Денис Мацуев: "Намекнул Тихонову, что рано или поздно он должен возглавить "Спартак"
Денис Мацуев дает концерты по всему миру практически каждый день – и никогда не знаешь, в какой точке земного шара его застанет твой звонок. На сей раз – в Цюрихе. Но где бы это ни происходило, если у него есть свободный час, о футболе всемирно известный музыкант готов говорить взахлеб.
СЕМИН – ЭТО ФУТБОЛЬНЫЙ СВЕТЛАНОВ И ФОН КАРАЯН
– Чемпионат России спустя 14 лет выиграл "Локомотив" Юрия Семина, а сам тренер побил на четыре года чемпионский возрастной рекорд Константина Бескова. С кем из больших музыкантов у вас возникает ассоциация по голоду до творчества и не снижающемуся потенциалу в 70 лет?
– Из наших приходит на ум выдающийся дирижер Евгений Светланов. А за границей – Герберт фон Караян. Оба до конца своих дней были на сцене, в гениальной форме, причем постоянно прогрессировали. Каждый из их концертов был настоящим шедевром.
Поздравляю Юрия Павловича, хоть он работает и не в "Спартаке". Это замечательный пример того, чтобы тренеры не уходили из профессии рано. Мы знакомы, не раз встречались, и как по человеческим качествам, так и по профессионализму он мне очень близок. Никогда не забуду свой символический удар по мячу на Суперкубке в прошлом году. Когда я проходил по подтрибунному помещению, он со своей фирменной интонацией спросил: "А ты куда идешь?" – "Да вот, буду сейчас первый удар наносить". Знаете, как Семин отреагировал: "Только не отдавай мяч Глушакову! Умоляю!". Его взгляд, когда я уходил с поля, запомню на всю жизнь. И слова: "Ты зачем это сделал?!" (хохочет)
– Выходит, Семин был в курсе традиции прошлого сезона: если кто-то начинал матчи "Спартака" с символического удара и пасовал Глушакову, красно-белые всегда выигрывали, а капитан – забивал.
– Да, он знал это. А я, естественно, Глушакову и отдал. Потому что Денис сказал: "Мне, мне дай!" Он, правда, в том матче не забил, но мы все равно выиграли, и это был наш второй титул при Леониде Федуне и Массимо Каррере. Кто бы тогда мог подумать, что "Локомотив" совершит такой скачок и возьмет золото! Я и сам до последнего не верил в это и болел за свой родной клуб.
Но как вышло – так вышло, и от всей души поздравляю Семина. Очень уважаю его – и считаю, что людям любой профессии в паспорт нужно заглядывать в самую последнюю очередь. Это же надо – и раскрыть, и сплотить таких людей, как Мануэл Фернандеш, сидевший во второй команде, как Фарфан, год не игравший в футбол. Это ведь тоже чутье!
И к футболистам эта фраза про паспорт тоже относится. Главное, в какой ты форме находишься – и физической, и душевной, и профессиональной. Это я и к приглашению в сборную России на ЧМ-2018 Сергея Игнашевича. Да какая разница, что ему 38, если клуб с ним в составе берет серебро в чемпионате и доходит до четвертьфинала Лиги Европы, едва не догнав в ответном матче "Арсенал"?!
– Вы встречали в своей жизни педагогов, способных открывать вторую или третью жизнь для уже списанных людей – таких, как те же Фарфан, Фернандеш, в какой-то мере Игорь Денисов?
– Да. Мой профессор Московской консерватории Сергей Доренский в 86 лет в боевой форме. Он воспитал более двухсот лауреатов международных конкурсов – это рекорд, занесенный в книгу Гиннесса. Выдающийся человек, он стал для своих учеников не просто наставником, а абсолютно родным человеком, вторым отцом: по себе могу судить. Кажется, Семин для своих футболистов – такой же.
