Школа неолимпийского резерва
EURO-2015. Молодежные сборные. Отборочный турнир
Молодежная сборная России не сумела повторить достижение предшественников – выйти в финальную часть чемпионата Европы. Это значит, что наша страна осталась без футбола на Олимпийских играх как минимум до 2020 года.
Молодежка не едет
на Euro и Олимпиаду
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
Футбол – вид спорта неолимпийский. Так, во всяком случае, говорят те, кто ищет оправдание печальному, но непреложному факту: после распада СССР наша страна с разной степенью успеха выступала уже на шести Олимпиадах, однако ни на одной внимание российских болельщиков не было приковано к футбольным турнирам. По той простой причине, что участвовали в них другие. И не только Бразилия с Аргентиной или Испания с Францией, но и такие футбольные державы, как Новая Зеландия, Ирак, Мали и Гондурас. Все они в отличие от нас проходили отбор. Все они гордо именовались олимпийскими.
Что ж, через два года в Рио придется вновь активно делать вид, что дзюдо, фехтование, стрельба, вольная борьба нам куда ближе и милее футбола. Будем и дальше считать самую популярную в мире игру чуждой олимпийскому духу и довольствоваться чем-то другим, что у наших спортсменов (сейчас безо всякой иронии) получается намного лучше.
Давайте будем честны. Веры в то, что молодежная сборная нынешнего призыва сумеет повторить достижение предшественников и пробиться в финальную часть чемпионата Европы, изначально было немного. Выход по итогам Euro на Олимпиаду и вовсе казался сюжетом фантастическим.
Николай Писарев:
"Ради ЧМ-2018 нужно
на основе молодежки создать клуб РФПЛ"
Даже главный тренер молодежки Николай Писарев год назад признавал, что состав у него не самый выдающийся. "В начале отборочного цикла считал, что прежний созыв был намного сильнее", – сказал он не так давно в интервью "СЭ". Потом, правда, оговорился, что уровень подтянулся, что нынешняя сборная пусть и лишена звезд, зато сильна, как команда, но рискну предположить, что Писарев просто не захотел снимать с себя ответственность и перекладывать вину на игроков – ведь к тому моменту стало уже почти ясно, что задача не выполнена.
Между тем две команды действительно отличаются. Возьмем ориентировочный состав предыдущей молодежной сборной – в ней каждый футболист находился в основной обойме своего клуба и получал регулярную игровую практику. В большинстве своем игроки представляли премьер-лигу. Главной звездой той команды был Кокорин, который сейчас считается в принципе лучшим российским нападающим. Его место занял армеец Базелюк, играющий за ЦСКА по большим праздникам.
В этой команде на уровне премьер-лиги выступают только Могилевец, Миранчук, Никитин и Набиуллин. Все остальные футболисты основы либо играют в фарм-клубах, либо сидят в глухом запасе. Так, по мнению Писарева, особого опыта не наберешься.
"Чтобы мы были на чемпионате мира конкурентоспособны, нужно одно главное изменение, – сказал тренер в том же интервью "СЭ". – Надо на основе молодежной сборной создать базовую команду. Это уже делали в баскетболе. В советское время мы добивались успеха, когда базовой командой было киевское "Динамо". Желательно, чтобы новая команда играла в премьер-лиге. ФНЛ – не лучший вариант".
Николай Писарев:
"У меня есть
мотивация работать
с молодежкой дальше"
Есть еще один момент: практически целиком поменяв по сравнению с последним циклом состав, молодежная сборная не изменила статус. А если точнее, то к ней не поменялся подход. Команда, как и прежде, остается чем-то вроде нелюбимого ребенка – поить и кормить надо, но сугубо по остаточному принципу. Писарев не мог провести не то что полноценных сборов – игроков ему зачастую отдавали чуть ли не прямо в аэропорт. Перед важным матчем в Дании, например, удалось провести только одну полноценную тренировку. Главной сборной такое и не снилось.
Фактически молодежная сборная предоставлена сама себе. И выстреливает только тогда, когда природе угодно дать талантливое поколение, а обстоятельствам – собрать лучших его представителей вместе. Но одного таланта недостаточно – это показал Израиль-2013. Нужна еще и система.
А ведь молодежка это будущее, о котором так любят красиво рассуждать, вспоминая про чемпионат мира-2018. Если говорить о ближайших перспективах, то совсем уж мрачными они не выглядят. 11 человек из заявки на последний матч против Андорры подходят по возрасту для следующего отборочного цикла. Это значит, что появится опыт – очень ценная и редкая вещь для молодежных команд. А нехватку таланта (в сравнении с поколением Кокорина) должен компенсировать призыв игроков 1995 года рождения – по оценкам экспертов, уже довольно мощный и перспективный.
В общем, можно надеяться, что задел у нас будет неплохой. Но хватит ли его, чтобы к Токио-2020 покончить с неприятной традицией? Вряд ли. Без системного подхода это невозможно. Именно поэтому к разговорам Писарева о кардинальных реформах следует отнестись не как к наивным мечтаниям, а как к реальной программе, которую нужно рассмотреть на самом серьезном уровне.