13 ноября, 13:00

«Зачем Дзюба сказал про водокачку?! Если бы не травма, Костя мог попасть в сборную». Черданцев вступился за Генича

Черданцев заступился за Генича после критики Дзюбы
Виталий Айрапетов
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Черданцев ответил Дзюбе и Карпину.

Комментатор Георгий Черданцев ответил нападающему Артему Дзюбе, который в интервью «Матч ТВ» раскритиковал работу тележурналистов.

Мы не комментируем матчи для Дзюбы и Карпина

— Считаю, у тех, кто в последнее время стал высказываться о комментаторах, есть два заблуждения. Причем глубоких, — считает Черданцев. — Я это говорю как один из ветеранов профессии в нашей стране. Наверное, осталось не так много коллег, которые работают дольше меня. Виктор Гусев, Гомельский, Елагин, может быть, кто-то еще, но это буквально несколько человек на всю страну. Поэтому, думаю, имею право высказаться на данную тему.

— Итак, заблуждение первое?

— Комментатор существует для того, чтобы комментировать, а футболист и тренер — чтобы играть в футбол и тренировать. Но происходит некоторая путаница, не находите? Почему-то некоторые тренеры и игроки стали комментировать комментаторов... Не очень понятно почему. Валерий Георгич Карпин как-то сказал про нас: почему они могут нас обсуждать, а мы их — нет?

— Разве несправедливо?

— Да ради бога! Конечно, они могут нас обсуждать. Я о другом. О путанице при определении, что из себя представляет журналистская профессия. Каждый человек делает свой выбор. Либо профессионально занимается спортом, либо поступает в университет, изучает литературу, русский и иностранный языки, пишет сочинения и так далее. В итоге становится комментатором — человеком, который рассказывает о других людях, об определенной сфере жизни. В нашем случае это спорт.

Кинокритик пишет о кино. А по логике Валерия Георгиевича и Артема писать о кино теперь могут только большие режиссеры. А если ты не Карен Шахназаров, значит, не имеешь права говорить о синематографе, вести блоги? Вот только наши самые известные блогеры в этой сфере не сняли ни одной картины.

— Второе заблуждение?

— Мы, комментаторы, не комментируем матчи для профессионалов, тренеров, футболистов. Мы это делаем для широкой аудитории. Для девушек и женщин, бабушек и мам, для подростков и маленьких детей. И для остальной аудитории, которая мало что понимает в футболе. Им интереснее смотреть спортивную трансляцию, когда тележурналист объясняет им какие-то элементарные вещи, которые сидящий у телевизора человек просто не знает. Мы не комментируем игры для Валерия Карпина и Артема Дзюбы. Они, конечно, в футболе разбираются лучше любого из нас. Это же совершенно очевидно. При этом я, например, не учу Валерия Георгича тренировать, а Артема — играть. Однако без оценочного суждения ты никуда не денешься.

— Почему?

— Во-первых, это неотъемлемая часть профессии. Сказать, плохо сыграно или хорошо, в том числе и наша задача. В противном случае это просто интершум, который может изображать не человек, а искусственный интеллект. То есть просто называть фамилию футболиста, в данный момент владеющего мячом. Только вот зрителю все это неинтересно.

— А профессиональному футболисту?

— Наверное, профессиональный футболист смотрит трансляцию без звука. Знаю массу хоккеистов, которые не любят великих хоккейных комментаторов. Именно великих. Потому что, мол, они не разбираются в деталях. И, знаете, любой профессиональный спортсмен серьезного уровня, скорее всего, считает, что комментатор ничего не понимает в его виде спорта.

— И вас это не задевает?

— Комментатор федерального канала отдает себе отчет в том, что он работает для широкой аудитории. Иногда он ведет репортаж для случайных в спорте людей, для тех, кто просто сел у экрана за компанию. Сейчас, например, люди часто смотрят матчи семьями. Они не понимают нюансов, хотят разобраться. И комментатор своими оценочными суждениями призывает зрителя к какому-то диалогу. Мы им подбрасываем тему для дискуссий в перерыве. Был пенальти или не был и так далее. Мы первые, кто в прямом эфире реагирует на какие-то события, и, соответственно, это становится точкой отсчета для обсуждения. Ведь хорошо, когда есть что обсуждать после матча! Другое дело — корректность и форма, в которой это суждение высказывается. Понимаете? И тут я соглашусь и с Дзюбой, и с Карпиным. Форма очень важна. Могу привести вам один пример из своей практики.