Доренский по сей день со мной занимается! Посылаю ему новые программы, приглашаю в свои проекты, он сидит в жюри. Несмотря на возраст, у него абсолютно светлая голова. Он тоже большой поклонник "Спартака". Часто с ним беседуем и спорим на эту тему. Кстати, значительная часть консерватории и вообще интеллигенции болеет за красно-белых, хотя мой первый профессор Алексей Наседкин был динамовцем. Больше половины урока уходила не на занятия по фортепиано, а на отстаивание интересов своих команд.
А Доренский тоже многократно раскрывал пианистов за 30 – когда тоже, как и в футболе, считается, что большой карьеры уже не сделать и в первый эшелон не выбиться. С этим абсолютно не согласен, и мой учитель закладывает потрясающую базу, в том числе и человеческую. Он никогда не ставит на людях крест, не "режет мясо".
ЗАХОДИШЬ В МУЗЕЙ "СПАРТАКА" – И ХОЧЕТСЯ ТАМ ОСТАТЬСЯ, УТОНУТЬ В ЭТОМ СЧАСТЬЕ
– После этих слов сразу вспоминается фраза, которую мне когда-то сказал поэт Михаил Танич: "Юрий Палыч знает какие-то секреты человековедения".
– Это сразу видно – по его общению, по стилю работы и разговора. На мой взгляд, человеческие отношения у него во главе всего. Та аура, которая была у "Локомотива" в начале 2000-х, да и до этого, – какая-то неповторимо домашняя, семейная. Та, в которой люди раскрываются. Это, несомненно, педагогическое искусство. И любовь людей к Семину, к Дмитрию Лоськову – это очень похоже на то, что я люблю в настоящем "Спартаке".
Помню Семина, еще когда он на старте 90-х вернулся из Новой Зеландии. Во время одной из встреч сказал ему: "Помню, как вы взяли в "Локомотив" Георгия Кондратьева из Минска, Вальдаса Иванаускаса из Вильнюса, и они многое дали вашей команде". Он схватился за голову: "Боже, я сам уже забыл это, а ты помнишь!" А во второй половине 90-х Олег Романцев говорил о "Локо": "У нас появился настоящий соперник, к которому мы относимся с большим уважением". И он оказался прав: и чемпионами красно-зеленые дважды стали, и из группы в Лиге чемпионов выходили, "Интер" громили. Я все прекрасно помню!
"Локомотив" – это Семин. В чем мы сейчас лишний раз и убедились. А еще меня не так давно познакомили с Валерием Филатовым. Мы сидели, вспоминали старый "Локомотив", и он тоже удивлялся моей памяти. У бывшего президента клуба – уникальный, искрометный юмор! Это тоже показатель. Очень боюсь людей без чувства юмора. А общаясь и с Семиным, и с Филатовым, понимаешь, какая атмосфера была в том "Локомотиве".
Кто-то говорил в открытую, кто-то – между строк: мол, приглашение Семина – имиджевое решение, сделано ради того, чтобы вернуть болельщиков на стадион. Потому что три раза невозможно в одну реку войти. Оказывается, возможно! И даже самые преданные болельщики не понимали, что происходит. Человек доказал всем, и в первую очередь тренерам новой формации, что нет ничего невозможного. Если есть желание и энергия, надо идти до конца!
Несколько дней назад играл концерт в Самаре и встретил там Андрея Тихонова. Годом ранее он приходил на концерт в Красноярске с сыном – замечательным парнем. Видно, что очень интеллигентным, в отца. Сейчас я поздравил Андрея с выходом с премьер-лигу. И намекнул ему, что рано или поздно он должен возглавить "Спартак". Судя по всему, у него есть эта тренерская жилка. Мы, спартаковцы, своих героев всегда помним. Это большая семья.
– Вам как болельщику "Спартака" приятно думать, что Семин – автор двух первых голов красно-белых в истории их выступлений в еврокубках?
