Маркус Берг: «Я — дерево? Неплохо для дерева — забивать в чемпионате России»
Евро-2020 — мой последний крупный турнир
— В последнем матче за сборную Швеции вы забили впервые за год, но команда упустила победу над Испанией в добавленное время. Вы больше разочарованы результатом или рады, что отличились?
— Результат, конечно, важнее. Если бы до начала матча с Испанией мне сказали, что Швеция заработает одно очко, то я порадовался бы. Но когда ты ведешь в счете до последних минут и пропускаешь в добавленное время, то эмоции от ничьей становятся негативными. Сейчас, спустя время, я уже понимаю, что 1:1 — это справедливый итог встречи. У соперника было много моментов, у нас тоже.
— Как вы сейчас оцениваете шансы попасть на Евро-2020?
— Шансы хорошие, ведь все в наших руках. За два тура до конца отборочного этапа Швеция опережает Румынию на одно очко. Да, нам будет трудно в гостях у нее в следующей игре, но у нас сильная команда, и я верю, что мы попадем на турнир.
— Вам уже 33 года. Чемпионат Европы, если Швеция туда отберется, станет для вас последним крупным турниром?
— Я еще после чемпионата мира говорил, что завершаю международную карьеру. Но потом передумал и решил продолжать выступления за сборную до чемпионата Европы. После него уже точно перестану играть за национальную команду. Становлюсь старше и чувствую, что играть на несколько фронтов все тяжелее и тяжелее. Сейчас я считаю, что все еще нахожусь в хорошей форме, но поддерживать высокий уровень и в клубе, и в сборной сложно.
Во время ЧМ-2018 дал фанату пожить у меня
— Хорошо, что вы все-таки успели дебютировать на чемпионате мира. Хотя в России Швеции были не очень рады, ведь вы не позволили Италии к нам приехать.
— Да, стыковые матчи с Италией я буду помнить всегда. Особенно выездную игру в Милане. Невероятно сложный матч, в котором мы 90 минут защищались при огромном давлении. К счастью, удержали ничью и вышли на чемпионат мира. Уверен, мы заслужили место на турнире больше итальянцев.
— В Стокгольме вас встречали, как героев?
— Ха-ха, нет. Мы просто вышли на чемпионат мира. В истории Швеции были настоящие легенды — например, те, кто выиграл бронзовые медали ЧМ-1994 в США. Нам до них далеко.
— После ответного стыкового матча весь мир видел слезы Буффона. Весь мир сопереживал ему, а каково было вам смотреть на них?
— Конечно, на чемпионате мира все хотят видеть лучшие сборные мира. Но в тех матчах Швеция играла лучше Италии, а значит, мы больше заслуживали поехать в Россию. И мы не можем сказать итальянцам: «Ох, извините, что вы не едете». Это неправильно.
— Четвертьфинал на чемпионате мира — потолок для Швеции?
— Думаю, на матч с англичанами нам уже не хватило энергии, хотя я не сказал бы, что они нас сильно превосходят. Просто у нас выдался плохой день, а Англия действовала лучше в том матче.
— Я читал, что во время чемпионата мира вы позволили фанату жить в вашем доме. Он там ничего не сломал?
— Ха-ха, это правда. Одна фирма таким образом устроила рекламную акцию, меня это заинтересовало. Почему бы и не дать фанату пожить у меня, тем более что семья находилась со мной в России? Но нет, никто ничего не разбил — там все контролировали. А фанат пробыл в квартире всего пару ночей и день — смотрел у нас игру с Германией. Мы оставили ему еду, все прошло спокойно.
Златан всегда нацелен на победу
— Вы привыкли играть в сборной с Ибрагимовичем, но уже три года его в команде нет. В чем разница между Швецией со Златаном и Швецией без Златана?
— На Ибрагимовича мы всегда могли положиться. Все в команде знали, что Златан в каком угодно матче с каким угодно соперником мог сделать результат, даже если у него плохое настроение. Он придавал сборной дополнительную силу. Каждый в команде знал — ты можешь отдать мяч Златану, и он сделает что-то фантастическое, а затем принесет нам победу.
— Каков он в жизни? С экрана кажется, что высокомерный и горделивый.
— Мы с ним не друзья, лично общались только в сборной. Но я могу сказать, что Златан всегда выделялся настроем. В игре, на тренировке — он все время сконцентрирован на победе. И для команды это важно, потому что от лидера такие качества передаются футболистам. Ибрагимович оказывает значительное влияние на тех, с кем выступает.
— Два года назад ходили слухи, что Ибрагимович мог перейти в «Зенит». Вы вообще представляете его в России?
— Ха-ха, ему нравится жизнь в США и он уже думает о том, что будет делать после футбола. Так что вряд ли.
Некогда сожалеть о вылете из Лиги чемпионов
— Вы перед трансфером в «Краснодар» наверняка общались с соотечественниками — с Классоном, Олссоном, Гранквистом. Что они вам говорили?
— Разумеется. Все они говорили только позитивные вещи о клубе, городе, стране, лиге. Конечно, мне помогает, что в команде есть шведы — они объясняют то, что я не понимаю, помогают в бытовых вещах.
— Признайтесь, вы выбрали «Краснодар» прежде всего потому, что он играл в отборочном турнире Лиги чемпионов?
— Это была одна из причин. Играть в Лиге чемпионов мечтает каждый футболист, фанаты «Краснодара» заслуживают Лигу чемпионов. Но, к сожалению, мы не смогли пройти «Олимпиакос», и для всех в команде это большое разочарование. К счастью, о вылете мы уже забыли и смотрим вперед. Надеюсь, подарим Краснодару пару трофеев.
— Ваша мотивация после вылета из Лиги чемпионов все еще высока?
— Это удар по амбициям, но я — футболист «Краснодара» и намерен помогать ему в каждом турнире. Кроме того, мы играем по две встречи в неделю, так что у команды нет времени на сожаление о проигранных матчах.
Стадион «Краснодара» — один из лучших в мире
— Что знают о «Краснодаре» в Европе?
— Результаты команды в Лиге Европы говорят сами за себя. «Краснодар» уже не раз играл в плей-офф еврокубков. «Краснодар» — уже большой клуб, но с каждым годом он становится еще более крупным, более узнаваемым. И это не только из-за результатов, но и из-за привлекательного футбола, в который мы играем.
— А о городе?
— Мало что. В Швеции думают, что тут холодно, что снег уже лежит на улицах, ха-ха. Но на самом деле в Краснодаре прекрасно, теплая погода, 25 градусов тепла в середине октября. Отличный, красивый город.
— У вас уже есть любимое место?
— Много времени мы проводим на тренировочной базе, а все свободное время я посвящаю семье. Так что я обычно либо дома, либо на базе или стадионе. Но иногда меня можно увидеть в одном и том же ресторане.
— Вы упомянули стадион. Знаете, что он не принимал чемпионат мира?
— Да, и я был удивлен, когда узнал об этом! Но это точно не из-за качества, потому что это, может быть, лучший стадион в России и один из лучших в мире.
— На чемпионате мира Швеция играла на пяти разных аренах. Стадион «Краснодар» лучше них?
— Я думаю, что да. Это по-настоящему красивый стадион, фантастический! Я советую всем фанатам посетить арену — она и внешне симпатичная, и внутри удобная. Фанаты находятся очень близко к игрокам, это классно.
Только от нас зависит, будем ли мы первыми
— Две недели вы на этой арене победили «Спартак». В первые 20 минут казалось, что вы сомнете соперника. Почему дальше сбавили обороты?
— Не знаю, мы говорили об этом в раздевалке с тренером. Но такое бывает — начинаешь хорошо, а потом теряешь темп. Чемпионат России — очень сложный. Здесь ты постоянно должен сохранять высокий уровень. Если опустишь планку, то тебя тут же накажут.
— Вы в курсе, что «Спартак» после вашей победы сполз к зоне стыковых встреч?
— Я смотрел таблицу после матча, удивился. Но «Спартак» — большой клуб, в команде хватает качественных игроков. По мне так он должен быть выше, и, думаю, будет — сезон длинный.
