Судья в сорок пять ягодка опять
ЕСТЬ ТЕМА
Футбольные судьи в России вынуждены заканчивать карьеру в 45 лет. Почему именно в этом возрасте? Правильно это или нет? И как обстоит дело в других европейских странах?
Юрий ИВАНОВ
Возрастной лимит в 45 лет УЕФА и ФИФА ввели в 1990 году после чемпионата мира в Италии. Объяснялось это тем, что довольно внушительное количество судей не смогло справиться с физическими тестами перед началом мирового первенства. Прежнее, пятидесятилетнее ограничение было, таким образом, пересмотрено. Впрочем, это не является обязательным требованием к национальным ассоциациям. Оно касается исключительно арбитров ФИФА.
Тем не менее ведущие футбольные страны – такие как Германия и Италия, – решение международных организаций приняли безоговорочно.
Что же касается России, то прежний предельный возраст в 48 лет был изменен лишь после того, как возобладали новые взгляды на судейство: его попросту привели в соответствие с европейскими нормами. Посыл же был таков: судья должен быть атлетом, чтобы соответствовать современному скоростному футболу. Причем он обязан не только поспевать за событиями, происходящими на поле, но и принимать верные решения. Иначе говоря, обладать запасом функциональной и психологической энергии. В СССР же, как уже сказано выше, существовал лимит в 50 лет – такой же, кстати, как в ФИФА в то время.
Еще одна причина того, почему пришли к лимиту, – стремление к разумному сочетанию молодости и опыта. Судейская смена должна иметь перспективу, чтобы расти в профессиональном плане. Хотя в некоторых странах, в Голландии, например, считают: если человек способен выполнить тесты, он может продолжать обслуживать матчи.
Какое количество матчей считается оптимальным для арбитра? У нас в России четыре в месяц: три, скажем, в премьер-лиге, один – в первой. Соотношение может быть и два к двум – в зависимости от квалификации арбитра. Но в принципе целесообразен недельный цикл подготовки, как и у футболистов. Его вполне достаточно, чтобы восстановиться после нагрузок: пробегает-то судья за 90 минут от 12 до 14 километров. Работа арбитров, правда, несколько отличается от той, что выполняют игроки: темп средний, с небольшими ускорениями, в то время как у футболистов преобладают рывки, аритмия.
Все возрастные ограничения, между прочим, распространяются и на ассистентов главных арбитров. В соответствии с новой стратегией, которую выстроил Судейский комитет РФС, в первой лиге судьи заканчивают карьеру в 42 года, во второй лиге – в 40. То есть чем ниже уровень соревнований, тем это раньше происходит. Идет своего рода выборка более опытных для работы наверху – и лучшим представляется возможность применить наработанное мастерство.
Впервые же арбитр может рекомендоваться для судейства начиная с 20 лет. Но при этом каждый должен отработать по два года в низших дивизионах перед тем, как получить возможность работать в премьер-лиге. Однако практика показывает, что к 25 годам способен созреть только сверходаренный человек.
Что делают судьи после окончания карьеры? Практически все сосредотачиваются на своей основной профессии. Некоторые продолжают жить в футболе, но уже в качестве инспекторов, инструкторов, преподавателей. Ведь никакой пенсии для арбитров не предусмотрено! Да и зарплаты, собственно, нет. Есть только бонусы за проведенные матчи.
Судейство у нас – занятие любительское. Ежегодно с людьми заключаются договоры, однако никакие социальные обязательства в них не прописываются.
Роберто Розетти: "Наши арбитры – самые молодые в Европе"
Вот что думает о возрастном лимите арбитров глава департамента судейства и инспектирования РФС
– В Англии профессиональное судейство и нет возрастного лимита. Марк Халси родился в 1961 году, Крис Фой – в 1962-м, Фил Дауд – в 1963-м… А для чего вообще ограничивать возраст арбитров?
– Во-первых, мы следуем стандартам УЕФА. Арбитром УЕФА ты можешь быть только до 45 лет. Я не против того, чтобы судья продолжал работать и в 46, и в 47. Если он в отличной форме и полностью готов, как его молодые коллеги.
– Но сейчас это запрещено.
– Но у нас и нет такой проблемы! Самому возрастному Николаеву 41 год. Когда Алексей достигнет 45-летнего возраста, когда он сдаст тесты, когда мне в судейском комитете скажут, что Николаев способен продолжать судить, можно будет сделать для него исключение. В Италии лимит тоже 45 лет. Но, например, Стефано Фарине разрешили судить и в 46, потому что он находился в отличной форме.