– Абсолютно! Знаю, что они были, хотя в музее "Спартака" пока не успел их посмотреть. Музей, кстати, феноменальный. Заходишь – и понимаешь, что можешь даже забыть о матче, который скоро начинается. Хочется остаться там и утонуть в этом счастье. Не видел такого музея – одновременно по техническому оснащению и вложенной в него огромной душе. Низкий поклон директору музея Алексею Матвееву – все сделано просто блестяще!
ПОЗВОНИЛ ГЛУШАКОВУ, ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ ПОСЛЕ "ТОСНО"
– Не очень приятно после 30 тура переходить к теме "Спартака", но придется. Для вас стало шоком, что красно-белые, у которых фактически в кармане были Кубок и серебро, то есть место в группе Лиги чемпионов, за месяц отдали и то, и другое?
– Да и чемпионство было близко… Всегда вспоминаю 1988 год. После чемпионства-87 при Константине Ивановиче (Бескове. – Прим. И.Р.) у нас был, мягко говоря, не сенсационный сезон, после чего в "Спартаке" начался внутренний конфликт, который привел к отставке Бескова. И следующий сезон после первого чемпионства Олега Романцева, 90-й год, тоже получился сложным. Вот и теперь я сразу сказал, что этот сезон будет в сто раз сложнее, чем чемпионский.
В прошлом сезоне нас несло, и "Спартак" было не остановить. Не было сомнений, что станем чемпионами. А тут наступил август, и нас начало кидать туда-сюда. Потом ситуация стабилизировалась – но концовка опять не сложилась. Черные дни бывают у каждой команды, у каждого футболиста. Настоящий болельщик остается с командой, когда ей тяжело. И должен остаться с ней сейчас.
– Некоторая часть спартаковской публики сделала крайними ряд футболистов во главе с капитаном Денисом Глушаковым. Как вы к этому относитесь?
– Не скрою: я попросил у знакомых телефон Дениса Глушакова и позвонил ему после "Тосно". Сказал ему, что настоящие болельщики – не те, кто клеймит, когда больно, а кто поддерживает. Это ведь очень важно. Если люди оступились, а их морально уничтожают – им будет труднее встать. Тот же Илья Кутепов – талантливейший парень. Когда он только появился, везде говорили: наконец-то у нас появился защитник для сборной! Видно, что парень психологически реагирует на то, что его за каждую ошибку повсюду склоняют. У нас принято добивать, и я с этим никогда не соглашусь.
А что касается моего разговора с Глушаковым, то он немножко удивился звонку. Любезно, интеллигентно побеседовали. Я чувствовал, что у него творится внутри, как он переживает случившееся. Но, послушайте, и Марадона, и Баджо, и кто угодно не забивал пенальти, не реализовывал выходы один на один. Это не повод втаптывать человека в грязь. Мне не нравится эта тенденция болельщиков, которых бросает из огня в воду и обратно на протяжении какой-то недели. Вся эта грязь, которая льется на игроков, причем недавних чемпионов и героев, в социальных сетях – просто ужас!
– Скажите, это время сейчас такое? Почему у нас столько злости, как сетовал Данила Козловский после хамских комментариев в интернете на его фильм о футболе?
– Непонятно. Раньше был забор, на котором писали. Написал – и сбежал. Сейчас то же самое – соцсети и другие площадки в интернете. Ты понимаешь, что никто не ответит, есть возможность напакостить, и тебе за это ничего не будет. Хоть убей, не понимаю: тебе от этого лучше становится, если сказал какую-то гадость человеку, зная, что ему и так нехорошо?
Это ведь и о сборной тоже. Уже сейчас начинают клеймить, кричать, что мы не выйдем из группы. Все заранее плохие – футболисты, тренер… Слышу – и у меня кипит все внутри. Это что за болельщики? Вам самим-то от себя не противно? Может, это вы – аутсайдеры, и с таким подходом сперва вам надо адресовать вопросы себе, а потом уже футбольной сборной?
