Анатолий Бышовец: "У "Спартака" появилась единая воля. Но пока это не чемпионская команда"
МОИ КОМАНДЫ ФАКТИЧЕСКИ СДАЛИ ДВА МАТЧА
– Как вам видится происходящее вокруг матча "Урал" – "Терек"?
– Не удалось его посмотреть, могу говорить только в целом о так называемых странных встречах. Реакция руководителей "Урала" и "Терека" на претензии закономерна. Потому что определить, где есть факт сговора, а где неумение играть, очень сложно. Для этого нужно быть специалистом. Проблема имеет мировое значение. И смущает не то, что такие матчи есть, а то, как мы с этим боремся.
– Вы сталкивались с договорняками?
– Да, дважды. В первый раз – в "Динамо", когда только начал работать. В конце игры в нашу пользу назначили пенальти, его должен был бить Добровольский, но вдруг подошел другой, опытный, парень, оттолкнул Игоря и отправил мяч выше ворот.
– А второй случай?
– В "Локомотиве", матч на выезде, соперник представлял опасность "стандартами". И вот один из наших футболистов, прекрасно чувствующий себя на втором этаже, вдруг не играет по своему сопернику. Просто оставляет его, уходит из штрафной. И нам забивают один гол, потом второй. Стал выяснять – оказывается, ему партнер сказал покинуть штрафную. Хотя и в индивидуальном собеседовании и перед выходом на поле все было объяснено: кто, где, с кем…
– Поражение со счетом 0:2?
– Просто проиграли. Это было безобразие!
– Фактически это были два договорных матча?
– Это две сдачи. Да, фактически договорные.
– Почему же вы не отправились в правоохранительные органы?
– Как можно доказать, что человек сознательно пробил выше или то, что он специально отправил игрока в атаку при "стандарте" у своих ворот? Я и сегодня не говорю, кто так поступил, но это предательство команды и клуба.
– Игрок "Локомотива", отправивший партнера из своей штрафной при "стандарте", до сих пор в коллективе?
– Нет.
– Вы его сразу выгнали?
– Впоследствии. И одного, и второго… На неделю, правда, футболист заболел, но потом пришлось расстаться.
– Какого финала ожидаете от истории с матчем "Урал" – "Терек"?
– Думаю, что вердикт должны вынести профессионалы. Это должно быть независимое решение. Но посмотрите – Конте и Капелло в Италии поплатились: один репутацией, другой чемпионским званием. Там борьба ведется совершенно иначе, "Ювентус" перевели в низшую лигу.
– Вы имеете в виду, что матчем в Екатеринбурге должна заняться полиция?
– Полиции есть чем заниматься. Здесь скорее полномочия дисциплинарного комитета и, главное, их компетенция.
– То есть это дело КДК?
– Конечно.
Я ПРОТИВНИК ТОГО,
ЧТОБЫ МЕНЯТЬ ТРЕНЕРА ЦСКА ДО КОНЦА ГОДА
– Много критики в адрес нападающего ЦСКА Траоре. Соответствует ли он уровню армейцев?
– В том случае, когда форвард не забивает, надо говорить об отсутствии условий для самореализации. Главная проблема для Траоре состоит в том, что между обороной и атакой нет связующих футболистов. Без Дзагоева и Еременко команда стала играть более примитивно. Трудно себе представить "Барселону" без Хави и Иньесты. Не вписывается Ионов. Передачи на Траоре предсказуемы, его плохо обслуживают. И конечно, нельзя забывать о готовности нападающего. Но все это надо предвидеть. Как и ситуацию с вратарем, с центральными защитниками. Нагрузка, которая выпадала на Игнашевича и Березуцкого, неизбежно приводит к тому, что мы видим сейчас. Ресурс кончился.
– Как смотрите на обструкцию, которую Слуцкому устроили болельщики?
– Она закономерна. Когда нет результата, все шишки падают на главного тренера. Конечно, где-то не хватило компромисса между поклонниками и Слуцким. Надо встречаться с болельщиками.
– Но как быть с хамскими баннерами? Разве это прилично?
– Приличий от этих людей не дождешься. Испытал это на себе. Когда "Локо" выиграл Кубок при мне, сектор фанатов отвернулся и не приветствовал команду. Это управляемая среда, в ней есть лидеры, которые инициируют подобное отношение. Там нет ничего общего с интересами клуба и команды.
– Подведем итог. В чем главная проблема ЦСКА?
