Степашин - Газзаеву: "Хотите возглавить сборную?"
В авторской программе Александра ЛЬВОВА "Начистоту" приняли участие три известных в мире футбола человека – бывшие главные тренеры сборной России Олег Романцев и Валерий Газзаев, а также член исполкома РФС, глава наблюдательного совета "Динамо" Сергей Степашин
"ДИНАМО" ДОЛЖНО БЫЛО ОБЫГРЫВАТЬ "СПАРТАК"
– Карпин сказал, что "Динамо" в матче со "Спартаком" было измотано не столько физически, сколько эмоционально. Согласны?
Степашин: – Думаю, больше физически. Почему эмоционально? Забили в первой игре с "Наполи" быстрый гол, могли еще один. А потом три гола сделал Игуаин.
Считаю, что со "Спартаком" не хватило в первую очередь "физики". Во втором тайме видно было, что динамовцы подсели. Эмоциональной же опустошенности я не заметил. 1:3 – это ведь не 1:6.
Мы с Черчесовым потом общались на эту тему. Игра с "Наполи" закончилась в час ночи, прилетели в Москву в 8 утра в пятницу, а уже в воскресенье следующий матч. Понимаю, что можно говорить: мол, за такие деньги они должны быть каждый день как огурчики. Но возьмите "Зенит". С настроением у команды все было в порядке, но тем не менее "Торпедо" их, прошу прощения, чуть не сделало. А если бы еще и дали чистейший пенальти...
– Виллаш-Боаш заявил, что имел место заговор против его команды.
– Виллаш-Боаш – не Романцев и не Газзаев. Для меня он не авторитет. Хотя тренер он, может быть, и хороший.
Романцев: – Эмоциональных сил у "Динамо", вполне вероятно, тоже было чуть меньше после 1:3 в Неаполе. Но мы забываем, что бело-голубые играли против техничной команды, которая оставила их без мяча. Обороняясь, сил тратишь в два раза больше.
Степашин: – Да просто нужно было играть в свой футбол.
Романцев: – Именно! У "Динамо" достаточно игроков, которые могли спокойно взять мяч под контроль. Это ведь ужасно сложно – бегать без него. Валерий Георгиевич, например, этого очень не любил (смеется).
Степашин: – Он мог бегать и с мячом, и без него. Особенно когда в Ленинград приезжал, такие пенальти придумывал! Весь стадион кричал: "О, Газзаев с мячом, сейчас пенальти будет!" Валера, помнишь?
Газзаев: – Сергей Вадимович, это искусство (смеется). Что же касается воскресного матча, то "Динамо", на мой взгляд, прежде всего подсело функционально. Все-таки на восстановление времени у футболистов было совсем немного. И еще мне очень приятно, что Габулов показывает сегодня прекрасный уровень игры.
Степашин: – Сзади теперь все спокойно. Габулову ведь "Спартак" не смог забить! А автогол Дугласа… Только в цирке такие мячи залетают.
Романцев: – Вообще игроки на такие мячи должны грудью выходить, а он решил сыграть другим местом.
Газзаев: – Думаю, по игре справедливым результатом стала бы даже не ничья, а победа "Динамо". У бело-голубых было много моментов, особенно в первом тайме. Футбол "Спартака" пока далек от идеального, тренер в поисках. А "Динамо" более сыгранное и опытное.
Степашин: – Мы забыли еще один факт. 36 500 болельщиков! Для кого команды играют? Для агентов, для спонсоров, для журналистов, для президентов? Для людей! Как болел полный стадион! Я даже вспомнил добрые советские времена. Важный фактор?
Романцев: – Первостепенный! И это несмотря на поражение "Спартака" в прошлом туре.
Газзаев: – Очень важный фактор. Здесь еще надо говорить о красавце-стадионе. Сегодня даже на рядовые матчи туда приходят от 20 тысяч болельщиков. Прекрасные условия. Чем больше будет таких арен, тем лучше станет наш футбол. Хотя, конечно, нам есть куда расти.
Степашин: – Олег Иванович, вы же доходили до полуфинала Кубка чемпионов. Совсем рядышком с трофеем были. Причем в 90-е годы, самое сложное время для нашей страны. Денег не было, СССР распался. Как мотивировали футболистов?
Романцев: – Да их не нужно было тогда мотивировать!
Степашин: – Это был великий "Спартак". Не забываете его?