Да, у нас не было выходов из группы на чемпионатах мира с 1986 года. У нас нет Месси и Роналду. Но, ребята, у нас дома – мировое первенство по футболу! Такое бывает один раз в жизни! Вы что, не знаете – когда трибуны выкладываются по максимуму, гонят команду вперед и верят, может случиться всякое? Мяч круглый! И я злюсь, и мне бывает обидно после иных поражений. Но у нас нет другой сборной, и единственное, чего мы можем от нее требовать, – чтобы она выложилась без остатка и сделала все, что может.
АРИЯ КАРРЕРЫ ЕЩЕ ДО КОНЦА НЕ СПЕТА
– О сборной еще поговорим, а пока вернемся к "Спартаку". Кризис в концовке сезона вас обескуражил?
– Все равно считаю, что Каррере в целом удалось из него выбраться. Да, проиграли "Динамо", но ведь два предыдущих матча были выиграны, и пусть в квалификацию, но Лиги чемпионов команда попала. И в оркестрах бывает, что музыканты с первой ноты не захватывают энергетику зала, нет контакта со зрителем и вообще – не идет. Дирижеру нужно проявить что-то на каком-то интуитивно-химическом уровне, чтобы выправить ситуацию по ходу концерта. И великие тренеры способны на то же самое.
Ненавижу делать прогнозы. Я просто всегда со своей командой. Уверен, что этот состав "Спартака" по-прежнему способен на многое. Без вливаний нам не обойтись, но убежден: костяк команды своего последнего слова еще не сказал. Яркий пример – мой земляк, иркутянин Андрей Ещенко. Кстати, он сам вышел со мной на связь после Суперкубка, написал мне трогательную эсэмэску. Я тут же ему позвонил, и мы с тех пор находимся в постоянной переписке. У парня сложная судьба, его родители погибли, когда он был маленьким. Но Ещенко пробился! Сыграл на чемпионате мира в Бразилии, но потом, казалось, исчез со сцены. Когда "Спартак" его купил, никто в Андрея не верил, все спрашивали: "Зачем?" А он стал одним из столпов нашей обороны. Настоящий пахарь! Кто может предъявить ему претензии по вспаханной бровке?!
– После матча с "Динамо" и в последующих интервью Каррера заявил, что как тренер несет ответственность за неудачный финиш, но затем сделал акцент на футболистах: "Игрок без амбиций может хорошо отыграть один сезон, а на следующий амбиций и спортивной злости уже не хватает". Что это – потеря контакта тренера с игроками? И что делать итальянцу, чтобы его восстановить?
– К каждой индивидуальности нужно иметь свой подход. Я всегда проецирую ситуацию на свою сферу. Сейчас появилось беспрецедентное поколение юных талантливых пианистов, которым 12-14 лет. Конкурс, который у меня недавно прошел – Grand Piano Competition, который посмотрело более 4 миллионов человек, показал, что такого не было никогда. И американские, и азиатские ребята, но большей частью – наши. Так вот, многие задаются вопросом: есть ли какой-то метод, стандарт, по которому им дальше нужно развиваться, если они уже сейчас такие?
Всегда отвечаю: слово "стандарт" к таланту не применимо. Вообще. К каждому нужен индивидуальный подход – и к футболистам тоже. Кто-то говорит, что "выигрывает команда, проигрывает тренер". Нет, и выигрывают, и проигрывают все. Искать виновных – худшее, что можно придумать. И раз стандартов нет, значит, и советовать что-либо Каррере бессмысленно. Интуиция должна подсказать ему, что делать.
Несмотря на далеко не триумфальную концовку, спасибо "Спартаку" за этот сезон. За одну только "Севилью" – огромное спасибо! Когда у нас, болельщиков красно-белых, последний раз были такие эмоции в еврокубках? И, в конце концов, Суперкубок – трофей этого сезона. Так что плюсы тоже есть. Никто не может выигрывать постоянно. Кто ожидал от "Зенита" такого места?