– В отсутствии результата. Тренеру нужно иметь качества, которые позволяют не терять нить управления, находить решения. Надо уметь держать удар, искать внутренние резервы. Но есть проблема – как играть с "Монако" и как быть после возможного проигрыша? Отрицательный результат хорошую команду объединяет, плохую – разрушает. Возможны экстраординарные ситуации. И после "Монако", при отрицательном результате, изменений можно ожидать.
– Вы имеете ввиду решение по Слуцкому?
– Какая-то ситуация может возникнуть, потому что страсти накалены. Но сейчас я противник того, чтобы менять главного тренера до конца года.
– До конца года или сезона?
– До конца года. А далее – в зависимости от результата.
– Но у Слуцкого есть объективные проблемы. Вы же сами сказали об отсутствии наших "Хави и Иньесты".
– ЦСКА сейчас в какой-то степени прототип сборной, где надо переформатировать команду. Надо смотреть игроков. Допустим, Ефремов играет в "Оренбурге", производит хорошее впечатление, он лидер команды.
– Насколько повлиял на Слуцкого отрицательный результат на Euro?
– Матч со сборной Франции весной показал, что мы на самом турнире практически не имели шансов на положительный результат на Euro. Нам необходимо думать о создании новой команды. Сейчас то, что делает Черчесов, можно оценить с пониманием. Но к концу года хотелось бы увидеть резюме – команду без возрастных игроков.
– Кого вы конкретно имеете ввиду?
– Жирков, Березуцкий, Самедов. Я не против них, но убежден, что их не должно быть на ЧМ-2018 из-за их возраста и износа. Проблема износа носит физический характер.
– Характеризуя Слуцкого применительно к периоду до Euro, вы сказали, что есть некоторое головокружение от успехов. Цитата Сталина – что вы подразумевали?
– Следующее: когда есть успех, ты плохо себя контролируешь. Есть инерция того, что все хорошо и так будет продолжаться. Что отличает великих? Чувство неудовлетворенности. А здесь фильмы и КВН усыпили самооценку.
У "СПАРТАКА" ЕСТЬ ДУХ
– Поговорим о "Спартаке". Накануне дерби Олег Романцев высказался в том духе, что не будет общаться с Каррерой до того, как тот не выучит русский язык. Каррере необходимы советы?
– Обмениваться надо не советами, а знаниями и идеями. А когда этого нет, чего общаться?
– Вы считаете, что нет идей?
– Мне кажется, что после "Сатурна" и "Динамо" они пропали.
– Роман Асхабадзе на встрече в редакции "СЭ" сказал очень точную фразу: "Аленичева назначил коллективный спартаковский дух" – и прошлое, и ветераны. Как к этому относитесь?
– Самое интересное, что никто из них ни за что не отвечает, как и технический комитет федерации футбола. Оценки уважаемых мной коллег-спартаковцев не имеют ничего общего с тем, что происходит в команде. Они же не видят внутреннее содержание происходящего в команде и клубе.
– Аленичев был готов к работе в "Спартаке"?
– У него есть качества, но их реализация – совершенное другое. Результата не было. И матч с ЦСКА показал, что произошло с момента прихода Карреры.
– Что именно?
– Поменялась структура игры, состав, атмосфера. Посмотрите, выходит Таски вместо Боккетти – и действует хорошо, с нужной концентрацией. Тройка Фернанду, Глушаков и Зобнин в средней линии придает команде мобильность. Тренер привносит в коллектив жизненную энергию – это неуступчивость, прежде всего. "Спартак" объединен единой волей.
– "Спартак" сейчас чемпионская команда?
– Нет. Есть еще много проблем. К концу года "Спартак" может сохранить двоевластие с "Зенитом", соперничество острое.
– Тогда почему – нет?
– Есть отдельные проблемы и факторы, которые не позволят “Спартаку" победить. Это чисто футбольные факторы. Не хочу их называть, потому что у меня нет достаточной информации о происходящем – прежде всего, в оценках игроков.
– Чья сейчас "Спартак" команда – Аленичева или Карреры?
– Каррера придал энергию тому, что делал Аленичев, развил качества футболистов. "Спартак" выглядит сильным духом.
– То есть дух есть?
– Да. И это связано с тренером.
ПРОМЕС ЛУЧШИЙ В РФПЛ? ПОКА НЕТ
– Кутепов, на ваш взгляд, созрел, чтобы стать твердым игроком стартового состава сборной?