Романцев: – Ну что вы... Иной раз думал тогда: подольше бы продолжался матч. Мы не всегда побеждали, но всегда старались играть красиво.
Степашин: – Или взять Валерия Георгиевича. Какую он "Аланию" в свое время сделал!
НАШИ ФУТБОЛИСТЫ ПЕРЕОЦЕНЕНЫ
– Олег Иванович, в воскресенье Якин впервые выпустил в стартовом составе Давыдова. Вынужденная мера или шаг навстречу молодежи?
Романцев: – Пока швейцарец в поисках, которые, конечно, немного затянулись. Несмотря на победу, о какой-то четкой игре говорить преждевременно. Да, очень хорошая, эмоциональная и важная победа. Но стройности в действиях "Спартака" я не увидел.
Степашин: – Тактически тренер "Спартака" все сделал верно. Во втором тайме на поле вышел свежий Мовсисян, усилил игру, создал два-три момента и забил бы, если бы не Габулов, который действовал просто блестяще. Я тоже очень рад за Володю – вот кто вырос! А в первом тайме Якин выпустил быстрого, энергичного Давыдова, который, бегая, изматывал защитников.
Романцев: – Может, именно потому "Динамо" потом чуть подсело, что "Спартак" с первых минут навязал быстрый футбол.
– Многие говорят: если футболист получает большие деньги, значит, он должен лезть из кожи вон. Вы согласны?
Газзаев: – В контракте футболиста прописаны все обязательства. За их выполнение он получает деньги. Как можно профессиональному футболисту предъявлять претензии по самоотдаче? Технический брак – да, возможен. Но максимальную самоотдачу нужно показывать каждую игру.
Степашин: – Только представьте, что Моуринью уговаривал бы футболистов играть на пределе. Да если бы он сейчас сидел с нами рядом, он бы вообще не понял, о чем речь. Конечно, у нас взвинченный рынок, наши футболисты переоценены. Играют богатые клубы, богатые организации – вы понимаете, о ком я говорю.
Газзаев: – Есть выход: отмена лимита. Российские игроки нынче в тепличных условиях. Среднему футболисту с нужным паспортом гарантировано место в основном составе. А в Европе наши топ-клубы играют с мини-сборными континента. Как им противостоять в таких условиях?
– Кержакова перестали вызывать в сборную, да и в "Зените" он не всегда попадает в заявку. Тренер невзлюбил?
Степашин: – "Люблю – не люблю" – такими категориями профессионал оперировать не должен. Олег Иванович, разве вас только холили и лелеяли в бытность футболистом?
Романцев: – Меня гоняли. А куда деваться? Я понимал: раз гоняют – значит, хотят, чтоб я рос.
СКАНДАЛЫ ПОРТЯТ ИМИДЖ РОССИЙСКОГО ФУТБОЛА
Степашин: – И ведь вы с Бесковым работали.
Романцев: – Да. С самим Бесковым. Если он ругал – то исключительно по заслугам. Потом, когда ты сам анализировал, то понимал: да, здесь ты был неправ.
Газзаев: – Вспоминается история с Фергюсоном. Он, разозленный после проигранной игры с "Арсеналом", подошел в раздевалке к Бэкхему и заявил: "Из тебя сегодня Коул на фланге сделал клоуна!" А тот поднял голову и в ответ: "А из вас Венгер сделал клоуна!" Ну, Фергюсон схватил бутсу и как дал ему по голове! Тоже ведь метод воспитания. Хотя, конечно, я не призываю этот метод использовать (улыбается).
Степашин: – Кстати, Бэкхем потом извинился.
Газзаев: – Сейчас читаешь прессу и понимаешь, что в футбольном сообществе у нас не хватает корпоративности. Взять даже последние высказывания Широкова и Федуна – все это не красит наш футбол. Страдает его имидж. Есть ведь субординация, этика, элементарное уважение друг к другу. Зачем доводить до абсурда?
Степашин: – После таких высказываний (специально не буду называть фамилию этого футболиста) в бундеслиге или английской премьер-лиге он больше не играл бы.
