Как для "Петровского" баннеры делают
О том, как фанаты "Зенита" готовятся к матчам Лиги чемпионов - в репортаже "СЭ-Воскресенье".
WELCOME LEAGUE
Кажется, это было только вчера - три года назад примерно в это же время на дворе стояла такая же неопределенно-дождливая пора, как сейчас, а стадион "Петровский" готовился впервые в своей истории принять матч Лиги чемпионов. Торжественности предстоящему событию придавало и имя соперника "Зенита" - им был мадридский "Реал".
Едва ли не главной изюминкой той потрясающей игры стало предматчевое представление, устроенное фанатами и болельщиками сине-бело-голубых. Под звуки гимна Лиги чемпионов центральную трибуну закрыло огромное полотно, с которого на футболистов взирала группа ультрас с зенитовскими "стрелками" на груди, а остальные сектора с помощью разноцветных модулей выложили слова "Welcome League". Все это было щедро украшено фирменными звездами главного турнира Европы. Даже видавший виды делегат УЕФА англичанин Марк Блэкборн, осматривавший баннер перед игрой, не смог скрыть своего восхищения шедевром, созданным петербуржцами.
В этом году Петербург снова принимает Лигу чемпионов, и нам известно, что зенитовские ультрас вновь попытаются удивить всех и вся своим предматчевым шоу. Большое полотно готовилось уже к встрече с "Порту", но после бурных дебатов его решили использовать для празднования дня рождения зенитовского фан-движения на матче с брянским "Динамо". В итоге стартовая игра Лиги Чемпионов осталась без перформанса. Впрочем, к игре с "Шахтёром" ребята обещают обязательно что-нибудь приготовить. Каким же образом создаются эти фундаментальные баннеры, многие из которых вполне можно назвать произведениями искусства? Попробуем разобраться вместе. А поможет нам в этом один из создателей визуальной поддержки на трибунах "Петровского" Андрей "Рыбак" Поляков.
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ…
Начинается все, конечно же, с идеи. Рождаются задумки для новых баннеров совершенно по-разному. Какие-то решения становятся результатом мозгового штурма, иные вынашиваются годами в ожидании удобного случая, что-то рождается спонтанно всего за несколько минут. Да и подпись ко всей композиции, обычно красующаяся на решетке ограждения, может быть придумана за день-другой до "часа икс" и нарисована уже "на флажке" непосредственно перед матчем.
Впрочем, по словам Андрея Полякова, "мозговой штурм" дает результат крайне редко. Практически всегда такие совещания превращаются просто в дружеские посиделки. Поэтому чаще всего идея рождается так - ее просто приносит кто-то из главных креативщиков, коими, например, являются Андрей "Маляр" или Павел "Скример". И если она всем нравится, ребята берутся за ее реализацию. К слову, все новинки ультрас-культуры и перформанса питерцами отслеживаются очень внимательно - чтобы избежать повторов в своем творчестве.
КУРСЫ КРОЙКИ И ШИТЬЯ
Любопытно, что материальное воплощение баннера начинается… с измерения сектора, где его предстоит растягивать. Это очень важный этап - стоит лишь немного ошибиться в расчетах, и полотно либо будет мешком болтаться внизу трибуны, либо все увидят зияющие пустоты сверху и снизу. Учитывая этот факт, стоит отдать должное фанатам, время от времени устраивающим перформанс еще и на выездных матчах. Ведь в данном случае помимо всего прочего требуется заранее добыть точные разведданные относительно размеров гостевого сектора.
Однако вернемся на "Петровский", где, как известно, порой появляются баннеры, закрывающие собой целые трибуны. Понятно, что приобрести такое большое полотнище одним куском невозможно. Здесь на помощь создателям стадионного перформанса приходит обычная швейная машинка. Процесс создания заготовки для будущего шедевра выглядит весьма живописно - посреди просторного помещения (чаще всего - школьного спортзала, благо знакомые учителя физкультуры, готовые любезно его предоставить, есть у многих) стоит какой-нибудь "зингер", за ним сидит кто-то из фанатов (хотя зенитовцам порой помогает самая настоящая швея), а вокруг него возвышаются горы ткани. Медленно, но верно эти куски соединяются в одно полотно.