– Не стал бы этого исключать. Есть физические качества, он думающий парень. Все зависит от того, на каком уровне Илья может играть. У меня был такой пример в "Динамо" – Андрей Чернышов, высокий, как жираф, что-то такое нескладное. Индивидуализировали тренировочный процесс, Андрей вырос. Так и у Кутепова – есть качества, которые надо развивать.
– Промес сегодня – лучший игрок лиги?
– Нет. Но по своим качествам он близок к этому. Впрочем, последний матч показал, что у Промеса есть проблемы с психологией. Он не сыграл в свою силу в тех моментах, где нужно проявить неуступчивость. Возможно, это последствия травмы.
– Вы сказали, что ЦСКА предстоит формировать новую команду. Можно ли говорить, что в "Спартаке" этот процесс завершился?
– Добавить трех-четырех игроков – и процесс будет завершен.
БЫЛ БЫ ОЧЕНЬ РАД, ЕСЛИ БЫ ИГРОКИ СБОРНОЙ
ПРЕМИИ НАПРАВИЛИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО БАЗЫ
– Сегодня стало известно о том, что игрокам сборной России заплатили серьезное вознаграждение, несколько десятков миллионов рублей, за выход на Euro-2016, который в итоге команда провалила. Как к этому относитесь?
– Если это сделано в соответствии с достигнутыми ранее договоренностями, надо платить. Но наш футбол был бы близок к выздоровлению, если бы мы приближали игроков к доброте и благодеянию. Я был бы очень рад, если бы игроки сборной отказались от премий и сделали то же, что греки – отдали премиальные на строительство футбольной базы.
– Что думаете о назначении Игоря Шалимова и Сергея Кирьякова в клубы РФПЛ?
– Очень рад этому. По пониманию футбола, отношению к нему оба должны работать в лиге. Они очищают наш футбол, потому что не способны на компромиссы.
СПАСТИ "ДИНАМО" МОЖНО ТОЛЬКО ПОЛИТИЧЕСКИМ РЕШЕНИЕМ
– Как вы смотрите на ситуацию в "Динамо" в перспективе возможного банкротства клуба?
– Это трагедия. Речь идет не только о футболе. Удивляет следующее – где все те люди, которые отвечали за клуб на протяжении последних 15 лет?
– Что нужно сейчас делать с "Динамо"?
– Боюсь, что эта ситуация, возможно, уже вне спортивного уровня. Спасти клуб сейчас можно только политическим решением.
– Есть мнение о мистическом происхождении проблем "Динамо" – где-то в клубе спрятана шинель Берия.
– Это глупость. Берия был большим поклонником клуба. Мне об этом рассказывал Николай Петрович Старостин. Ситуация выглядела достаточно сложной, поражения "Динамо" воспринимались болезненно и ревностно, и в какой-то степени переносились на личностные вещи.
– Николай Петрович не говорил вам, что именно взаимоотношения Берия могли послужить причиной приговора Старостиных и отправки их в лагеря?
– Не думаю, что в полной мере так. Но отношения были напряженными, и информация о деятельности "Спартака" и каких-то нарушениях поступала.
– Вы довольно часто используете цитаты Сталина. Как относитесь к этому историческому деятелю?
– Он был прижат к стене, ему некуда было отступать. Борьба шла достаточно серьезная. Сталин умел относиться к врагам не по-божески, но задача построения нового государства была превыше всего. Да, это жестко. Но мы видим и пример 90-х, когда более миллиона людей погибло, и это в мирное время! Об этом никто не говорит.
– То есть вы на одну доску ставите Сталина и либералов.
– А какая разница? Речь идет о человеческих жизнях.
– То есть нет никакой разницы?
– Нет, неправильно интерпретируете. Я говорю о ситуации, в которой находился Сталин. И мы не видели, что он сдавал страну.
СПОРТИВНОЕ ТВ СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫМ,
А НЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
– Как смотрите на перспективы Юрия Семина во главе "Локомотива"?
– Перспективы Семина? Он их закрыл для себя и возрастом, и результатами. Есть опыт, желание, но перспективы выиграть чемпионат нет. Выиграть Кубок – да. А вот работу Черевченко оцениваю хорошо. Семин хороший мотиватор, но он консервативен.
– Ваше мнение о спортивном телевидении в России?
– На мой взгляд, оно становится более развлекательным, чем профессиональным и меня это огорчает. Очень легко раздаются оценки, проводится поверхностный анализ.
– Вы говорили это Тине Канделаки?
– Она профессиональный менеджер, ее интересует экономическая часть. Как-то ей при встрече сказал, что хотел бы видеть профессиональный и честный канал.