Романцев: – Конечно. Даже в союзной лиге. Если ты ушел куда-то в сторону, нарушил режим или не выполнил установку, а потом заявил тренеру: "Я ухожу", – то тебя никто уже не взял бы! Ты бы закончил с футболом. А у нас сейчас игроки бегают из клуба в клуб. Понимаю, что это утопия, но вот представьте: собрались тренеры друг с другом и договорились – если кто-то отчисляет игрока или сажает его на лавку, то пускай другие команды не налетают на него в ту же минуту. Тогда футболисты, наверное, изменятся. Будут сначала думать.
Степашин: – Должны договориться президенты клубов, хотя это и непросто. Наверное, исполкому РФС и премьер-лиге тоже отмалчиваться нельзя. Люди-то все разумные, не враги же друг другу. Живем все в одной стране.
Газзаев: – Я с вами согласен. У нас же есть комитет по этике. За такие высказывания людей надо наказывать. Зачем вы друг друга хаете? Что о вас будут думать болельщики?
– А как же демократия?
Степашин: – Демократия – это не бардак. Это власть народа.
Романцев: – Возьмем одного из моих любимых игроков – Дзюбу. Если бы его никто не приглашал, то он в два раза бы повысил к себе требования и доказал, что "Спартаку" необходим! А у нас его сразу же начали звать и "Зенит", и еще кое-кто.
Степашин: – В "Зените" он закиснет. Будет вторым Бухаровым.
Романцев: – Все может быть.
"ЗЕНИТ" СНАЧАЛА ВСЕХ СКУПАЕТ, А ПОТОМ УЖЕ ДУМАЕТ
– Сергей Вадимович, вы как питерский человек расскажите...
Степашин: – Я – ленинградский (смеется).
– Как думаете, "вираж" сможет принять Дзюбу?
Степашин: – К понятию "вираж" отношусь философски. Я с пяти лет болел за ленинградский "Зенит". Когда сейчас меня пытаются обвинить, что я перешел в "Динамо", отвечаю: "Товарищи, не путайте божий дар с яичницей. Есть "Зенит"– проект Газпрома, а есть ленинградский "Зенит". Есть ленинградские болельщики, а есть так называемый "вираж". То, как они себя порою ведут и какие лозунги выкрикивают, – это страшно. Помните баннер про Яшина? Мерзость.
Романцев: – Подсудное дело.
Степашин: – Согласен полностью. Поэтому, конечно, в адрес Дзюбы начнется обструкция. Ему будет тяжело. Я не тренер, но со стороны все вижу, 18 лет в футболе все-таки. Все позиции в "Зените" заняты – есть Рондон, есть Халк. Вместо кого Дзюба будет играть?
– Может, таким образом "Зенит" просто решил ослабить "Спартак"?
– Да он, по-моему, сначала просто хочет всех игроков скупить, а смотреть только потом.
Романцев: – Они ведь в свое время из чемпионского "Рубина" забрали трех лучших игроков – того же Бухарова, Рязанцева, Семака.
Степашин: – Неплохо там раскрылся только наш – динамовский – Данни. Олег Иванович его хорошо помнит, он еще при нем начинал.
Романцев: – Тут все дело в том, что Данни – футболист, который сможет играть в любой команде.
Степашин: – Да. Он профессионал и хороший семьянин.
Романцев: – Характер непростой, но все талантливые люди сложные.
– Кураньи может уехать из России. Насколько реально его сохранить?
Степашин: – Сейчас "Динамо" сделало ему новое предложение. Не буду называть конкретные цифры, но надо понимать: Кураньи уже 33, финансовые условия сейчас ограничены, зарплата будет не такой, как прежде. Если Кевин согласится – конечно, будет играть. Все в его руках. Мы только "за": и президент клуба, и спортивный директор, и я. Хотим, чтобы он еще у нас поиграл и показал, что по полю можно не просто бегать.
Кураньи и сам хочет остаться. В "Динамо" он давно, успел стать своим, не нуждается в мотивации. К нему нет вообще никаких вопросов – ни как к человеку, ни как к футболисту! Он мне чем-то напоминает Диму Хохлова – такой же лидер в раздевалке, позитивный, излучает тепло.
Странная история у нас приключилась с Нобоа. Никто по-прежнему толком не может ответить, почему неплохой футболист – не выдающийся, но мог бы усилить игру, – ушел на вдвое меньшую зарплату к грекам. Видимо, это уже действия агентов. Не хочу садиться на поляну Николая Толстых, пускай он ими занимается (улыбается).
– У перешедшего в "Спартак" Граната были завышенные требования?
