«Пишут, что «Торпедо» никакое, а мы первыми в России выиграли Кубок!» Как автозаводцы победили ЦСКА
Кубок России-1992/93. Финал
«Торпедо» (Москва) — ЦСКА — 1:1 (1:1,0:0,0:0), пенальти — 5:3
Голы: Савичев, 7 (1:0). Файзулин, 18 (1:1).
«Торпедо»: Подшивалов, Филимонов, Чельцов, Афанасьев, Ульянов, Шустиков (Чумаченко, 48), Путилин (Новгородов, 70), Арефьев, Савичев (Паземов, 109), Чугайнов, Прокопенко.
ЦСКА: Плотников, Гущин (Масалитин, 101), Колотовкин, Машкарин, Малюков, Мамчур, Иванов (Минько, 63), Карсаков, Антонович, Сергеев (Дудник, 83), Файзулин.
13 июня. «Лужники».
«Торпедо» не тянуло время!»
«Торпедо» и ЦСКА впервые встретились в рамках Кубка России в июне 1993 года. И сразу в финале. К тому моменту команды решали разные задачи в чемпионате страны. Автозаводцы боролись за попадание в тройку, армейцы — за выживание. Тем не менее именно красно-синие считались фаворитами финала.
— Конечно, ЦСКА являлся фаворитом. Все-таки восемь армейцев входят в состав молодежной сборной России, а Сергеев — и вовсе в первую привлекается, — сказал уже после игры полузащитник черно-белых Дмитрий Ульянов.
— Прежде всего мы опасались Файзулина. Это очень хороший нападающий, — констатировал после финала голкипер «Торпедо» Александр Подшивалов.
Ильшат действительно потрепал нервы автозаводцам и свой гол в тот вечер забил. Но обо всем по порядку.
Первыми укололи подопечные Юрия Миронова. Да как! На 7-й минуте Николай Савичев (нынешний главный тренер «Торпедо») решился на рейд от бровки поля к штрафной. Лихо пройдя сразу троих соперников, он протолкнул мяч мимо Плотникова — 1:0!
— Я решил, что на мне вот-вот кто-то сфолит, — говорил после матча герой эпизода. — Но меня не тронули. А в следующую секунду я уже думал только об одном: как следует попасть по мячу.
Армейцы отыгрались еще до перерыва. Файзулин оказался самым расторопным, поймал отскок и без шансов для голкипера пробил под перекладину почти с 11-метровой отметки.
Впрочем, больше Подшивалов ничего перехватившим инициативу красно-синим сделать не позволил. В первом тайме он вытащил сложнейший мяч, пущенный Сергеевым под перекладину. На 80-й минуте вратарь среагировал на коварный удар Мамчура в дальний угол, а на 90-й справился с выстрелом Минько. Помимо мастерства голкипера на стороне «Торпедо» был еще и фарт — Файзулин из выгодной позиции угодил в штангу.
В общем, «Торпедо» дотерпело до серии пенальти, где оказалось точнее — 5:3. В составе ЦСКА свою попытку не реализовал Антонович — вновь классно сыграл Подшивалов.
«На ударе Ульянова кончилась эта сумасшедшая рулетка, — писал корреспондент «СЭ». — И начались те неповторимые мгновения, которые надолго врезаются в память. Рыдающий в тоннеле Плотников. Поджидающий партнеров у кромки поля Талалаев на костылях. Убитый горем в кресле раздевалки Антонович. Савичев в объятиях брата. И Подшивалов, радующийся как ребенок тому, что в понедельник у «Торпедо» — выходной».
— Шутка ли, «Торпедо» стала первой командой, завоевавшей Кубок России, — не скрывал своих эмоций голкипер. — И признаться, я безумно устал. Очень трудным оказался второй тайм. Армейцы увеличили давление, и мне пришлось попотеть. Хочу разуверить тех, кто считает, что «Торпедо» специально тянуло время до пенальти. Нам тренеры поставили задачу: выиграть в основное время. Увы, не получилось.