— Давайте.

— Свой первый большой матч на федеральном канале я прокомментировал в 1999 году. «Мольде» — ЦСКА (4:0). И во время репортажа мне в аппаратную принесли записку от моего руководителя. Это уже ЧП!

— А что было в записке?

— «Немедленно прекрати учить их играть в футбол!» Я тогда подумал, что моя карьера комментатора закончилась... На следующий день прихожу на работу, меня вызывает к себе наш руководитель Алексей Иваныч Бурков: «Кого ты учишь? Эти люди всю свою жизнь играют в футбол, тренируются. Что ты им хочешь объяснить?!» Я тогда получил урок на всю жизнь! Конечно, по молодости хочешь показать зрителю, что ты знаток футбола и во всем разбираешься. Такие перехлесты бывали. Но с опытом, возрастом ты все-таки вырабатываешь определенный стиль и понимаешь, что в своих оценках не должен впадать в крайности. Все нужно высказывать в уважительной манере.

Андрей Аршавин.
Фото Александр Федоров, «СЭ»

Аршавин разбирает игры интереснее Невилла и Каррагера

— Но вас коробит, когда и Карпин, и Дзюба говорят, что современные комментаторы слабо разбираются в нюансах футбола?

— Это вопрос вкусовщины. Надо разбирать конкретные фразы и конкретные претензии. Сложно обобщать. Лично я стараюсь работать над собой, чтобы не рубить с плеча и не давать крайних оценок. Мол, этот не умеет или что-то в таком роде. Я прекрасно понимаю, что люди в РПЛ случайно не попадают. Они априори уже прошли большой путь.

— Тогда можете ответить на конкретную претензию Дзюбы? Вот его цитата из интервью: «Не знаю, правда или нет: Черданцев говорит, что в студии Sky Sports сидят Невилл и Каррагер и несут полную чушь. Ну, если Невилл и Каррагер, победители Лиги чемпионов, несут чушь о футболе, то я вообще стесняюсь спросить про Черданцева. Хотя я к нему очень хорошо отношусь».

— Это испорченный телефон. Я не говорил, что Каррагер и Невилл несут чушь.

— А как было?

— Я просто хотел сказать, что даже комментарии футболистов такого топ-уровня, как Каррагер и Невилл, невыносимо скучны! Они не несут чушь, они просто вообще ничего не говорят! Поэтому если ты заменишь Гарри Невилла на человека, который никогда не играл в Лиге чемпионов, то не изменится ровным счетом ничего! И это плохо для зрителя. Если следовать логике Дзюбы и Карпина, то вот победитель ЛЧ имеет право давать какие-то критические оценки. Но это не всегда так.

— Значит, дело в подаче?

— Я смотрю много трансляций с участием английских комментаторов. Да, они разбирают эпизоды. Этот отдал туда, другой пробил. Но там нет каких-то любопытных наблюдений. Мне кажется, Андрей Аршавин в наших эфирах оценивает действия игроков и команд гораздо интереснее!

Я это к тому, что англичане разбирают все довольно скучно, не добавляют красок, которые, по идее, должен был бы добавить экс-футболист, поигравший на топовом уровне. Они говорят штампами, речевыми шаблонами, от которых наши учителя нас в свое время отучали.

Но в той же Англии, кстати, есть такие персонажи, как Поул Скоулз и Рой Кин, которые могут и отжечь, и жестко высказаться. Но их, как говорится, зачехляют.

— Почему?

— Там не нужны такие вот критиканы. Никто не хочет слушать про себя какие-то резкие вещи. Даже от суперзвезд. По-моему, выбирается компромиссный вариант. Тот же Каррагер. Да, он победитель Лиги чемпионов. Но будет сыпать набором штампов, чтобы никто не обиделся. И тут можно говорить о некоем конформизме. А Роя Кина трансляции вести не зовут, чтобы он никого не «рубанул» в эфире.

