10 октября 2008, 02:30

Валерий Непомнящий: "Личные отношения важнее тактических изысков"

Артем Агапов
редактор отдела интернет
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

     Как уже сообщал "СЭ", на днях в гостях у редакции побывал известный футбольный специалист, советник генерального директора "Томи", а фактически главный тренер команды.

"УСПОКОЙТЕ ИГРОКОВ"

     - Валерий Кузьмич, ваш случай уникален: никто еще не дебютировал в качестве главного тренера клуба российской премьер-лиги в 65 лет. Как вы оказались в "Томи"?

     - Приглашение оказалось абсолютно неожиданным. В то же время идея поработать в российском чемпионате зрела давно. Последние полтора года я провел в России и уклонялся от всех предложений о работе за рубежом. Пару раз даже вылетал на переговоры - в Иран, в Китай, - но под разными предлогами отказывался.

     - Не тот уровень?

     - Нет. Решил, что поработаю в России, а потом, может быть, закончу тренерскую карьеру. Я не фаталист, но думаю, что кто-то над нами есть. Вот и получил то, чего ждал. Предложение из Томска последовало, между прочим, не в первый раз: обращались ко мне оттуда и в 2005 году. Но тогда у меня уже был подписан контракт с китайским клубом.

     - Теперь сразу согласились?

     - Нет, сначала навел справки по различным каналам - что происходит, чем вызваны отставки моих предшественников: все-таки три тренера за сезон для одной команды - многовато. Выяснилось, что ни первая, ни вторая не были, как я выражаюсь, творческими - это когда руководители и тренер не сходятся в футбольных вопросах. Место в таблице или недовольство конкретным результатом тоже были ни при чем.

     - Дело, выходит, было в личных взаимоотношениях?

     - И даже не в этом. Я обсуждал эту тему с Ромащенко. Самое интересное, что инициатива разговора исходила от него: "Валерий Кузьмич, я испытываю к вам искреннее уважение и хотел бы все обсудить". Пересказывать беседу не буду, но Мирослав признал, что в некоторых вещах должен был действовать чуть по-другому. Мне же было очень важно узнать, в какую среду я попадаю. Ведь трансферный период к тому моменту закончился, и работать надо было с теми, кого приглашали Петраков или Ромащенко. Когда я спросил руководителей, в чем они видят в этой ситуации мою роль, в ответ услышал: "Главная задача - успокоить игроков". После этого поговорил с футболистами, которые определяют игру "Томи". И выяснил вот что. Конечно, мог продолжить работу уже в качестве главного тренера мой нынешний помощник Василий Баскаков. Он стоит у истоков команды, знает в ней все, у него великолепные отношения с игроками. Но они, поговорив между собой, пришли к выводу, что нужен человек со стороны, что команде требуется не кнут, а какое-то организующее начало. Таким образом, желания руководства, игроков и мои собственные совпали.

     - Вы говорите, руководство попросило вас успокоить команду. А чем было вызвано неспокойствие?

     - Неверием в свои силы. Это очень важный аспект. Часто говорят: у этой команды есть характер, а у той - нет. Всегда считалось, что у "Томи" характер крепкий, сибирский: она, может, и сама особо не играет, но и издевались над собой не позволяет. И тут произошел какой-то надлом, из-за которого "Томь" стала  проигрывать со счетом 1:5, 0:4. Это говорило о том, что главный вопрос - не уровень мастерства, а психология. Моей первой задачей стало внушить игрокам, что они достойны играть в премьер-лиге. В чем я искренне убежден.

     Первая беседа с ребятами свелась вот к чему: я не буду учить вас играть по-новому, не собираюсь совершать революций, переворачивать все с ног на голову. Надо закончить сезон, играя так, как вы умеете. Другое дело, что на поле должна быть команда, а не отдельно взятые игроки.

     - В недавнем интервью мы задали Ромащенко вопрос: не считает ли он, что резкая перемена в игре команды после перерыва матча с "Крыльями", проигранного 0:4, говорит о том, что она сдавала игру? Это ведь зачастую бывает вызвано отношениями с тренером. Вы просматривали этот матч?

     - Конечно. В последнее время "Томь" практически все матчи проигрывала во втором тайме - за исключением встречи с "Зенитом", где она пропустила все голы до перерыва. Даже на Кубок против "Волги" к перерыву вели - 2:0, а потом пропустили два мяча и довели дело до серии пенальти. И вот в прошлую субботу с "Локомотивом" мы впервые, уступив по счету, но не по игре, во втором тайме выглядели предпочтительнее. С чем я это связываю? Обычно спад во вторых таймах списывают на функциональное состояние. Здесь же вопрос был в психологии. Трудно было удержать концентрацию и дисциплину.