– Насколько знаю, в новом клубе он будет получать 1,8 миллиона евро. С Гранатом у нас была договоренность продлить контракт перед чемпионатом мира. Зарплату предлагали чуть поменьше, чем сейчас ему дали в "Спартаке", но в переговорах нашла коса на камень.
– Каково ваше мнение о Смолове?
– Начал забивать, и это радует. Честно говоря, я думал, что в "Динамо" растет идеальная связка Кокорин – Смолов. Они – давние приятели, понимают друг друга с полуслова. Федя сейчас в "Урале", скоро вернется из аренды. Надеюсь, поумневшим.
– Кто в этом году имеет самые большие шансы на чемпионство?
– Скорее всего, "Зенит". Хотя ЦСКА подтягивается – Гинер умеет работать. До недавнего времени я думал, что "Динамо" будет бороться за серебро, но нужно быть объективным. Хотя болею за бело-голубых всей душой, я с 17 лет динамовец – с того момента, как поступил в училище МВД.
Газзаев: – Согласен по поводу "Зенита", отрыв приличный. Хотя питерцы тратят силы в Лиге Европы, да и личная встреча многое решит.
Романцев: – Иногда участие в нескольких турнирах, если все получается, наоборот, помогает чисто эмоционально. В любом случае по поводу кандидатов на золото я согласен. "Динамо" и "Спартак" будут бороться за 3-е место. А "Краснодар" мы, думаю, немного переоценили…
КОНТРАКТ С КАПЕЛЛО – ЭТО ПОЗОР
– Раз уж мы заговорили о "Зените". Клуб пригласил Виллаш-Боаша в надежде на то, что он поднимет команду на уровень ведущих команд Европы. Но португалец не смог выйти из группы Лиги чемпионов. Игра не стоила свеч? Может, не стоит приглашать таких именитых и дорогих специалистов?
Степашин: – Я не хочу критиковать "Зенит" – это команда из моего любимого города. У меня батюшка с матушкой болеют за "Зенит". Но в России есть собственная прекрасная тренерская школа. И сильные специалисты у нас еще остались, готовые тренировать в том числе и сборную. Результаты они покажут не хуже. Однако то, что мы сегодня теряем нашу школу, – очевидно. Валерий Георгиевич, хотели бы возглавить сборную?
Газзаев: – Сергей Вадимович, с вами – в огонь и воду. Но я предлагаю другое – продлить с нынешним тренером контракт еще на четыре года и увеличить ему зарплату.
Степашин: – Это вы кого подкалываете? Точно не меня. Мутко или Толстых? (смеется.)
Газзаев: – Это же позор! Над нами смеется вся Европа. Какой анализ был сделан после чемпионата мира? Ни со стороны РФС, ни со стороны тренера национальной сборной – ничего. Отсюда неизбежные следствия – отборочный турнир Euro-2016 начался для нас еще хуже, и сейчас матч с Черногорией стал главным в истории российского футбола. Разве до этого можно было доводить? Поэтому я считаю, что если тренер не решил задачу, то должен нести ответственность.
Сегодня РФС козыряет тем, что мы впервые за 12 лет попали на чемпионат мира. А как быть с тем, что мы там заняли 24-е место? И опустились на 33-е место в рейтинге ФИФА? Контракт – это хорошо, но должна быть мера ответственности за нерешенную задачу.
Степашин: – Я, кстати, первым вынес тему контракта Капелло на публику. И тогда же сказал Мутко c Толстых: у Капелло хорошие юристы, он имеет полное право требовать те деньги, которые ему полагаются (про моральную часть вопроса говорить не хочу), но кто же составляет такие контракты?! Я 13 лет работал в Счетной палате, а до этого в МВД, а до этого в ФСБ. Так вот, в любой промышленной сфере за такие соглашения тут же привлекли бы к уголовной ответственности! Где эффективность вложенных средств? Ответа нет, все ссылаются друг на друга. Вроде как раньше Абрамович платил Хиддинку, вот и сейчас хотели так же. Но лично у меня как раз к Капелло по поводу контракта вопросов нет.
– Гусу хоть не зря платили...
– Да. Хотя деньги-то все равно были не Абрамовича.
– А чьи?
– Наши с вами, государственные.
– В недавнем интервью Толстых заверил, что в случае невыхода на Euro-2016 контракт с Капелло будет расторгнут. А Фабио услышал и удивился: ничего, мол, подобного. Как это понимать?
– В контракте такого пункта нет.
Газзаев: – Чемпионат мира закончился полгода назад, а мы все это время обсуждаем не футбол, а то, когда получит зарплату Капелло. Да, это важно. Но где футбол? Кругом скандалы, споры... Никаких изменений к лучшему и реформ. Куда мы движемся? В каком состоянии подойдем к 2018 году?
На недавних слушаниях в Общественной палате, посвященных моей концепции развития футбола в России, уважаемые люди говорили: куда нам спешить, давайте подождем ЧМ-2018, а то только хуже сделаем. Но как же так, ведь этот турнир – главное событие в истории нашего футбола! И мы обязаны подготовиться к нему идеально. Инфраструктура будет на уровне, это понятно, но нужен и спортивный результат. Минимум – четвертьфинал.
Степашин: – Полуфинал!
Романцев: – Дома добраться до медалей было бы очень неплохо...
Степашин: – Корейцев ведь Гус вытащил в четверку! А команда-то у них средненькая. Или взять немцев: провал был несколько лет, яма сумасшедшая. Но они создали систему.
Романцев: – И терпели.
– Капелло еще говорил, что в России мало талантов, поэтому и добиться чего-то серьезного едва ли возможно.
Степашин: – Таланты есть, только вот куда-то они пропадают. Перед матчем "Спартак" – "Динамо" я встретился на стадионе с Николаем Писаревым. По его словам, ребят ярких хватает, но в возрасте 16-18 лет рост останавливается. Почему? Наверное, потому, что растить человека сложнее и непредсказуемее, чем купить готового. А этот дорогой иностранец через год уже становится таким же "русским" – и ничем не выделяется... Вот сидит Валерий Георгиевич, который вырастил Габулова, Дзагоева, Акинфеева. Где сейчас такие примеры?
Газзаев: – Все строится на терпении. И на законах. Считаю, нам просто необходимо правило, по которому как минимум один молодой игрок всегда должен быть в составе. И тогда мы будем иметь 50-54 кандидата для молодежной и первой сборных.
Романцев: – Мера искусственная, я такие вещи не люблю, но в свое время у меня в "Красной Пресне" два человека дошли до сборной именно благодаря такому правилу – Мостовой и Кульков.
Газзаев: – Сегодня действительно мало молодых игроков. С другой стороны, зачем нам в таком случае нужен Капелло, раз ему не с кем работать?
Степашин: – Я как болельщик могу лишь добавить: какие игроки есть у Молдавии, которую мы дома не смогли обыграть? Разве что Епуряну, выступавший за "Динамо", да Гацкан. Позорище!
Газзаев: – Считаю, что в Бразилии наша сборная должна была без особых проблем выходить из группы. Она была не слабее Бельгии и сильнее остальных. Говорить о том, что у нас нет игроков, – абсурд.
АРИ? ДАВАЙТЕ ЕЩЕ КОРЕЙЦЕВ ВОЗЬМЕМ
– Ари женился на россиянке, рвется в сборную...
Степашин: – Давайте еще корейцев возьмем, как в шорт-треке. Мне Ари нравится, нет проблем, но это не выход из положения. Белорусы, украинцы – еще куда ни шло, все-таки родственные души. К слову, у нехватки игроков, о которой мы говорим, есть объективные причины. В Советском Союзе на сборную работали школы Украины, Грузии, Армении и другие. Мы все это потеряли.
Газзаев: – Но ведь у нас была хорошая сборная в 2008-м. В 2010-м эта команда стала еще сильнее, вообще была сильнейшей за всю российскую историю. Это был опытнейший коллектив, с костяком из ЦСКА и "Зенита" – победителей Кубка УЕФА. Но Марибор... Хорошо еще, что на Euro-2008 чудом попали. Спасибо хорватам.
– А можем мы стать в 2018-м чемпионами мира?
Степашин: – Если все решат бойкотировать турнир, и мы будем играть сами с собой. Шутка. Надеюсь, подобного не случится. А если серьезно, сверхзадача – выход в полуфинал.
Романцев: – Многое будет зависеть от жеребьевки. Хотя нам с этим всегда везло. Попадем в полуфинал – это будет огромный успех.
"СЭ" благодарит "Радио Сити Бар" за организацию проведения съемок передачи "Начистоту!".