Георгий Черданцев.
Фото Евгений Асмолов/ФК «Зенит»

На меня столько помоев уже вылили! По идее, мог утонуть...

— Карпин и Дзюба считают, что Генич или Черданцев должны работать в паре, допустим, с Аршавиным или Шалимовым.

— Да ради бога. Я только за! Лет пять назад мы с Ромой Широковым великолепно откомментировали матч «Спартак» — «Зенит». И где Рома Широков? Почему он не работает на «Матч ТВ»? Ни один футболист не работает комментатором. Объясните мне, почему? Где они? Их что — не берут, что ли? Повторюсь, я буду счастлив, если рядом со мной посадят Аршавина комментировать дерби ЦСКА — «Спартак».

— Серьезно?

— Конечно! Это просто работа мечты. Курорт! Ты называешь фамилии и отдыхаешь. А дальше уже Андрей Сергеич все делает за тебя. А ты молчишь и наслаждаешься жизнью. И все шишки, и все дерьмо польется на эксперта, понимаете? Да ради бога — пожалуйста, сделайте одолжение, я буду только счастлив.

Вы и представить себе не можете, сколько за время моей работы на мою голову было вылито помоев и дерьма в комментариях после матчей, на которых я работал. Да я бы уже утонул! Но я привык. Это тоже часть профессии. Либо ты уходишь, либо терпишь и продолжаешь комментировать. Тут уже никуда не деться. Так что я только приветствую идею парного комментария с Аршавиным или Шалимовым. Только вот они не хотят этим заниматься. Думаете, им не предлагали?

— А почему они не хотят?

— А это вы у них лучше спросите. Думаете, охота получать ведро помоев в социальных сетях после матчей? И вообще сложно угодить всем.

— Это вы о чем?

— Я почти 20 лет веду передачи о российском футболе. Приглашаю в студию экспертов. И после эфиров мне нередко звонят руководители клубов с одним и тем же вопросом: «А что твой гость несет? Что он вообще выиграл в этой жизни? Чего он нас учит играть?» То есть это вечная проблема, понимаете?

Поэтому комментатор — фигура компромиссная. Он априори нигде не играл, просто у него профессия такая. А к любому бывшему игроку со стороны футбольного сообщества будет настороженное отношение: он не был чемпионом России, а обсуждает «Зенит»... Или: а кого он тренировал? И тут ты становишься заложником ситуации. Либо тебе в эфир нужно приглашать только Черчесова, который доходил до четвертьфинала чемпионата мира, либо по каждому твоему гостю будут задавать один и тот же вопрос: а что он выиграл? И так будет продолжаться до бесконечности!

Ко мне же такой претензии не предъявишь. Я ничего не выигрывал. Но ко мне уже привыкли. За выслугу лет ты получаешь некое одобрение футбольного сообщества. Мол, он уже так давно комментирует, ну и бог с ним, пусть «несет чушь».

Константин Генич.
Фото Никита Успенский

Обидно за Генича! Дзюба неправ, у него не было таких травм, как у Кости

— А может быть, стоит предложить тому же Дзюбе прокомментировать матч на федеральном канале?

— Я просто не знаю, какие у него планы после завершения карьеры. Если он захочет попробовать себя в роли комментатора — милости просим. Язык у него острый, тембр голоса хороший. Пусть подаст всем пример. Почему нет?

— У вас после интервью Дзюбы изменилось к нему отношение в худшую сторону?

— Слушайте, я его уже знаю лет 100. Он никогда не был особо сдержанным в своих оценочных суждениях. Корректность высказываний — это все-таки не про него. Ничего нового в этом плане не произошло...

— А за коллегу Генича вам не обидно? Вот небольшая цитата из интервью Дзюбы: «Как говорит классик Станислав Черчесов: «Если он играл, то я творил». Где он играл? Я вас умоляю! Ну, где он играл-то, блин? На первенство водокачки, когда обыгрывал людей с колокольчиком? Он и то с ними вничью играл».

— Да, вот здесь обидно! Со стороны Дзюбы это прозвучало крайне несправедливо! Тут я категорически с ним не согласен. Как можно так говорить о своем коллеге-футболисте, который ел с тобой один хлеб?! Причем они из одной академии. Это просто некрасиво. Я постарше Артема и прекрасно помню, каким футболистом был Костя.