А МОЖЕТ, ГОНЧАРЕНКО - НОВЫЙ ГЕНИЙ?

     - Из российских клубов за эти полтора года предложения были?

     - Из премьер-лиги четких не было. Нередко меня спрашивали: а как бы вы отнеслись, если бы такой-то клуб предложил вам поработать? Но до конкретики не доходило.

     - Влияет ли возраст на качество работы тренера?

     - В какой-то степени соглашусь с теми, кто призывает дать молодым тренерам возможность проявить себя. Но огромную роль в тренерской работе играет и опыт. Хотя знаю случаи, когда закончившие играть футболисты через год-два становились очень серьезными специалистами. В том числе и те, кого я тренировал.

     - Бердыев?

     - Нет, Курбана я не могу считать своим воспитанником, хотя он у меня играл. Могу назвать Пузикова, Клычмурадова. Веду к тому, что опыт не обязательно зависит от возраста. Бывает, что у 80-летнего нет такого опыта, как у того, кто начал работать тренером в 35. Одно время шла дискуссия на тему, помогут ли нам иностранцы. Считаю, что иностранный специалист ничем не отличается от российского. Скажем, при всем уважении к тому, что Петржела сделал в первый год пребывания в "Зените", его опыт абсолютно несопоставим с опытом Адвоката.

     - Но тогда за спиной "Зенита" не было "Газпрома".

     - Миллионы решают не все. Сегодня "Зенит", где 80 процентов футболистов - россияне, играет в такой футбол, о котором можно только мечтать. Я с самого начала был за то, чтобы дать иностранцам возможность поработать у нас. Тогда они уже появились в нашем баскетболе, волейболе - и ничего не испортили. А в футболе передовой считалась наша, советская школа. Я до сих пор считаю, что она ни в чем не уступает европейской. Но у нас были методики, а вот средств для их использования недоставало. Мы опережали время, но в 80-е годы научные группы при командах закончили свое существование из-за нашей нищеты. Когда мне говорят, что у каждого игрока "Ювентуса" или "Милана" есть собственная программа занятий в тренажерном зале, я понимаю: это элементарно просто. Или когда Труссье в Японии изучал соперников при помощи 11 телекамер и знал движение каждого игрока, в России это воспринималось как что-то сверхъестественное. Сегодня в Томске мне предлагают одну камеру для анализа действий соперников - и  это нормально.

     Приглашение тренеров-иностранцев - большой плюс, но надо и к ним, и к нашим подходить с одинаковыми критериями. Что же касается молодых, то хорошим тренер должен становиться. Чтобы человека просто назначили в ведущий клуб, и он сразу стал настоящим тренером? Исключено. Прежде чем состояться как личность, как специалист, он помимо высшей школы, стажировок, должен пройти определенные этапы. Досадно, например, что Андрей Чернышов, ярко начавший карьеру, попал в очень сложный клуб, где ее фактически и закончил.

     - Как тогда объяснить, что Гончаренко с белорусским БАТЭ в 31 год вышел в Лигу чемпионов и играет вничью с "Ювентусом"?

     - Так ведь у вас в газете я, кажется, прочитал о том, как долго Гончаренко готовился к профессии тренера. Мой помощник Баскаков идет примерно по этому же пути. Он приходил на все тренировки к Петракову, смотрел, записывал, потом поступил в ВШТ - сам, без поддержки клуба. Вот и Гончаренко подобное желание и аналитический склад ума помогли создать нынешнюю команду. А может, родился новый гений?

КРИТИКОВАТЬ КОЛЛЕГУ? ТОЛЬКО НАЕДИНЕ

     - Насколько влияют на тренерскую работу паузы в карьере?

     - Вопрос в том, как этот перерыв провести. Если человек чувствует, что иссяк, и желания работать нет, то и после перерыва он уже не вернется на прежний уровень. Если ждет новой работы, готовится к ней, все будет нормально. Я, например, заряжен новой работой. Думаю, мне перерыв пошел только на пользу.

     - Работа на телевидении не могла помешать тренерской карьере - ведь кто-то, возможно, рассматривает вас уже только как комментатора?

     - Для комментариев по ходу матчей у меня реакция не та. Другое дело - программы, посвященные чемпионату Европы, где проводился анализ игр. Когда я участвовал в таких передачах, мне говорили: и надо вам торчать там до двух ночи? Но когда я смотрю футбол, спать не хочется. Особенно такой футбол, который мы видели на Euro. Считаю, что для меня эта работа стала плюсом с тремя восклицательными знаками.

     - Вам было бы сложнее без нее?