— А «Краснодар» перед туром лидировал с тремя другими конкурентами. Вы играли в пяти других странах. Где-нибудь была такая плотность наверху?
— Не помню. О России могу сказать, что сильных команд действительно много. Я даже не могу сейчас назвать основного конкурента. «Зенит» силен, ЦСКА силен, «Ростов» тоже... У всех мощные составы. Но я уверен, что только от «Краснодара» зависит, будем мы на вершине в конце чемпионата или нет. Нам нужно сохранить высокий уровень игры — и тогда, надеюсь, в мае мы будем на первом месте.
— Вы провели три матча подряд в стартовом составе, но до этого нечасто попадали в основу. Довольны тем количеством игрового времени, которое получаете?
— Я пропустил предсезонную подготовку, так что ситуация была сложной. Поначалу особенно усердно тренировался, чтобы набрать форму. Знал, что когда буду полностью готов, то попаду в основу. Сейчас «Краснодар» проводит по два матча в неделю, я доволен и своей игрой, и результатами команды в чемпионате.
России лимит на легионеров не нужен
— Играть вам, в том числе, мешает лимит на легионеров. Вы понимаете, зачем он нужен? В России считают, что это помогает футболистам сборной расти.
— Понимаю, что вы имеете в виду. Мое мнение: чтобы российская лига была привлекательной для Европы, никаких лимитов не должно быть вообще. Россия — крупная страна с отличными игроками, с прекрасной сборной. Если лучшие игроки мира будут приезжать в РПЛ, то это будет отлично не только для лиги, но и для футболистов. В этом нет ничего негативного.
— Вы играли в ОАЭ. Там то же самое.
— Там тоже есть лимит, да. Но в Эмиратах допускается выпускать на поле только четырех иностранцев, в «Аль-Айне» и было столько легионеров, так что я всегда знал — если готов, то выйду на газон.
— С «Аль-Айном» вы выигрывали чемпионат ОАЭ, играли в финале клубного чемпионата мира в прошлом году. Насколько сильна эта команда? Какое место она бы заняла в чемпионате России?
— Сложно сравнивать. Для Азии «Аль-Айн» — определенно топ-клуб. Там собрано много хороших игроков, команда сильна техникой, но многие футболисты не очень хорошо тактически подкованы. В Европе же силовой футбол, так что, думаю, «Краснодар» точно превосходит «Аль-Айн».
Быстров должен понимать: бывает, что ты выступаешь ниже своего уровня
— Вы не забивали два месяца после перехода. Чувствовали давление из-за этого?
— Нападающий все время находится под давлением, ведь ему все время необходимо забивать. Я — тоже. В большинстве матчей я помогал команде, создавал моменты, но футбол состоит из деталей. Иногда у тебя не получается забивать. И единственное, что ты можешь сделать, — продолжать усердно работать, верить в себя. Только тогда ты получишь то, чего заслуживаешь. Ты не должен сожалеть об упущенных моментах. Не забил? Забудь об этом и работай дальше. Это лучший выход.
— Как вы реагируете на критику?
— Все люди критикуют футболистов, особенно если речь идет о нападающем, который не забивает. Это нормально.
— Я спрашиваю это, потому что пару месяцев назад бывший игрок сборной России Владимир Быстров опубликовал в Instagram фотографию сосны и подписал ее вашим именем. Что вы ему ответите?
— Вы говорите, что он — бывший игрок сборной. Значит, он хорошо знает футбол и должен понимать: бывают моменты, когда ты выступаешь ниже собственного уровня. И причины могут быть какими угодно. Я стал игроком «Краснодара», когда команда уже закончила предсезонную подготовку, и начался чемпионат. Сейчас я уже доказываю, на что способен. И чувствую, что нахожусь в форме. Если я дерево, то... Неплохо для дерева — забивать в чемпионате России.
Эта команда — может быть, самая атакующая из всех, в которых я играл
— В матче с ЦСКА вы забили первые голы за «Краснодар» после выхода на замену. Что вам сказал тренер в перерыве?