– Ваше мнение о будущем Карреры?
– Считаю, он должен работать в "Спартаке". Его ария еще до конца не спета. Переживаю за команду и за него как ее тренера так же, как раньше, смотрю матчи в аэропортах на разных концах света. В Северной и Южной Америке, Японии, Австралии. Глубокими ночами. В Токио ждал матча в Ливерпуле, когда было шесть утра. Смотрел до конца – и даже когда было 0:6, не выключал телевизор. А в этот день мне нужно было играть пять концертов Рахманинова.
Мы с Валерием Гергиевым в тот день ставили рекорд – никто этого никогда не делал! И сыграли все пять концертов в "Сантори Холле", хотя от такого физически можно умереть. Один-то сыграть – минус два килограмма. Не для спортсмена – для музыканта! В третьем – пятьдесят тысяч нот, кто-то сосчитал.
– Мне кажется, у значительной части фанатов "Спартака" возник культ личности Массимо: он идеален и вообще не может ошибаться, а в случае поражений виноваты всегда игроки.
– У каждого тренера, который подарил поклонникам счастье, возникает такая аура. Конечно, оно ассоциируется с Каррерой, потому что, мне кажется, он по человеческим качествам очень близок болельщикам. Есть тренеры, которые ставят между собой и ними стену, отдаляются от них. А Массимо после каждого матча фотографируется, общается, и видно, что ему это нравится.
Он погрузился в нашу спартаковскую атмосферу и дух, проникся, пропитался ею. Людей обмануть очень сложно, тем более наших. И особенно спартаковских. Мое отношение к Каррере не изменилось.
– Как восприняли поступок Романа Пилипчука, за три тура до конца объявившего о том, что уйдет из "Спартака" после сезона, и поблагодарившего всех, кроме Карреры?
– В любом живом коллективе бывают разные ситуации. Очевидно, что Пилипчук – личность, и он был одним из тех, кто ставил игру "Спартаку" и участвовал в достижении чемпионства. Он не рассказал причины такого решения – но, вероятно, произошло что-то такое, чего мы не знаем. Жалко, когда победный механизм распадается – так же, как жалко, когда Евгения Медведева уходит от Этери Тутберидзе к другому тренеру. Мы думали, что это словно отношения матери и дочери, и вдруг произошел такой разрыв. Такие вещи происходят в любом коллективе, и не думаю, что случившееся скажется на общем микроклимате в "Спартаке".
Хотя, конечно, любые конфликты неприятны. В прошлом году Каррера и Пилипчук сработались блестяще, и огромное им за это спасибо. Как и тем, кто их пригласил. Успех – это не только те люди, которые на сцене и на экране. Водители, администраторы, повара – все к нему причастны. За любой свой фестиваль, конкурс и концерт я благодарю всех, кто их делал.
Я ДАВНИЙ ПОКЛОННИК ЧЕРЧЕСОВА. НО ДЕНИСОВА, ДУМАЮ, ВЗЯЛ БЫ
– Глядя на пенальти, который Илья Кутепов "привез" с "Динамо", вам не стало страшновато за сборную России на ЧМ-2018?
– Плавный переход (усмехается). Когда Джикия и Васин, выпадают, а Березуцкие не возвращаются, иначе как роком это не назовешь. Это их право, и нельзя в этом их винить – но считаю, что братья помогли бы нам на этом чемпионате. А помните, как их все критиковали, когда они начинали карьеру, и Валерий Газзаев впервые пригласил их в сборную?
– Как не помнить.
– Но они на все эти годы стали столпами нашей обороны вместе с Игнашевичем. За что надо сказать им огромное спасибо. Кто-кто, а братья выкладывались всегда на сто процентов – и если решили не участвовать в ЧМ-2018, значит, понимали, что не смогут помочь. Ошибаются все, но буду держать кулаки и в целом за сборную, и за ее оборону. Изначально ее клеймить – несправедливо.