     - Конечно, если бы я вообще остался без дела, связанного с футболом. Вот говорят, например, о закате Олега Романцева, но я не думаю, что его звезда закатилась. Другое дело - как он сам на это смотрит. Специалист не может вдруг перестать быть специалистом. Анализировать игру так, как Романцев, очень мало кто умеет.

     - Могли себе позволить в телепередаче критиковать коллег?

     - Пока я считаю себя тренером, права на это не имею. Когда мы с коллегой наедине, могу высказать ему свое мнение, а на публике - не должен.

     - Если бы вам предложили выбрать для себя любую команду премьер-лиги, какую бы назвали?

     - Могу сказать только, в какие пойти не согласился бы. Например, "Спартак" в той ситуации, которая наблюдается в нем последние лет пять, - команда не для меня. Во время одного из чемпионатов мира мне даже почти поступило такое предложение. Я ответил: "Ребята, нет. Я же не проникнут спартаковским духом". Мне говорят: "Да там уже ничего этого нет". Но я остался при своем мнении. В "Динамо", наверное, тоже не смог бы: не то, чтобы дух Берии, но какой-то динамовский дух там тоже витает. До последнего времени считал, что и в ЦСКА не смогу, но сейчас вижу: благодаря Гинеру решения в этом клубе принимаются весьма логичные. Поначалу их никто не одобряет, но потом оказывается, что именно так и нужно действовать. И я не только о последнем решении по Газзаеву. А что касается остальных команд, то готов работать с любой.

ФОРМУЛА УСПЕХА

     - Непривычный, кстати, случай: об отставке тренера в ЦСКА объявили за полгода. Как бы вы себя почувствовали на месте Газзаева?

     - Если два разумных человека, прежде чем объявлять, все обсудили, то никаких проблем быть не должно. Газзаев уходил и после того, как ЦСКА становился чемпионом. Сейчас, когда все определилось, он понял, что у него есть право на ошибку. Поменял схему, стал больше доверять молодым игрокам. К тому же лишние бразильцы уехали. В результате у команды будто гора с плеч рухнула, и она смогла заиграть. Так что это решение мне видется вполне оправданным.

     У меня был похожий случай в Японии, когда после первого круга мы шли на 13-м месте. Чувствовалось напряжение в коллективе. Мне тогда президент сказал: если вылетим из чемпионата, ничего страшного - на следующий год вернемся. В результате мы тоже раскрепостились и поднялись на третье место.

     - ЦСКА теперь сможет побороться за чемпионство?

     - А это уже от "Рубина" зависит.

     - Есть ли формула тренерского успеха?

     - Я для себя такую формулу вывел и следую ей неукоснительно. Первое - общий язык с руководством. Нужно уметь объяснить тем, кто дает деньги, что твое решение оправдано. Если не можешь убедить руководство - это не твое место. Те, кто стоит надо мной, должны понимать, что мы в одной упряжке. Второе - отношения с тренерами, помощниками, с теми, кто тебя окружает. Когда я приехал в Томск, первым делом журналисты спросили, сколько помощников я привезу. Я ответил, что не считаю нужным сейчас что-то менять. Если уже есть люди, знающие, что к чему, то лучше опираться на них, добиться, чтобы они мне помогали и работали так, как мне необходимо. Третье и самое трудное - атмосфера в команде. Игроки, которых приглашали другие тренеры, должны понять: я им не враг. Тогда и можно будет объяснить, какой футбол я хочу увидеть в их исполнении. И, наконец, четвертое - умение общаться с прессой. Исходя из сказанного, можно сделать вывод: главное - убедить всех, что я и все остальные работаем для команды.

ТАНЦЫ ПЕРЕД ИГРОЙ

     - С молодыми игроками вам общий язык найти легко?

     - Я с 68-го работаю с мальчишками. Мне всегда хотелось быть, что называется "в теме", понимать, чем они дышат. К примеру, те, кто старше меня, не воспринимали "битлов". Но многие из моих ребят понимали, что такое музыка, и слушали и их, и "роллингов" и других.

     - А в КГБ никто на вас не стучал?

     - Почему не стучал? В 79-м пришлось объяснять, откуда у меня взялись японские бобины, доказывать, что все законно. Тогда у одного из коллег жены отец работал в Японии - он и передал. В том же 79-м проблемой была даже стрижка. У меня игрок был на Спартакиаде в Москве с длинной прической, Паша Петров, он потом в "Спартаке" оказался. Один из министров увидел его и начал возмущаться. Пришлось объяснить, что у него уши, как у Чебурашки, вот и не стрижется, чтобы над ним не смеялись. Удалось как-то утрясти. Я все это к тому говорю, чтобы было понятно: такие моменты мне очень помогают понять, чем дышат игроки. А во многом помогает ориентироваться внучка.

     - И как этот опыт помогает в "Томи"?

     - В игре против "Терека" забил Тарасов, который до этого в сезоне не отличался ни разу. У него прическа весьма экстравагантная: светловолосый, да еще и осветлил что-то вроде ирокеза. Когда я в первый раз на него посмотрел, он насторожился. Но я объяснил: с этим проблем нет - иди, играй, забивай. Он и забил. А парнем оказался очень веселым. Говорят, в караоке петь любит.

     Или в Камеруне было: перед отборочным матчем к чемпионату мира против Анголы без предупреждения приехал проверить игроков. И вместо 22 человек обнаружил лишь четверых. Остальные ушли на дискотеку. Время - 22.30, а на следующий день матч! Поехали с переводчиком на эту вечеринку. Приезжаем - они там веселятся, отплясывают. Подзываю капитана, Стивена Татава, спрашиваю, что они себе позволяют. Он в ответ: "Коуч, мы потанцуем до двенадцати и разойдемся. Все будет в порядке". А жили-то они на сборе не в гостинице, а в казарме на территории военного училища, в закрытой зоне. Я подошел на КПП, спросил у солдата, как он их выпустил. Он, не моргнув глазом, отвечает: отказать самому Татаву, национальному герою, не мог. Оказывается, потанцевать для них действительно важно, и мне стоило это понимать. Сказал им, что никто об этом не узнает, но чтобы завтра все были как штык.

     - Как долго стоит держать игроков на сборах перед матчем?

     - Приведу пример. В Японии собирались командой на стадионе за два часа до начала игры. Смотрю, что-то не то: дебютные отрезки не удаются. Стали обсуждать ситуацию с капитаном, после чего приняли решение: вместе обедаем в гостинице в 12 дня, отдыхаем, проводим установку и едем на матч. После этого пошли победы. Для японцев такого подхода оказалось достаточно. А Олег Пашинин, например, спросил: можно, я в этой гостинице и ночевать буду перед игрой? Конечно, отвечаю, какие вопросы! Так что все индивидуально и зависит от менталитета. Хотя больше суток никакую команду держать взаперти нет смысла. В "Томи" мы собираемся за день до матча и много общаемся, поскольку мне на начальном этапе нужна информация.

КАК ПЛАТИТЬ ПРЕМИАЛЬНЫЕ?

     - Как вам инфраструктура в Томске?

     - Когда ехал, меня пугали: ты что, там каменный век! На деле же все давно поменялось. У клуба база не собственная, но прекрасная. Два поля хорошего качества - естественное и искусственное, с подогревом. Великолепный жилой корпус, у каждого свой номер. Современный тренажерный зал. Работой пресс-службы я потрясен: все делают, вплоть до телепрограммы. Для дубля положили газон, строятся трибуны, будет новый стадион. В общем, условия вполне соответствуют стандартам премьер-лиги.

     - Стоит ли идти по пути "Амкара" - укладывать на главной арене синтетику?

     - Если помните, в первом туре, когда "Томь" встречалась с "Динамо", ударил 18-градусный мороз. Причем на следующий день выглянуло солнце, температура поднялась до нуля. А в день матча футболисты, конечно, испытывали дискомфорт, но газон нагрузку выдержал. Над ним работают специалисты высокого уровня, они гарантируют качество. Претензий, к слову, ни у кого не возникает. А для здоровья игроков, считаю, важно играть на естественном покрытии.

     - О том, что вы вывели Камерун в четвертьфинал ЧМ-90, ваши нынешние подопечные знают?

     - Думаю, в "Томи" мой тренерский путь мало кому известен. А сам на эту тему не распространялся. Обычно, когда тебя представляют, перечисляешь свои прежние команды, но здесь я решил этот пункт программы обойти. Главное - то, как мы будем работать сейчас, а не то, что было у меня в прошлом.

     - Реально ли со временем вывести сибирский клуб в лидеры чемпионата?

     - В Томске, понятно, болезненно воспринимают сравнение с "Амкаром". Но пример пермяков показывает: на этот уровень выйти можно. Задача номер один для меня - остаться в премьер-лиге. Посмотрите на календарь - поймете, что это непросто. Цель номер два - замахнуться в будущем на что-то серьезное. Только в этом случае работа имеет смысл. К тому же грядет круглая дата - сто лет томскому футболу (будет отмечаться в 2009 году. - Прим. "СЭ")! Генеральный директор Юрий Степанов мне уже поведал о своем разговоре с серьезным руководителем. Тот призвал отбросить все суеверия и уже сегодня думать о завтрашнем дне. Внизу болтаться никому не хочется.

     Я как-то поинтересовался, сколько коллективов играет на первенство Томска. Думал, пять-семь. А мне говорят: в зимнем чемпионате города участвуют 240 команд! И еще отбор происходит: кого допускать, кого - нет. Мне в тот момент вспомнилось, как в Камеруне после чемпионата мира-90 я приехал на разговор с Роже Милла. Договорились встретиться на стадионе. Смотрю, начался матч, а Милла сидит на скамейке. Интересуюсь: почему не играешь? Не пускают, отвечает, опоздал на установку. Вот вам и любительский футбол. И это через неделю после триумфального чемпионата мира!

     - Ромащенко в интервью "СЭ" сказал интересную вещь: попробовал работать на доверии, но потом понял - надо было действовать жестче.

     - Я тоже хотел бы работать на доверии, однако это доверие надо заслужить. Ребят сразу предупредил: для меня профессионал тот, кто умеет себя готовить к матчам. Можешь подойти ко мне и сказать: я сегодня хотел бы тренироваться не по этой программе, а по другой. Футболист должен чувствовать свое состояние, знать, что ему требуется. Есть же такие, кто не умеет себя готовить, и им в доверии будет отказано. Некоторым природа многое дает, а они расходуют потенциал впустую.

     - После выходного проверяете пульс, давление?

     - Есть несколько методик, по которым определяют различные параметры. К примеру, сообщаем игрокам, что в определенный день проверим их вес до и после тренировки. И если кто-то не готов, лучше заранее сообщить об этом, разберемся потом. Правда, сейчас мы работаем в недельном цикле. Он довольно комфортен и позволяет провести восстановительные мероприятия, а затем начать планомерную подготовку к следующему матчу.

     Есть еще один интересный момент. Когда игрок получает травму на тренировке или в игре, он имеет право на премиальные за три следующие игры. Это очень правильный посыл. Но есть игроки, которые специально получают травму на предыгровой тренировке и не очень торопятся восстанавливаться, поскольку знают, что премиальные все равно полагаются. Поэтому в других странах я предпочитал платить премиальные по итогам сезона при условии, что футболист сыграл определенное количество матчей. Конечно, игроков надо поощрять после каждой удачной игры, но вместе с тем они должны понимать: чем больше матчей они проведут в составе, пусть даже просто в заявке, тем выше будет заработок, больше почета и уважения со стороны тренера. Система штрафов у нас существует, но никаких опозданий, нарушений нет - ребята очень усердны. Наказываем только за "неигровые" желтые карточки.

     - Наверное, необходимо учитывать и характер травм. Например, вышел игрок не размятый - и тут же тянет заднюю поверхность.

     - Конечно, и мы уже обсуждали это с футболистами. Мне было очень приятно, когда они сами одному втолковывали: "Ты только вышел и сразу сорок метров рванул!" Это гораздо лучше, чем если бы то же самое говорил я. Профессиональное отношение в том и заключается, что в определенных ситуациях нужно поберечься.

     - Что должен натворить футболист, чтобы вы в одночасье с ним расстались, невзирая на его роль в команде?

     - Помните, Адвокат недавно вывел из состава Крижанаца? Мое мнение - это не очень правильно. Да, произошел конфликт в раздевалке, но это часть жизни. Кто-то может переживать неудачи по-своему, но не стоит, наказывая игрока, наказывать и всю команду. Любое отчисление - своего рода запрет на профессию, и футболист должен понимать, за что наказан.

     - Как относитесь к ссылке Титова, Калиниченко, Моцарта в дубль "Спартака"?

     - То, как это было обставлено, - ошибка. Команда проиграла армейцам по всем статьям, виноваты были все. А раз плохо сыграла вся команда, значит, виноват тренер, потому что он готовит ее к игре. Но там нашли крайних, и эта ошибка сильно повлияла не все дальнейшее развитие ситуации. Последствия ощущаются до сих пор. Вообще за последние два года к Титову не может быть претензий. В прошлом году на канале "Спорт" мы много раз обсуждали игру "Спартака". Так вот, Титов в каждом матче был одним из лучших, если не лучшим. К примеру, много забивал головой, чего за ним раньше не замечалось.

ОПАСАЕМСЯ…

     - Как оцениваете перспективы "Томи" в борьбе за выживание?

     - Мне кажется, сейчас мы на том месте, которого заслуживаем. Но ни в коем случае не должны быть в числе тех, кто вылетит. Последние игры говорят о том, что мы можем играть с соперниками разного уровня. И с армейцами, и с "Локомотивом" второй тайм очень понравился, и это важно, поскольку после перерыва мы часто играем слабо. У железнодорожников футболисты побыстрее наших, но во второй половине встречи мы выглядели сильнее соперника. Если футболисты поверят в свои силы, будем играть еще лучше. Я, например, с нетерпением жду игры против "Зенита", тем более после его победы над "Лучом". Наслаждаюсь игрой питерской команды, и для нас это очень хорошая проверка.

     - Не опасаетесь, что в этой заварухе в борьбе за выживание…

     - (Перебивая.) Опасаемся. (Смех в зале.)

     - Вы никогда не были замечены в околофутбольных играх. Когда принимали решение вернуться в российский чемпионат, учитывали, что, возможно, придется с ними столкнуться?

     - Мне приходилось слышать: "Валерий Кузьмич, да вам нечего делать в российском чемпионате!" Такие явления были всегда. Но я стараюсь воспринимать их как данность. Мы с вами живем в этой стране и работаем на ее футбол. Умудряется же, к примеру, Леонид Слуцкий в любой ситуации сохранить лицо - и команды, и свое. Он может - значит, и я могу. Да, я попал в Томск. Меня от многого там ограждают. Но я за это только благодарен: каждый должен заниматься своим делом. Если есть какие-то сомнения насчет того или иного матча, я должен его посмотреть своими глазами. Но не верю, что могут быть такие режиссеры и артисты, которые способны сыграть роль на таком уровне. Молюсь, чтобы не оказаться в такой ситуации, потому что не знаю, как буду себя вести.

     - В других странах, где вы работали, закулисная работа присутствует?

     - Например, в Китае однажды я проводил первый матч с новой командой. Должны были играть с командой из Пекина в гостях, но матч перенесли к нам, поскольку в тот день была годовщина событий на площади Тяньаньмэнь. На предыгровой тренировке летаем по полю, а выходим на игру - и 0:2. Оба гола - с пенальти, причем один придуманный на двести процентов, а второй - спорный. Я, понятно, возбужден, захожу в раздевалку, пытаюсь успокоить ребят, думаю, что они переживают. Но смотрю - все спокойны. Заходит президент, всем пожимает руки. Я ничего не понимаю, но через неделю мне говорят: мол, задолжали за  прошлый сезон, когда чуть не вылетели. В Китае было еще несколько таких моментов. Но ни в Японии, ни в Корее представить себе такое невозможно. Например, там перед одной из игр спрашиваю у помощника, кто сегодня судит матч. Он пожимает плечами и идет посмотреть на табло, где написаны фамилии арбитров. То есть там не принято встречать судей - сами добираются, сами размещаются и прибывают на матч.  

     - За узбекским футболом следите? Там сейчас немало интересного происходит.

     - Вы не представляете, как в Ташкенте хорошо относятся к русским людям, к России! Когда играет российская сборная, они спрашивают: "Когда наших показывают?" Они не говорят "Россия" - они говорят "наши". Российский чемпионат очень хорошо освещается прессой и телевидением, большинство местных игроков мечтает сюда попасть.

     - Зико и Ривалдо поехали в "Бунедкор" только ради денег?

     - Абсолютно. Потому что там инфраструктура хромает. Раньше лишь "Пахтакор" был командой профессионального уровня. Только начинали строиться "Машал" и "Бухара". Все остальное находилось в зачаточном состоянии. Сейчас новый президент федерации совершает подвиги, вкладывает огромные деньги, помогает созданию интернатов. Талантов там много, и скоро Узбекистан станет хорошей футбольной единицей.

     - Даже на уровне сборных?

     - В их зоне Австралия, Япония, Корея - эти команды Узбекистану пока не по зубам. Попасть на чемпионат мира сложно еще и потому, что арабские страны стали натурализовывать бразильцев, которые вдруг оказались мусульманами.

"ВЫ ЕГО БЕЙТЕ"

     - Насколько верны представления о том, что на Востоке тренер может побить игрока?

     - Этого нет ни в Китае, ни в Японии. Зато в Корее не считается чем-то сверхъестественным. Родитель, когда приводит ребенка к тренеру, сам говорит: "Вы его бейте". Для меня, кстати, до сих пор непонятно следующее. До семи лет принцип воспитания детей и в Корее, и в Японии один: чадам позволено все. Берутся за них только в школе. В итоге японцы, как по мановению волшебной палочки, вдруг становятся послушными, а корейцы остаются такими же. Сами родители удивляются. Поэтому в Корее бить позволительно. Но в этой области происходят изменения. Двое моих помощников стали тренерами и футболистов не трогают. Те сами все понимают.

     - Значит, вы воспитали сразу двух специалистов?

     - Да. Но это было прописано в контракте. Передо мной в клубе поставили три интересные задачи. Во-первых, "поменять цвет команды". Очень долго думал, что это значит. Оказалось, речь о стиле игры: из оборонительного в атакующий. Во-вторых, обратить внимание на молодых игроков. И третье - подготовить помощников, которые могли бы стать главными тренерами. У одного из двоих это получилось за три-четыре года, что удивительно. Так как Корея - страна, в которой до 30 лет не женятся, до 50 не могут стать президентом. До моего приезда у футболистов не было выходных. Я неделю проработал и отметил один день как свободный. А помощники говорят - нельзя. Оказывается, корейские спортсмены с 10 лет живут в условиях интерната. До женитьбы у них нет квартир. Лишь в межсезонье их переселяют в гостиницу, потому что кого-то могут передать в другой клуб. Живут они на базе, как в карантине. С девушками не общаются.

     И вот мы дали им выходной - а на следующий день троих недосчитались. Начали искать. Оказалось, они выпили водки, которая в Корее 20-градусная, и уснули. Проспали тренировку.

     Теперь все изменилось. Есть и выходные, и отпуска. Мировоззрение стало иным. Футболисты заиграли в Европе и Японии. Даже в "МЮ". Раньше-то страна была абсолютно закрытой. До меня даже контрольных матчей в межсезонье не проводили. Нельзя - и все. Спрашиваю: почему? Соперники, дескать, все разузнают, разведают. Как будто после первой игры они ничего не увидят.

     - Есть тренеры, которые на тренировки никого не пускают...

     - Я этого не понимаю. Сборная Камеруна ни одного закрытого занятия на чемпионате мира не провела. Закрывались только в Югославии, когда готовились. Но на нас тогда никто и не смотрел. А в Италии при болельщиках тренировались. Сначала приходило 100-200 человек. После победы над Аргентиной - тысяча. А к концу - тысяч по пять. Когда футболисты тренируются при болельщиках, появляются дополнительные эмоции, и они чудеса творят на поле. А в изоляции им и бегать не хочется.

     - Какие перспективы у нынешней сборной России?

     - Рад ее выступлению на чемпионате Европы. Еще до его начала говорил: или провалимся, или ярко сверкнем. Так и получилось. Сейчас ситуация для сборной гораздо сложнее, чем летом. Во-первых, в составе нет серьезных изменений. Во-вторых, выйти на этот же уровень психологически очень сложно. Если проскочим немцев - а при их нынешнем состоянии можно рассчитывать не только на ничью, но и на победу, - все будет хорошо. Если игра не удастся, могут возникнуть проблемы.

     Согласен со всем, что делает Гус Хиддинк. Он мудро строит отношения с игроками. Трудности возникают постоянно, но Хиддинк грамотно обходит все острые углы. Денисова он обезоружил приглашением - парень теперь просто не имеет права плохо сыграть! Личные отношения, то, как футболисты отдаются процессу, важнее тактических изысков.

"РУБИН" - НЕ ЮБИЛЕЙНЫЙ ПРОЕКТ

     - "Рубин" станет чемпионом?

     - Думаю, своего уже не упустит.

     - Это юбилейный проект или у команды есть будущее в Лиге чемпионов?

     - Это не юбилейный проект. Просто наконец-то подобралась команда, которая ладно скроена. Вначале Бердыев с помощниками говорили, что им везет. И футболистов в этом убедили. Сейчас же многое изменилось. Игроки поняли: если они в порядке, способны играть с любым соперником. Помнится, "Рубин" не очень удачно выступал в еврокубках. Но сегодня команда укомплектована игроками, которые ничего не боятся. Они "Зенит" обыгрывают! Так что и в Лиге чемпионов статистами не будут.

     - Правда, что Бердыев приглашал вас в "Рубин" старшим тренером?

     - Да. Но это было, когда команда начала сыпаться. Тренеры думали, как не навредить игрокам, искали свежую кровь. Но я успокоил Бердыева, уверил: все нормально, бывают такие периоды, не нужно дергаться. Вместо меня никого не нашли, а сейчас все вопросы решились сами собой.

     С уважением отношусь к работе Бердыева. Говорят, с ним сложно, потому что всех держит в напряжении. Но и в отношении к игроками в его сознании произошла эволюция.

     - С Бердыевым вы сошлись еще в 70-е?