— Честно говоря, уже не помню. Я был сфокусирован на игре и собирался выложиться на максимум. Мы проигрывали в три мяча, надо было переламывать ход встречи. Хорошо, что я забил, но мы могли забить больше. Жаль, что так и не набрали очки. Но я рад, что даже в сложной ситуации команда показала высокий уровень.
— В сборной вы обычно играете в паре с кем-то, в «Краснодаре» не раз уже выходили вместе с Ари. Вам комфортнее играть в дуэте?
— Обычно я играю с кем-то, но могу и один. Предпочтительнее — в паре с быстрым футболистом, но это не так важно. На самом деле я и сам готов освобождать пространство для партнера, и наоборот. Иногда, правда, у соперника очень массивная оборона, и тут уже разницы нет — все равно пространство найти сложно.
— Мурад Мусаев вас очень хвалил за оборонительную работу, за верховую борьбу. Не все форварды ее любят. А вы?
— Нападающему сейчас важно не только уметь забивать, но и обороняться. Хорошо, если ты забиваешь по пять голов, то можешь не защищаться. Но когда ты играешь с равной себе командой, то становится намного сложнее. Поэтому ценятся форварды, умеющие помогать обороне. Для меня нет проблем в том, чтобы играть без мяча. Если нужно, и если я физически готов, то могу хоть 90 минут обороняться.
— В «Краснодаре» формально два тренера — Мурад Мусаев и Сергей Матвеев. В команде есть сложности с этим?
— Да нет, все в порядке. Да, если у тренера нет лицензии, то это особый случай. Но у них хороший тандем, для игроков вообще сложностей нет.
— Мусаев старше вас всего на три года. Вас это не смущает?
— Ну и что? Зато у него высокий уровень понимания футбола, отличная тактическая подготовка, он готов работать на самом высоком уровне. Я в чем-то даже у него учусь. Эта команда — может быть, самая атакующая из всех, в которых я играл. И мне интересно наблюдать за тем, как ей руководят.
|
И | В | Н | П | +/- | О | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1
|
Краснодар | 18 | 11 | 6 | 1 | 34-12 | 39 | |
2
|
Зенит | 18 | 12 | 3 | 3 | 37-12 | 39 | |
3
|
Спартак | 18 | 11 | 4 | 3 | 36-14 | 37 | |
4
|
Динамо | 18 | 10 | 5 | 3 | 37-20 | 35 | |
5
|
Локомотив | 18 | 11 | 2 | 5 | 33-26 | 35 | |
6
|
ЦСКА | 18 | 9 | 4 | 5 | 28-14 | 31 | |
7
|
Ростов | 18 | 7 | 5 | 6 | 29-28 | 26 | |
8
|
Рубин | 18 | 7 | 5 | 6 | 25-26 | 26 | |
9
|
Акрон | 18 | 6 | 4 | 8 | 22-34 | 22 | |
10
|
Кр. Советов | 18 | 5 | 3 | 10 | 19-29 | 18 | |
11
|
Динамо Мх | 18 | 3 | 8 | 7 | 11-17 | 17 | |
12
|
Пари НН | 18 | 4 | 4 | 10 | 15-34 | 16 | |
13
|
Химки | 18 | 3 | 7 | 8 | 22-35 | 16 | |
14
|
Факел | 18 | 2 | 8 | 8 | 11-25 | 14 | |
15
|
Ахмат | 18 | 2 | 7 | 9 | 16-32 | 13 | |
16
|
Оренбург | 18 | 1 | 5 | 12 | 16-33 | 8 |
28.02 | 19:00 |
Динамо Мх – Локомотив
|
- : - |
1.03 | 14:00 |
Пари НН – Акрон
|
- : - |
1.03 | 16:30 |
Зенит – ЦСКА
|
- : - |
1.03 | 19:00 |
Ахмат – Рубин
|
- : - |
1.03 | 19:30 |
Краснодар – Кр. Советов
|
- : - |
2.03 | 14:00 |
Химки – Факел
|
- : - |
2.03 | 16:30 |
Спартак – Оренбург
|
- : - |
2.03 | 19:30 |
Ростов – Динамо
|
- : - |