Несмотря на кажущуюся незатейливость, работа эта весьма ответственная - плохо прошитый баннер может расползтись на части прямо на трибуне. С другой стороны, досконально изучив эту особенность больших полотен, несколько лет назад петербуржцы с успехом нашли ей вполне прикладное применение. На выездной игре с ЦСКА по краям гостевой трибуны развернулись два полотнища, изображающие руки, держащие шарф из красно-синей ткани. Но через пару секунд эта ткань, специально плохо скрепленная тонкими нитками, расползлась на куски "в руках" зенитовских ультрас, а ее место занял сине-бело-голубой "шарф". Так в визуальной поддержке появилось место даже элементам анимации.
НАСЛЕДНИКИ АЙВАЗОВСКОГО
Когда полосы ткани надежно сшиты, приходит время художников. Но чтобы творить на всем таком полотне сразу, нужно помещение, по размерам близкое к ангару для самолетов. А поскольку метража обычного спортзала для того чтобы развернуть баннер для художественного оформления категорически не хватает, рисунок наносится по частям. Для этого само полотнище и эскиз разбиваются на квадраты. Художники ориентируются по стыкам, на которых сшивались полосы ткани. Сначала маркером на баннер наносится набросок будущего рисунка, а затем уже за дело берутся творцы. Маринисты и баталисты - ведь большинство их полотен как раз посвящено этим двум темам - бушующему морю, кораблям и суровым воинам.
Кстати, есть и еще один способ создания больших картин - аппликация. Все что для неё еужно, - это несколько десятков рулонов с разноцветной клеящейся пленкой, двадцать-тридцать энтузиастов и одна бессонная ночь. Очертания рисунка, нанесенные на баннер все тем же маркером, заклеиваются кусочками пленки, которую беспощадно кромсают ножами и ножницами, придавая ей нужную форму. Многие ранние шедевры зенитовского перформанса, такие как "Ангел над Невой", украсивший трибуны "Петровского" перед игрой с "Локомотивом" в 2006 году, были сделаны именно так. Хотя, конечно, качества прорисовки, как у настоящих художников, с помощью аппликации добиться почти невозможно. Именно поэтому такой способ создания баннеров постепенно ушел в прошлое.
По словам Полякова, обычно баннер рисуют два-три человека, на работу у них уходит около семи дней, хотя, например, сложное полотно к игре с ЦСКА весной этого года создавалось две недели. Надо сказать, что работа это весьма тяжелая - для того чтобы нанести рисунок в тесном спортзале, баннер приходится перекладывать несколько раз.
ШОУ БЕЗ РЕПЕТИЦИЙ
Итак, полотно готово. Теперь его надо доставить на стадион. Для этого десять - пятнадцать человек, держась за край ткани, начинают бережно сворачивать баннер в своеобразную "гармошку". При сборке важно не забыть, где у полотна верх, а где - низ. Для этого все углы обязательно подписываются. Согласитесь, очень неловко получится, если труд десятков человек будет растянут на трибуне вверх ногами. Хотя иногда такие ситуации все же возникают. Наверное, самая известная подобная история произошла как раз с зенитовскими болельщиками, выложившими на одном из домашних матчей название своего клуба на пяти больших полотнах. Первая буква при этом оказалась перевернутой по горизонтали. Совсем недавно похожую ошибку допустили и фанаты ЦСКА, вывесившие часть подписи к своему баннеру вверх ногами. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Даже если удается привезти баннер на машине к самим воротам сектора, то внутрь он все равно заносится вручную. Учитывая немалый вес произведения искусства, это задача не из простых. Те же самые десять-пятнадцать человек, складывавшие полотно в гармошку, теперь превращают его в змею, равномерно распределяясь по всей длине баннера и поднимая его на плечи.
Самая ответственная и нервная часть перформанса начинается, конечно же, на стадионе. Здесь для успешного выполнения всего задуманного требуется активное участие уже человек пятидесяти, ну и, конечно же, поддержка всей трибуны, где будет подниматься баннер. Парни, участвующие в акции, размещаются сверху, снизу и по обеим сторонам полотна - здесь у каждого своя задача. Нижний ряд по сигналу хватается за край ткани и передает ее вверх; ультрас, стоящие по краям, следят за тем, чтобы баннер не съехал куда-нибудь в сторону и как можно быстрее закрыл собою весь сектор, а те, кто находится наверху, должны следить за тем, чтобы полотно не стало сворачиваться раньше времени.
Скоординировать действия стольких людей - не самая простая задача. Не будем забывать и о том, что одним лишь полотном сейчас уже никто не ограничивается - в дело идут и элементы файер-шоу, и красочные панели, закрепленные на решетке. Скажем, перед матчем с "Динамо" в 2009 году помимо баннера, на котором была изображена взятая штурмом крепость, вираж "Петровского" украсила целая эскадра ладей, а венчали композицию ворота, которые в нужный момент распахнулись, и из них показались изображения трех рыцарей. Как это все можно удачно скоординировать без единой репетиции, известно лишь непосредственным участникам акций.
- Репетиций у ультрас действительно практически нет, - отмечает Поляков, - зато есть такая процедура, как примерка полотен.
Дело в том, что виражная трибуна весьма капризная: в отличие от прямого центра, она образует своеобразное "блюдце", из-за которого полотно может задираться вверх или вниз, могут появиться складки, которые испортят всю картинку. Чтобы справиться с этой особенностью, в полотно приходится вшивать специальные клинья. Процедура примерки достаточно трудоемкая, а плохая погода может и вовсе превратить ее в нечто экстремальное. Скажем, на примерке полотна перед игрой со "Спартаком" весной прошлого года ребятам пришлось работать при двадцатиградусном морозе и сильном ветре. В результате один из фанатов - Сергей "Монер" - отморозил себе руки.
ЛУЧШИЙ ПОДАРОК НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Баннеры, как срезанные цветы - живут очень недолго. Минут пять от силы. Зато потом фотографии с их изображением еще долго мелькают в спортивной прессе и на просторах интернета, собирая восхищенные отзывы зрителей. Вдвойне приятно, когда какое-либо полотно находит отклик в сердцах, тех, для кого все это, собственно, и делается - игроков. В 2007 году на день рождения полузащитника "Зенита" Фернандо Риксена зенитовские болельщики развернули оранжевый баннер с изображением традиционного символа Нидерландов - льва и надписью по-голландски "Фернандо Риксен - с днем рождения!". Реакция именинника превзошла все ожидания. В перерыве и после матча он дважды подбегал к трибунам, благодарил болельщиков и бросил на сектор две свои футболки. Редко доводилось видеть Фернандо настолько счастливым!
До недавнего времени на "Петровском" было целых три "очага" визуальной поддержки - помимо фан-виража своими перформансами радовали и удивляли ребята с 11-го сектора и Sector10Group. С 2010 года активная часть 10-го сектора также перебралась на вираж, а в этом году Sector10Group прекратила свое существование. Но все не так печально, как кажется, - на смену этой организации пришла новая - Act10n, уже отметившаяся яркими акциями на "Петровском". Будем надеяться, такое перерождение пойдет только на пользу людям, когда-то удивлявшим всю футбольную Россию великолепными перформансами на центральных секторах. И совсем скоро очередной инспектор матча, присланный УЕФА на матч Лиги чемпионов, будет с восхищением разглядывать новый шедевр зенитовских ультрас.
Сергей ЯРЕМЕНКО, Сергей ЦИММЕРМАН