Возвращаясь же к английскому судейству, хочу отметить, что у них есть серьезная проблема – нет молодых рефери.
– Только один – Майкл Оливер, родившийся в 85-м.
– Вот именно.
– Ничего удивительного: "старики", получающие солидные доходы, просто так не уступят своих мест.
– Но лучший вариант – когда есть возможность объединить опытных с молодыми. Необходимо заблаговременно готовить резерв, смену. А то у нас, в России, случился четырехлетний провал. Самый опытный на сегодня Николаев, у которого под полторы сотни матчей. Остальные и до сотни не дотягивают. Российские арбитры очень-очень молоды. По среднему возрасту (34,7 года) они самые молодые в Европе!
Николай Левников: "В Англии и Голландии лимита нет"
Член судейского комитета УЕФА, председатель судейского комитета РФС считает, что предельный возраст арбитра в российской премьер-лиге следовало бы повысить до 47 лет.
– Когда в нашей стране был введен возрастной лимит для арбитров в 48 лет?
– Очень давно. Поначалу можно было судить до 50 лет, а где-то к концу 90-х этот предел снизился до 48.
– Максимально допустимый возраст выводили эмпирическим путем?
– В то время 50 лет считались оптимальным возрастом для завершения карьеры. При тех скоростях в футболе арбитры могли так долго судить. Хватало и судей с лишним весом – ничего страшного в этом не видели.
– Вы, если не ошибаюсь, завершили карьеру в 45 только потому, что возглавили КФА. Верно?
– Были и другие причины. Когда судишь матчи крупных турниров, а потом лимит вынуждает тебя закончить международную карьеру, волей-неволей задумываешься: стоит ли продолжать обслуживать игры чемпионата и Кубка страны или уйти, став инспектором УЕФА и ФИФА. Почти всем судьям топ-уровня предлагается завершить судейство и на национальном уровне и приступить к инспектированию.
– А вы могли бы и дальше судить?
– Конечно!
– Будь ваша воля, какой лимит установили бы для арбитров трех российских дивизионов?
– Не скрывал свое мнение, озвучивал его ранее и отстаивал свои позиции. 47 лет – для судей премьер-лиги, 45 – для первого дивизиона и 42 – для второго.
– И для главных, и для ассистентов?
– Да. Называл эти цифры на совещании представителей департамента судейства и инспектирования РФС и судейского комитета РФС при разработке стратегии развития судейства.
– И понимания ваше предложение пока не нашло?
– Нет.
– А как обстоят дела в других странах Европы?
– В Англии и Голландии нет лимита. В Германии арбитры могут судить до 47 лет, в Италии и Испании – до 45, а в исключительных случаях могут разрешить работать и дольше. Кое-где позволяется выходить на поле до 46. В небольших футбольных странах лимит в основном равен 45 годам.
– В Англии очень много возрастных арбитров, хватает и тех, кому за 50. К ним и футболисты относятся с большим уважением.
– Должны соблюдаться два принципа. Судья должен выполнять нормативы ФИФА по физической подготовке. А во-вторых, от него требуется качественное судейство. А опыт и авторитет как персональные качества еще никто не отменял. Должна существовать конкуренция. Молодым рефери необходимо соперничать с более возрастными.
– Да, но совсем молодым непросто в премьер-лиге. Некоторых футболисты ни во что не ставят. Согласны?
– С "ни во что не ставят" не соглашусь. Но игрок относится иначе к судье старшего, чем он, возраста.
– Маркус Мерк был готов продолжить судить международные матчи и после 45. Получив отказ, он счел это дискриминацией и вроде бы отказался от дальнейшего сотрудничества с ФИФА…
– Признаюсь, мне об этом не известно.
– Не подумывают ли ФИФА и УЕФА снизить планку с 45 до, скажем, 42 или 43 лет?
– Иногда такие предложения обсуждаются. Однако большинство считает, что сегодняшний предел оптимален. При этом омоложение идет – и судьями ФИФА становятся совсем молодые арбитры. А жизнь показывает, что на высоком уровне невозможно работать бесконечно долгое время. Потому подобные дискуссии нет-нет да возникают.
КТО ЧТО СКАЗАЛ
– Должен ли футбольный арбитр в России судить после 45 лет?