— Каким?

— Его карьера проходила на моих глазах. Костя был одним из самых талантливых игроков своего поколения. Просто он оказался заложником крайне неприятной ситуации, связанной с агентом, который его просто-напросто надул.

Кроме того, Костя получил тяжелейшую травму. Слава богу, что Артем таких повреждений в своей карьере избежал. Та травма испортила Геничу жизнь! И то, что он после нее не сломался морально, нашел себя в абсолютно другой профессии, — честь ему и хвала! С него надо брать пример.

А говорить про первенство водокачки в отношении Константина... Это как минимум некорректно, если не сказать жестче. По мнению Дзюбы, первая лига — это первенство водокачки, что ли? Ну извините... А сколько у нас футболистов прошло через ФНЛ? Это прозвучало уничижительно и оскорбительно не только по отношению к Геничу, но и ко всем тем, кто выступает во втором по силе российском дивизионе. Кто-то попадает туда на время, кто-то играет там постоянно. И что? Они зря свой хлеб едят? Тем более Артем сам поиграл в Томске и Туле. Это тоже, согласитесь, не топовый уровень. Мало ли как у кого складывается карьера. Я вам скажу больше. Если бы Генича не сломала травма и его не обманул агент, он бы точно играл в большом клубе и, думаю, дорос бы до сборной!

— Даже так?

— 100 процентов! Я не преувеличиваю. У него были отличные данные. Просто парню не повезло... Расклад сложился не в его пользу. Так, увы, тоже бывает. Но по своему потенциалу и футбольным качествам, поверьте, Костя был в полном порядке!

Положение команд
Футбол
Хоккей
И В Н П +/- О
1
Краснодар 15 11 4 0 32-7 37
2
Зенит 15 11 3 1 33-7 36
3
Локомотив 15 11 1 3 30-18 34
4
Динамо 15 9 3 3 31-17 30
5
Спартак 15 8 4 3 25-12 28
6
ЦСКА 15 8 3 4 24-10 27
7
Рубин 15 5 4 6 17-22 19
8
Ростов 15 4 5 6 20-26 17
9
Акрон 15 4 4 7 19-30 16
10
Пари НН 15 4 3 8 15-27 15
11
Динамо Мх 15 3 6 6 9-14 15
12
Кр. Советов 15 3 3 9 13-23 12
13
Химки 15 2 6 7 16-28 12
14
Факел 15 2 6 7 10-23 12
15
Ахмат 15 1 6 8 13-29 9
16
Оренбург 15 1 5 9 16-30 8
Результаты / календарь
1 тур
2 тур
3 тур
4 тур
5 тур
6 тур
7 тур
8 тур
9 тур
10 тур
11 тур
12 тур
13 тур
14 тур
15 тур
16 тур
17 тур
18 тур
19 тур
20 тур
21 тур
22 тур
23 тур
24 тур
25 тур
26 тур
27 тур
28 тур
29 тур
30 тур
22.11 19:00
Рубин – Акрон
- : -
23.11 12:00
Оренбург – Зенит
- : -
23.11 14:15
ЦСКА – Ростов
- : -
23.11 16:30
Химки – Краснодар
- : -
23.11 18:00
Спартак – Локомотив
- : -
24.11 14:00
Кр. Советов – Ахмат
- : -
24.11 16:30
Факел – Динамо
- : -
24.11 19:00
Пари НН – Динамо Мх
- : -
Все результаты / календарь
Лидеры
Бомбардиры
Ассистенты
ЖК
Г
Алексей Батраков

Алексей Батраков

Локомотив

10
Джон Кордоба

Джон Кордоба

Краснодар

8
Манфред Угальде

Манфред Угальде

Спартак

8
П
Маркус Вендел

Маркус Вендел

Зенит

8
 Бителло

Бителло

Динамо

6
Кладуио Луис Родригес Клаудиньо

Кладуио Луис Родригес Клаудиньо

Зенит

6
И К Ж
Муталип Алибеков

Муталип Алибеков

Динамо Мх

6 1 0
Данила Прохин

Данила Прохин

Оренбург

13 1 5
Фернандо Костанца

Фернандо Костанца

Крылья Советов

11 1 3
Вся статистика

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости