Натурализация в футболе: лукавые разговоры
ЕСТЬ ТЕМА
Новые русские // Бекки Хэммон: "Не хотела смотреть Олимпиаду по телевизору" // Густаво: "Чувствую себя настоящим русским"
В российском футболе тема натурализации дальше разговоров не зашла. Даже получивший гражданство камерунец Жерри-Кристиан Тчуйсе за национальную команду России так и не сыграл.
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
Известный телекомментатор и автор "СЭ" Виктор Гусев в своей еженедельной аналитической программе, выходившей много лет назад на Первом канале, частенько появлялся в футболках разных команд – в основном тех, которые чем-то запомнились. Однажды летом 2000 года он начал программу облаченным в майку сборной России, хотя видимых поводов на то вроде бы не было. Все стало ясно, когда ведущий повернулся к камере спиной. Там была нанесена фамилия Тчуйсе.
Главный тренер "Спартака" и национальной команды Олег Романцев объявил, что камерунский защитник получит российское гражданство. Специалист не исключил и того, что новоиспеченный россиянин может начать вместе со всеми отборочную кампанию чемпионата мира 2002 года. Общественность встретила экзотическую новость с юмором.
– Признаюсь, я долго колебался, – рассказывал чуть позже Тчуйсе. – Решающими оказались мнения жены и отца: оба в один голос заявили, что от предложений, подобных тому, которое сделало руководство "Спартака", нельзя отказываться ни при каких обстоятельствах.
Дело со сборной, однако, затянулось. Несмотря на то что на родную камерунскую команду Тчуйсе был крепко обижен и пару раз вроде бы даже отказывался приезжать в ее расположение, заявлять о желании защищать цвета команды российской игрок не спешил.
– Тчуйсе – человек себе на уме, – не скрывал потом раздражения Романцев. – В принципе в этом нет ничего плохого, но у него до сих пор есть некоторые сомнения в отношении своего решения выступать за нашу сборную. А с таким настроением вряд ли следует играть в главной команде страны. Ведь это не клуб, где используются профессиональные качества игрока за определенную зарплату.
На этом все и закончилось.
Следующая громкая кампания по натурализации иностранца стартовала опять в "Спартаке" – почти десять лет спустя. Правда, и она не была доведена до логического завершения. Речь, как вы понимаете, идет о Веллитоне. В тех сезонах, когда бразилец становился лучшим бомбардиром чемпионата, красно-белое руководство активно проталкивало идею "нападающего для сборной". Очевидный намек РФС: помогите с паспортом.
Но тогдашний главный тренер национальной команды Дик Адвокат всякий раз говорил: если Веллитон действительно хочет играть за Россию, пусть начинает действовать. Патовая ситуация длилась до тех пор, пока бразилец не скис. О сборной вскоре все забыли, хотя про гражданство еще поговаривали.
– Скоро будет пять лет, как Веллитон играет в России, – говорил в 2011 году спортивный директор "Спартака" Дмитрий Попов. – Так что в следующем году или даже раньше "Спартак" поможет своему игроку подать документы на получение российского паспорта.
– Представляю, насколько это сложная процедура, – слова уже самого Веллитона. – Но если у меня будет российский паспорт, в команде освободится место еще для одного легионера. У главного тренера будет больший выбор при определении состава. Я вижу тут одни плюсы.
Какие плюсы Веллитон видит сейчас, находясь в "Гремиу", можно только догадываться.
Похожим образом и практически параллельно развивалась история в "Локомотиве", где пытались "ороссиянить" вратаря Гильерме. Но, к счастью, там лукавые разговоры про сборную почти не велись. Во всяком случае, самим вратарем.
– Я действительно хочу иметь российский паспорт, – говорил он. – Но не ради игры за вашу сборную. У меня все равно невысоки шансы стать ее основным голкипером. Ведь у вас есть Акинфеев, Малафеев, Шунин. И я реально оцениваю свои силы, потому что понимаю: вытеснить таких монстров будет невероятно сложно. Главное – не считаться легионером в "Локомотиве".
Но Гильерме опоздал. Думается, теперь, когда люди с двойным гражданством все равно будут считаться легионерами, попытки натурализовать кого бы то ни было прекратятся. А те, кто действительно достоин играть за сборную, и так за нее играют. Только за свою.