ФУТБОЛ
– Это все причины неудач, лежащие на поверхности, но, наверное, есть и какие-то глубинные?
– Есть. Лет 20 мы талдычим о тренировочной базе для национальной команды, на которой параллельно могли бы готовиться все остальные сборные России – вплоть до самой младшей юношеской. А воз и ныне там. Давно почти ничего не выигрываем на юношеском международном уровне, сборная не имеет подпитки молодежью, потому и продолжает эксплуатировать Игнашевича и братьев Березуцких, смены которым не видно.
В нашем футболе сильно принижена роль тренера, особенно детского. Авторитет агентов порой гораздо выше тренерского в глазах игроков. Если футболисту не нравятся требования наставника, агент успокаивает его: сегодня ты в этой команде, а завтра будешь в другой, и футболисту остается не напрягаться на тренировках, а лишь ждать конца сезона, чтобы перейти к "удобному" тренеру. И так до бесконечности. Почему люди в британских сборных бьются на поле, как львы? Потому что они получают боевую закалку на высшем уровне в своих клубах, в национальных чемпионатах. И должны сегодня служить примером для наших.
– Но нельзя не признать, что в организационном плане российские клубы не уступают лучшим европейским?
– Какие? Из первой восьмерки? Да, возможно. Контракты игроков там соответствуют европейским стандартам. А в остальных? Во многих коллективах ФНЛ по полгода не платят зарплату, люди вынуждены обращаться в палату по разрешению споров. А ведь первый и второй дивизионы – те притоки, которые должны питать реку под названием РФПЛ. Восемь команд – далеко еще не весь наш футбол. Больно смотреть на пустые трибуны стадионов в глубинке. Разве МЛС в США сильнее российской лиги? Но там средняя посещаемость 30 тысяч зрителей на матче, потому что они видят настоящую борьбу, схватку не только мастерства, но и характеров. И вдобавок все это в комфортной обстановке на стадионах. В отличие, увы, от большинства игр РФПЛ и следующих за ней лиг.
– Но приживется ли у нас такой сверхконтактный футбол?
– А другого пути нет, если мы хотим чего-то добиться на международной арене, на чемпионате мира-2018. В этом процессе обязаны участвовать все, в том числе и судьи, которые должны поощрять жесткую борьбу. А то у нас свистки после каждого столкновения, некоторые игроки ухитряются отлеживать на газоне по пять-десять минут за матч. Потом выходят с поля – ни одной царапины.
В ШКОЛЫ – УРОКИ ФУТБОЛА
– Играет ли какую-нибудь роль в результатах сборной принятый у нас лимит на иностранных футболистов?
– Любой аспект национального чемпионата так или иначе сказывается на сборной. Я сейчас не буду излагать свою точку зрения по поводу лимита, а лишь подчеркну, что решение по нему должны принимать специалисты, а не те, кто ходит на футбол раз в году. Необходимо собрать круглый стол с участием руководителей российского футбола и ведущих тренеров, обсудить проблему совместно – пусть начальство услышит, наконец, правду о реалиях. И обязательно учесть мнение Объединения отечественных тренеров.
– Леонид Слуцкий ушел в отставку. Кого видите руководителем сборной?
– Слуцкий успешно прошел со сборной сложный отборочный этап к чемпионату Европы – и по игре, и по результату. И мы должны сказать ему спасибо: участвуя в Euro, мы, а, главное, футболисты собственными глазами увидели, на себе прочувствовали, по какому пути идти дальше. Считаю, что сборной нужен освобожденный, обязательно российский, обязательно опытный специалист, который имел бы свежий взгляд на формирование команды, на игроков.
– Фамилию назовете?
– Валерий Газзаев. Он – человек самостоятельный, абсолютно независимый в своих решениях, умеющий отстаивать собственное мнение. И опыта ему не занимать, один только выигрыш ЦСКА Кубка УЕФА при минимальном бюджете о многом говорит.
– Что прямо сейчас необходимо сделать для российского футбола?
– Хоть что-нибудь. Например, ввести в школах уроки футбола, и вы увидите, как дети будут на них ходить, как они любят наш вид спорта.