– Ничего еще не началось, но изрядно достается и игрокам, и тренеру.
– Любой человек, возглавляющий сборную России, понимает, куда он идет. Специфика этой профессии особенна, тем более на домашнем чемпионате мира. Это огромный риск. Саламыч пошел на это. Прекрасно помню момент, когда он принимал сборную.
– А я помню, что вы были горячим сторонником его прихода.
– Абсолютно так. Я его поддерживал и в интервью, и лично. Являюсь давним поклонником Черчесова. Еще с тех пор, когда он, вратарь "Спартака", подарил мне перчатки, когда я выбежал на поле "Лужников" после матча с "Локомотивом" в 1992 году. В тот день "Спартак" впервые стал чемпионом России, на поле вывалила толпа болельщиков, среди которых был и я. И мне вот так повезло.
Близко мы познакомились в 2007 году, когда Черчесов возглавлял "Спартак". Это произошло после матча квалификации Лиги чемпионов "Селтика", когда мы вылетели в серии пенальти. Уникальная по драматизму и накалу игра! Тот вариант, когда твоя команда проиграла, безумно жалко – но ты аплодируешь. Мы с другими болельщиками смотрели игру в одном московском клубе, братались с незнакомыми людьми и говорили: спасибо, "Спартак", за этот матч.
Потом я спросил Черчесова, как он все это пережил. Он, не моргнув глазом, ответил: "Нормально". С нервной системой у него все в порядке, хоть его и критикуют за то, что он может показать свою страсть. Но это в крови, никуда не денешь. Вне зависимости от результата на чемпионате мира считаю, что это человек, у которого есть тренерская жилка, подходы, принципы. В конце концов, это первый наш тренер, который выиграл чемпионский титул в другой европейской стране. Кто-то говорит – Польша, мол, не Италия. Так пусть кто-нибудь другой это сделает. Тем более проигрывая десять очков в момент, когда принял команду.
– Что вы думаете о конфликте Черчесова с Игорем Денисовым?
– Спрашивал его об этом, как только он возглавил сборную. Ситуация очень непростая и неоднозначная. Если бы Денисов не стал чемпионом и капитаном "Локомотива", вряд ли эта тема была бы сейчас такой горячей. Задаю себе вопрос, что бы я сделал на месте Черчесова. У меня раздвоение внутри – и все же думаю, что взял бы Денисова. Может, я не настолько жесткий в этом отношении человек – и пошел бы первым навстречу. Но Саламыч есть Саламыч. И, может, есть вещи, которых мы не знаем. Поэтому предлагаю подождать чемпионата мира. На нем мы получим больше всего доказательств, прав Черчесов или нет.
– Кто-то из той тройки, которая будет играть на месте Денисова, – Зобнин – Кузяев – Головин, внушает вам веру в светлое будущее?
– Уверен, что эти полузащитники и есть ключик к нашим победам. Потому что средняя линия – это нестандартные решения. Победы куются именно из них, и в том, что в середине у нас самая большая конкуренция, мне видится шанс на успех.
Мы всегда ходили на стадион, чтобы увидеть личности. Черчесов даст им импровизировать, а для творческих людей озарение сверху – это самое главное. Тем более что Головин – одной ногой в зарубежном клубе, и если они со Смоловым хотят уезжать, где еще себя проявлять, если не на чемпионате мира? Забейте каждому из соперников и выйдите из группы, черт побери!
– У вас есть чуйка, кто из сборной России на ЧМ-2018 прыгнет выше головы?
– Не люблю я это дело (смеется). Но, как я уже сказал, – полузащита. Ребята, вы шли к этому моменту всю жизнь. Сейчас вы находитесь в расцвете сил. У вас есть молодость, талант, поддержка, потрясающие стадионы. Поверьте в свой талант и не обращайте внимания на то, что вам говорят – мол, вы изначально уже не те, кто нам нужен. Это полный бред. И средняя линия, и Акинфеев, и Смолов, который наверняка забьет, и тот же Дзюба… Так хочется поговорить с вами после чемпионата мира – и чтобы я вам сказал: "Вспомните, что я вам говорил!"