Игорь ЗАХАРОВ, бывший арбитр ФИФА, 46 лет:
– 45 – интересный возраст. По-моему, только в России есть шутливая поговорка: "В сорок пять баба ягодка опять!" Думаю, человек, который способен соответствовать всем нормативным требованиям и готов сдать необходимые тесты (сейчас они, на мой взгляд, зашкаливают), может судить хоть до 90. Я, например, за нынешнюю зарплату с удовольствием постоял бы за воротами пятым арбитром. Бегать никуда не надо, а требуемые ФИФА решения, когда нужно, я бы принимал.
Смог бы я сейчас вернуться на поле? Часто думал об этом. Чемпионат, после которого я прекратил судить из-за травмы, закончил, между прочим, лучшим арбитром России по версии вашей газеты (2008 года. – Прим. "СЭ"). Лечился больше полугода, а потом не сдал нормативы. Ну как не сдал – просто сошел. Боль была неимоверная. Все труды насмарку. Не говоря уже о деньгах. Понял, что всё.
Однако не прошло и года – опять вылечился и снова захотел вернуться. Привел себя в порядок. Но тогда еще не было тех "демократических" льгот, которые появились сейчас у наших рефери. К тому же остановило еще одно соображение: из этой профессии нужно уходить красиво и достойно. Что я, собственно, и сделал. Чем и горжусь.
Игорь ЕГОРОВ, бывший арбитр ФИФА, 44 года:
– Конечно, должен. Почему этого сейчас нет – вопрос не ко мне. В любом случае в своей судьбе ничего менять не собираюсь и не буду. Потому что людей надо целовать, когда они нужны. Когда не нужны – целовать уже не надо.
Сергей ХУСАИНОВ, бывший арбитр ФИФА, 58 лет:
– Принимая во внимание передовой опыт, скажу так: арбитр должен судить столько, сколько ему отпущено Богом и пока он соответствует требованиям современного футбола. Что касается меня, то я сейчас работаю на "восьмерках". Это такой формат футбола – восемь на восемь. Чувствую, что набрал прекрасную форму. Летать хочу!
АРБИТРЫ ПРЕМЬЕР-ЛИГИ СТАРШЕ 40 ЛЕТ
Алексей НИКОЛАЕВ |
Москва |
41 год |
Александр ЕГОРОВ |
Саранск |
40 лет |
Максим ЛАЮШКИН |
Москва |
40 лет |
Владислав БЕЗБОРОДОВ |
Санкт-Петербург |
40 лет |
Волгоградец Эдуард Малый в январе завершил карьеру в возрасте 43 лет по состоянию здоровья.
|
И | В | Н | П | +/- | О | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1
|
Краснодар | 14 | 11 | 3 | 0 | 31-6 | 36 | |
2
|
Зенит | 14 | 10 | 3 | 1 | 31-6 | 33 | |
3
|
Локомотив | 14 | 10 | 1 | 3 | 28-17 | 31 | |
4
|
Динамо | 14 | 8 | 3 | 3 | 28-16 | 27 | |
5
|
Спартак | 14 | 7 | 4 | 3 | 21-12 | 25 | |
6
|
ЦСКА | 14 | 7 | 3 | 4 | 22-9 | 24 | |
7
|
Рубин | 14 | 5 | 3 | 6 | 16-21 | 18 | |
8
|
Акрон | 14 | 4 | 4 | 6 | 19-26 | 16 | |
9
|
Пари НН | 14 | 4 | 3 | 7 | 14-24 | 15 | |
10
|
Ростов | 14 | 3 | 5 | 6 | 17-25 | 14 | |
11
|
Динамо Мх | 14 | 2 | 6 | 6 | 7-13 | 12 | |
12
|
Кр. Советов | 14 | 3 | 3 | 8 | 12-21 | 12 | |
13
|
Химки | 14 | 2 | 6 | 6 | 15-25 | 12 | |
14
|
Факел | 14 | 2 | 6 | 6 | 9-21 | 12 | |
15
|
Ахмат | 14 | 1 | 6 | 7 | 12-27 | 9 | |
16
|
Оренбург | 14 | 1 | 5 | 8 | 15-28 | 8 |
9.11 | 14:00 |
Локомотив – Факел
|
- : - |
9.11 | 16:30 |
Динамо Мх – Оренбург
|
- : - |
9.11 | 19:00 |
Ростов – Химки
|
- : - |
9.11 | 19:30 |
Динамо – Пари НН
|
- : - |
10.11 | 13:00 |
Кр. Советов – ЦСКА
|
- : - |
10.11 | 15:15 |
Спартак – Акрон
|
- : - |
10.11 | 17:30 |
Ахмат – Зенит
|
- : - |
10.11 | 19:45 |
Рубин – Краснодар
|
- : - |