— По количеству голевых моментов, конечно, должен был выиграть ЦСКА, — признал защитник автозаводцев Игорь Чугайнов. — Но в футболе побеждает тот, кто забивает, а не тот, кто имеет лучшие шансы забить. У нас была единственная возможность — и ее блестяще использовал Савичев.
— «Торпедо» последние год-два критикуют специалисты и болельщики за не самую выразительную игру, исключительно от обороны. А как сами футболисты вашей команды оценивают этот стиль? — вопрос Подшивалову от еженедельника «Футбол».
— Мы так, между собой говорим, что, может быть, на сегодня это и есть наш стиль. У «Спартака» свой стиль, у нижегородского «Локомотива» свой, у нас вот такой — да, невыразительный, но тоже стиль. Ребята хотят играть в зрелищный футбол, в спартаковский, но что-то пока не получается. Видимо, тем исполнителям, которыми мы сейчас располагаем, именно такой стиль и подходит. А что касается критики... Здесь в общем-то много непонятного. Я вот читаю: «Торпедо» никакое, никакое, никакое... Но мы идем вверху, значит, мастерство у нас все-таки есть? Ну ладно, мы больше бьемся, чем играем, но бьются и другие команды. А за счет чего мы тогда побеждаем?
Костылева уволили за два дня до финала. Но игроки его вернули
Рулевой армейцев Геннадий Костылев на пресс-конференцию не явился. Его заменил генеральный директор клуба Виктор Мурашков: «В центре поля нам не хватило классного разыгрывающего. Такого, как Бушманов или Гришин. Но Бушманов пропускал финал из-за двух желтых карточек. А Гришин — по травме».
Так почему же Костылев проигнорировал общение с журналистами?
«Тому, что происходило в стане армейцев в считаные дни до финала, аналогов, по-моему, не было, — писал корреспондент «СЭ». — В четверг перед тренировкой генеральный директор клуба Виктор Мурашко объявил игрокам, что главный тренер команды Геннадий Костылев от работы отстранен. На следующее утро футболисты заявили, что если на вечерней тренировке Костылева не будет, то они не станут играть (вообще играть или играть хорошо — я не уточнял). К 17.00 вернули Костылева. Вроде бы все вернулось на круги своя. Но...»
— Кому нужна была эта нервотрепка? Мы же сутки оставались без тренера. И это перед финалом! — сокрушался после поражения полузащитник армейцев Дмитрий Карсаков.
А вот выдержки из интервью самого Костылева еженедельнику «Футбол» через несколько дней после игры:
— В чемпионате наша полоса невезения затянулась. Не спорю... Но вместо того чтобы сесть вместе с руководством и разобраться во всем, вдруг за два дня до матча с «Торпедо» мне объявляют о снятии с должности. Я им говорю — два дня осталось до игры, два дня... Дайте доиграть с командой финальный матч. Если я вас не устраиваю, ваш клуб — сделайте это по-человечески. Красиво, по закону по крайней мере. Если выиграем Кубок, я все равно не буду претендовать на место главного тренера. Не буду кричать, мол, теперь у меня алиби появилось. Просто пожмем друг другу руки, и я спокойно уйду. Нет, не спокойно... Но уйду. Мне же Мурашко заявляет категорично — никаких разговоров о финале с «Торпедо».
— Что было дальше?
— Приехал попрощаться с командой. Сказал: «Ребята, меня сняли с работы. Но я прошу вас: не падайте духом. Вы профессионалы, должны победить». В общем, хорошо попрощался и ушел. Сажусь в машину, футболисты меня догоняют и возвращают на базу. И тут началась буча. Ребята говорят: «Вы должны остаться, мы не согласны с решением руководства». Но я ответил: «Есть субординация». И уехал.
Потом уже дозвонились до меня руководители. Поняли, что обстановка непростая. Ну, говорят, мы тебя не увольняем... Как так — не увольняете? Это что, шутки, что ли? Тем не менее поехал к команде. Конечно, ни о какой нормальной подготовке речи уже идти не могло. Даже пенальти не потренировали. Ясно, что ребята очень хотели победить. Но вышли какими-то скованными, заторможенными...