Золотой архив Златана. Чем хорош фильм о юном Ибрагимовиче
9 ноября прошлого года состоялась мировая премьера картины "Роналду". Съемки шли 14 месяцев. Операторы все это время ходили за звездой по пятам: работали на тренировках и матчах "Реала", летали на чемпионат мира в Бразилию, снимали как Криштиану просыпается и умывается, как нежно будит сына, как дружелюбно общается по пути на базу с фанатом, как ужинает с семьей...
Но успешным фильм не стал. Его хоть и подавали как документальный, на деле он оказался не более чем полнометражной рекламой успешного футболиста. Посмотрите, мол, Криштиану не только на поле безупречен, но и в жизни всем помогает, идеальный человек! Нормального зрителя, а не оголтелого фаната "Реала" или лично португальца такой слащавый показушный формат только отпугнул. Спасти картину могли бы кадры хроники, но юношеские годы в "Роналду" показаны лишь парой повторяющихся коротких нарезок. Все трудности и переживания времен "Спортинга" и более ранних лет озвучены закадровым голосом...
22 ноября, словно в ответ на фильм о Криштиану, на Международном кинофестивале документального кино в Амстердаме была показана картина о другом кумире миллионов – Златане Ибрагимовиче. И если сравнить две эти биографии... Хотя нет, сравнивать их нельзя. И вот почему.
В "Молодом Златане" (именно так называется фильм в оригинале на шведском) нет как таковой режиссерской работы. По сути, она заключалась только в удачной установке камер для записи интервью с теми, кто видел, как Ибрагимович превращался из гордого, самолюбивого, но еще наивного парня в мировую звезду.
К примеру, с Лео Бенхакером – человеком, который рисковал своей должностью технического директора "Аякса", покупая у "Мальме" совсем еще "зеленого" форварда за рекордные для амстердамцев почти 9 миллионов евро. "Я никогда не решался на трансфер, прежде чем не смотрел игроку в глаза. Мне важно не только то, какой он мастер, но и какой человек. Мы встретились со Златаном – он не отвел взгляд в сторону ни на секунду. Я сразу все понял! Это как с девушками: объяснить невозможно. Возникает – и все".
Делится воспоминаниями Роналд Куман, у которого Златан раскрылся на второй год в Голландии. Марко ван Бастен и Яри Литманен, служившие ориентирами для Ибрагимовича, от них он впитывал футбольную мудрость. Фабио Капелло, сразу объяснивший шведу, что в "Ювентусе" ему придется покончить с цирковыми номерами и играть исключительно на команду.
Египтянин Мидо, ставший отдельным героем картины. Именно его вытеснил из состава "Аякса" Ибрагимович после первого неудачного сезона. Как-то они повздорили на поле, затем продолжили перепалку в раздевалке, и кончилось все... ножницами, пролетевшими в сантиметрах от лица шведа. Мидо был отчислен из команды, но спустя годы лишь восхищается Златаном. Тем более только швед встал тогда на защиту своего же обидчика и призывал прекратить травлю.
Однако подобные биографии с воспоминаниями постаревших очевидцев отнюдь не редкость, в кинотеатрах такие картины не крутят. Разве что по телевидению к юбилею героя. И здесь самое время сказать о главном бриллианте фильма – уйме архивных кадров. В распоряжении режиссеров братьев Герттенов оказались пленки, отснятые на стыке веков операторами "Мальме". Те, разумеется, и представить не могли, что бегают с камерой за одним из величайших игроков в истории Швеции. Цель у них была куда более прозаичная – снять кино о возвращении клуба в высший дивизион после вылета в 2000-м...
В объектив попадало все. Не только голы и финты юного паренька с мелированными волосами. Но и то, как он играет дома на компьютере и спорит с другом, какую клавишу нужно нажать. Как издевается над своей девушкой-блондинкой, демонстрируя ей на мониторе фото обнаженной красотки. Как долго стягивает грязные гетры и шутливо рассуждает, в каком чемпионате хотел бы играть: "Моя мечта Италия! Англия? Полная лажа..." (за 16 лет мнение, судя по всему, не изменилось). Как с ухмылкой выслушивает упреки за рекордное количество школьных прогулов. Как флиртует с поклонницами после матча, предлагая свой номер телефона. Как летит со спортивным директором "Мальме" в Амстердам и широко улыбается, заявляя, что будет стоить больше, чем весь остальной "Аякс".
Настоящая жизнь, никакой показухи. Камера словно прозрачна и нисколько не смущает Ибрагимовича. Хотя известно, как не любит он давать интервью, как огрызается почти на любые вопросы журналистов...
На родине Златан давно уже стал культовым героем. И потому неизвестные прежде широкому кругу эпизоды его становления, да еще такие яркие и естественные – словно волшебный подарок из прошлого. Ведь одно дело книга, и совсем другое – документальное видео. Его не "причешешь", не приукрасишь.
За 12 лет в клубах-грандах образ Ибрагимовича стал брутальнее и пафоснее. Но какой он внутри? Для своих, а не для посторонних? В жизни, а не футбольной сцене? Знающие шведа близко уверяют, что он не изменился. Разве что стал мудрее. А значит тем ценнее кадры, на которых Ибрагимович не играет роль, а живет.
|
И | В | Н | П | +/- | О | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1
|
Краснодар | 18 | 11 | 6 | 1 | 34-12 | 39 | |
2
|
Зенит | 18 | 12 | 3 | 3 | 37-12 | 39 | |
3
|
Спартак | 18 | 11 | 4 | 3 | 36-14 | 37 | |
4
|
Динамо | 18 | 10 | 5 | 3 | 37-20 | 35 | |
5
|
Локомотив | 18 | 11 | 2 | 5 | 33-26 | 35 | |
6
|
ЦСКА | 18 | 9 | 4 | 5 | 28-14 | 31 | |
7
|
Ростов | 18 | 7 | 5 | 6 | 29-28 | 26 | |
8
|
Рубин | 18 | 7 | 5 | 6 | 25-26 | 26 | |
9
|
Акрон | 18 | 6 | 4 | 8 | 22-34 | 22 | |
10
|
Кр. Советов | 18 | 5 | 3 | 10 | 19-29 | 18 | |
11
|
Динамо Мх | 18 | 3 | 8 | 7 | 11-17 | 17 | |
12
|
Пари НН | 18 | 4 | 4 | 10 | 15-34 | 16 | |
13
|
Химки | 18 | 3 | 7 | 8 | 22-35 | 16 | |
14
|
Факел | 18 | 2 | 8 | 8 | 11-25 | 14 | |
15
|
Ахмат | 18 | 2 | 7 | 9 | 16-32 | 13 | |
16
|
Оренбург | 18 | 1 | 5 | 12 | 16-33 | 8 |
28.02 | 19:00 |
Динамо Мх – Локомотив
|
- : - |
1.03 | 14:00 |
Пари НН – Акрон
|
- : - |
1.03 | 16:30 |
Зенит – ЦСКА
|
- : - |
1.03 | 19:00 |
Ахмат – Рубин
|
- : - |
1.03 | 19:30 |
Краснодар – Кр. Советов
|
- : - |
2.03 | 14:00 |
Химки – Факел
|
- : - |
2.03 | 16:30 |
Спартак – Оренбург
|
- : - |
2.03 | 19:30 |
Ростов – Динамо
|
- : - |