Все мое окружение, коллеги по цеху не хотят обсуждать со мной эту тему, заявляют: "И так все понятно". Категорически с этим не согласен. И хочу, чтобы парни доказали обратное.
– Как восприняли возвращение в сборную Артема Дзюбы?
– Он заслужил этого своей работой и характером. Не берусь судись о хохмах с усами, но я смотрел несколько его интервью – и у меня создалось впечатление, что человек повзрослел и посерьезнел. Молодец, что признался в ошибке с отъездом со сбора перед Кубком конфедераций – это говорит, что стал серьезным человеком, способен анализировать свои поступки и понимает, что второго чемпионата мира у него может не быть.
Конечно, помогла вера Миодрага Божовича в него еще с ростовских времен, которая перенеслась в Тулу. Для Роберто Манчини Дзюба просто оказался не его игроком. Не потому что повздорили, как Черчесов с Денисовым, а просто потому что не сошлись по футбольным вопросам. И если бы не аренда в "Арсенал", мы не увидели бы прежнего Дзюбу.
– Не жалеете, что Дзюба – не в родном "Спартаке"?
– Спартаковский болельщик никогда ни о чем не жалеет. Что было – то прошло. Тем более что такого атакующего триумвирата, как Промес – Луиз Адриану – Зе Луиш, думаю, в "Спартаке" еще долго не будет. Перед Суперкубком мы встретились с Дмитрием Назаровым и Валерием Бариновым, и болельщик "Локомотива" Баринов спросил нас, какой состав. Назаров ответил: "Ребята, вам хана!" Если они вместе и в форме – у соперников без шансов! Даже "Севилью" разорвали!
– Одна из самых колоритных традиций минувшего сезона – песенки Дмитрия Назарова о победах "Спартака".
– Это очень симпатично. Талантливейший человек и актер с прекрасным чувством юмора! И важно, что у него это получается не зло и не обидно. Назаров никого не оскорбляет. Как-то раз Сергей Шнуров серьезно наехал на "Спартак", спев песню. Давай, говорит Назаров, перед московским матчем с "Зенитом" ответочку с тобой запишем. Но я, к сожалению, был в Нью-Йорке, и он здорово справился один.
ГАЛА-КОНЦЕРТ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ 13 ИЮНЯ – МОЯ ИДЕЯ
– Что подразумевают ваши обязанности посла чемпионата мира?
– Как посол ЧМ-2018, буду выступать с концертами в ряде городов-хозяев турнира – Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Сочи, Нижнем Новгороде. Очень хочу, чтобы гости турнира познакомились не только со стадионами, но и с нашей культурой, в том числе классической музыкой.
И с этой целью будет реализована одна моя идея. Помните 1990-й год, когда Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррерас перед началом чемпионата мира в Италии спели свой исторический концерт для миллионов людей? С того момента формат классических концертов на открытом воздухе стал приживаться. Потом они же пели в Америке в 94-м и, конечно, у Эйфелевой башни в 98-м.
Я придумал такое же действо на Красной площади. Оно состоится 13 июня, в канун матча открытия ЧМ-2018. Мы с моим другом Валерием Гергиевым делаем там гала-концерт. В нем будут участвовать Анна Нетребко, Аида Гарифуллина, Роберто Аланья, Эльдар Абдразаков, другие звезды оперы. Гостей будут ждать и другие сюрпризы, и этот концерт будет транслироваться по всему миру.
– Почему решили делать концерт именно на Красной площади, а не, допустим, в Лужниках перед началом матча открытия?
– Поле должно быть идеально готовым к матчу. На Красной площади будет сооружена огромная сцена, а сделать это на стадионе, где сразу состоится игра, очень сложно технически. И вообще, концерт классической музыки должен проходить не на стадионе, а в каких-то культовых местах той или иной страны. Так что лучше Красной площади места не найти.
– На матчи-то успеете сходить?
– На открытие и финал – точно. Не исключено, что прилечу в Самару на матч сборных России и Уругвая. Уже есть билеты на игры 1/8 и ? финала в Москве и полуфинал в Питере. Надеюсь, везде успею.
Вот думаю: может, пятую симфонию Чайковского в раздевалку сборной России поставить? (смеется) После нее невозможно играть спустя рукава, она окрыляет, дает какую-то веру. И я действительно верю. Может, это покажется кому-то не более чем красивыми словами, но – почему нет? Почему мы не можем выстрелить?
Хочу обратиться к футболистам нашей сборной. Парни, не обращайте внимания ни на какие разговоры и идите вперед. Это – ваш чемпионат мира, ваш час, кульминация вашей карьеры. Вы об этом будете помнить всю жизнь. Поверьте в себя. На вас будут смотреть все ваши родные, ваши родители и дети. Люди, которые верят вам безгранично. Вы должны сделать все, чтобы они улыбались, а не плакали.
Моей дочке, Анне Денисовне, полтора года. И перед рекордом в Токио с пятью концертами Рахманинова за день, о котором я вам рассказывал, Валерий Гергиев мне сказал: "Ну что, за Анну Денисовну! Вперед!" Я услышал это прямо перед выходом на сцену. И после этого шансов провалить концерт у меня не было.
Все о сборной России // Все о чемпионате мира по футболу - здесь
|
И | В | Н | П | +/- | О | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1
|
Зенит | 16 | 12 | 3 | 1 | 34-7 | 39 | |
2
|
Краснодар | 16 | 11 | 5 | 0 | 34-9 | 38 | |
3
|
Локомотив | 16 | 11 | 1 | 4 | 32-23 | 34 | |
4
|
Спартак | 16 | 9 | 4 | 3 | 30-14 | 31 | |
5
|
Динамо | 16 | 9 | 4 | 3 | 32-18 | 31 | |
6
|
ЦСКА | 16 | 8 | 3 | 5 | 25-12 | 27 | |
7
|
Рубин | 16 | 6 | 4 | 6 | 20-22 | 22 | |
8
|
Ростов | 16 | 5 | 5 | 6 | 22-27 | 20 | |
9
|
Пари НН | 16 | 4 | 4 | 8 | 15-27 | 16 | |
10
|
Акрон | 16 | 4 | 4 | 8 | 19-33 | 16 | |
11
|
Динамо Мх | 16 | 3 | 7 | 6 | 9-14 | 16 | |
12
|
Кр. Советов | 16 | 4 | 3 | 9 | 15-24 | 15 | |
13
|
Химки | 16 | 2 | 7 | 7 | 18-30 | 13 | |
14
|
Факел | 16 | 2 | 7 | 7 | 11-24 | 13 | |
15
|
Ахмат | 16 | 1 | 6 | 9 | 14-31 | 9 | |
16
|
Оренбург | 16 | 1 | 5 | 10 | 16-31 | 8 |
22.11 | 19:00 |
Рубин – Акрон
|
3 : 0 |
23.11 | 12:00 |
Оренбург – Зенит
|
0 : 1 |
23.11 | 14:15 |
ЦСКА – Ростов
|
1 : 2 |
23.11 | 16:30 |
Химки – Краснодар
|
2 : 2 |
23.11 | 18:00 |
Спартак – Локомотив
|
5 : 2 |
24.11 | 14:00 |
Кр. Советов – Ахмат
|
2 : 1 |
24.11 | 16:30 |
Факел – Динамо
|
1 : 1 |
24.11 | 19:00 |
Пари НН – Динамо Мх
|
0 : 0 |