     - Раньше. Как игрок он мне всегда нравился. Хитрый, тонкий, техничный. Смотреть на него было одно удовольствие. Отзывы о Бердыеве-тренере также всегда хорошие. Когда я работал в Турции, переходил из одного клуба в другой и посоветовал на мое место взять Курбана. Он в итоге многое сделал для клуба, развил инфраструктуру. Но не вынес того, что руководство не думало о перспективах. Президент покупал молодых игроков, а через пару лет продавал за большие деньги. И все равно Бердыев стал подступаться к еврокубкам. Тогда и требования возросли: вчера для команды было нормальным место с восьмого по десятое, а сегодня ему стали выговаривать за то, что не обыграл "Галатасарай". Курбан не выдержал такого отношения и ушел. Хотя останься он, команда прогремела бы.

     - По Камеруну скучаете?

     - По Камеруну - нет. По камерунцам - может быть.

     - В 90-м все стали говорить, что скоро африканская сборная выиграет чемпионат мира. Почему до сих пор этого не произошло?

     - Тогда я тоже считал, что либо Камерун, либо другая африканская команда обязательно выстрелит. Но для этого нужен другой подход. Что творится сейчас? Впереди матч. То одного, то другого нет. А многие ребята сегодня играют в серьезных клубах. При мне только Белл выступал в первом французском дивизионе, да Милла по столу кулаком в федерации мог ударить. Другие были намного ниже по рангу. Поэтому и требования у них оставались невысокими. Теперь же, возвращаясь в сборную, футболисты не играют на том уровне, на котором могут. Проблема, безусловно, в организации.

     - С кем-то из сборной Камеруна отношения поддерживаете?

     - Не могу сказать, что поддерживаю. Недавно, во время Кубка Африки, передавал Милла телеобращение. Он прислал ответ. Вот и все общение. Чаще встречаюсь с камерунцами из России.

     - Чем занимается Милла?

     - У него хороший бизнес. Он всю жизнь мечтал стать президентом федерации, но его до сих пор не назначают. Боятся, наверное. Потому что пока живо поколение, которое его помнит, Милла в Камеруне очень серьезная фигура.

Константин АЛЕКСЕЕВ, Павел АЛЕШИН, Екатерина БРЕДИНА,

Артем КАЛИНИН, Александр ЛЬВОВ, Игорь РАБИНЕР, Григорий ТЕЛИНГАТЕР

 

Положение команд
Футбол
Хоккей
И В Н П +/- О
1
Зенит 16 12 3 1 34-7 39
2
Краснодар 16 11 5 0 34-9 38
3
Локомотив 16 11 1 4 32-23 34
4
Спартак 16 9 4 3 30-14 31
5
Динамо 16 9 4 3 32-18 31
6
ЦСКА 17 8 4 5 27-14 28
7
Ростов 17 6 5 6 26-27 23
8
Рубин 17 6 5 6 22-24 23
9
Акрон 17 5 4 8 20-33 19
10
Пари НН 17 4 4 9 15-31 16
11
Динамо Мх 16 3 7 6 9-14 16
12
Кр. Советов 16 4 3 9 15-24 15
13
Химки 16 2 7 7 18-30 13
14
Факел 16 2 7 7 11-24 13
15
Ахмат 16 1 6 9 14-31 9
16
Оренбург 17 1 5 11 16-32 8
Результаты / календарь
1 тур
2 тур
3 тур
4 тур
5 тур
6 тур
7 тур
8 тур
9 тур
10 тур
11 тур
12 тур
13 тур
14 тур
15 тур
16 тур
17 тур
18 тур
19 тур
20 тур
21 тур
22 тур
23 тур
24 тур
25 тур
26 тур
27 тур
28 тур
29 тур
30 тур
30.11 14:00
Акрон – Оренбург
1 : 0
30.11 16:30
ЦСКА – Рубин
2 : 2
30.11 19:00
Ростов – Пари НН
4 : 0
1.12 14:00
Локомотив – Химки
- : -
1.12 16:30
Зенит – Кр. Советов
- : -
1.12 19:00
Динамо Мх – Факел
- : -
1.12 19:30
Краснодар – Спартак
- : -
2.12 19:00
Ахмат – Динамо
- : -
Все результаты / календарь
Лидеры
Бомбардиры
Ассистенты
ЖК
Г
Манфред Угальде

Манфред Угальде

Спартак

12
Алексей Батраков

Алексей Батраков

Локомотив

10
Мирлинд Даку

Мирлинд Даку

Рубин

9
П
Маркус Вендел

Маркус Вендел

Зенит

8
 Бителло

Бителло

Динамо

6
Кладуио Луис Родригес Клаудиньо

Кладуио Луис Родригес Клаудиньо

Зенит

6
И К Ж
Муталип Алибеков

Муталип Алибеков

Динамо Мх

7 1 1
Данила Прохин

Данила Прохин

Оренбург

13 1 5
Фернандо Костанца

Фернандо Костанца

Крылья Советов

11 1 3
Вся статистика

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости