Леонид Слуцкий: "Есть интерес из России. Но мечта сделать карьеру в Европе не умерла"
За сезон можно поставить твердую четверку
– Как оцените прошедший сезон для "Витесса"?
– Сверхположительно. Попробую объяснить. В Голландии есть три гранда, с которыми никто не может соперничать. Причем одно из самых сильных впечатлений от сезона – то, что я никогда не видел такой большой разницы между топовыми клубами и остальными. Даже когда ЦСКА доминировал в России, победа на выезде над аутсайдером давалась не слишком-то легко. То есть не Россия – Сан-Марино (улыбается). Мы все равно добывали очки в борьбе. А в Голландии "Аякс", ПСВ и "Фейеноорд" (особенно дома) могут проиграть только либо друг другу, либо не победить остальных, потому что не реализовывают миллион моментов и пропускают какую-то контратаку. То есть чисто по игре они уступить другим командам просто не могут.
По существу, у тебя остается четвертое место. Это твой максимум, на который можешь претендовать. По составу, бюджету, традициям, инфраструктуре – да абсолютно по всему – эти три клуба всех превосходят. Они могут забрать любого мальчишку из академии того же "Витесса", хотя у нас хорошая академия. В общем, это доминирование на всех уровнях. Никогда не встречал такого разрыва внутри лиги. В РПЛ и английском чемпионшипе и близко такой разницы в классе нет.
– "Витесс" в итоге стал пятым.
– Наверное, максимально мы могли претендовать на четвертое место. Нас на пять очков опередил АЗ. Но опять же, это команда в целостном виде. Они в прошлом сезоне были третьими, они не используют арендованных игроков, что очень важно. Так что АЗ объективно выше уровнем "Витесса". Да, при более благоприятных раскладах, пожалуй, можно было бы завершить сезон четвертыми. И это стало бы большим успехом. За последние 10 лет "Витесс" лишь однажды останавливался в шаге от тройки.
"Витесс" каждый год проходит один и тот же цикл. Команда в межсезонье меняет от 10 до 15 человек. Уходят арендованные игроки, что неизбежно. Уходят футболисты, у которых закончились контракты. Клуб покидают и те, кто не играет по тем или иным причинам. "Витесс" – это не ЦСКА. Если человек не проходит в стартовый состав, он сразу хочет уйти, потому что тут, скажем так, нет финансового уровня.
Требуется определенное время, чтобы наиграть новый состав, встроить игроков в систему. А в этом сезоне еще и тренер поменялся. Постепенно команда сыгрывается и уже накатывает на финише, борется за попадание в плей-офф за место в Лиге Европы. Не стал исключением и минувший чемпионат. Хотя мы довольно ровно прошли два круга (в первом набрали 26 очков, во втором – 27), тем не менее, качество игры после перерыва, где-то с февраля, было значительно выше, чем до этого. Мы же одно время шли седьмыми-восьмыми, а в конце стали пятыми. По моим ощущениям, это если не максимальная позиция, то где-то рядом с нашим "потолком". То есть это лучше, чем в прошлом году – и по очкам, и по всем остальным показателям (в сезоне-2017/18 "Витесс" занял шестое место. – Прим. "СЭ"). Мы забили 70 мячей – это лучший показатель "Витесса" с 1998 года.
– В Лигу Европы вы все-таки не попали.
– Думаю, за сезон нам можно было бы поставить твердую пятерку, если бы выиграли финал плей-офф у "Утрехта". Но плей-офф – это всегда такая история, что где что-то может пойти не так. Даже "Манчестер Сити" или "Барселона" не справились с плей-офф в Лиге чемпионов. Так что я бы оценил сезон на твердую четверку. На мой взгляд, он получился очень качественным. Кроме того, нужно говорить не только о спортивных итогах. Основная задача, которую передо мной ставил владелец, – развивать игроков. Причем как тех, кто находится в аренде (чтобы люди понимали, что в "Витесс" можно отдавать футболистов), так и молодежь, привлекать ребят из академии. Вот с этой целью мы справились блестяще. Ведь на начало сезона у нас только Матавж был постоянным игроком своей национальной команды, а в конце чемпионата уже 11 человек вызывались в различные сборные (юношеские и молодежные).
Была сумасшедшая мотивация дать новый шанс Одегарду
– Ничего себе.
– Что касается арендованных ребят, то Джейк Кларк-Солтер приглашается в качестве основного игрока в сборную Англии (U-21), он поедет на чемпионат Европы. Мартин Одегард (по правилам "СЭ", фамилию этого футболиста мы пишем Эдегор, но Слуцкий называет его Одегард, и в данном материале мы будем называть норвежца именно так. – Прим. "СЭ") вообще провел какой-то фантастический сезон. То, что с ним произошло, это что-то невероятное! Про него вообще нужно отдельно говорить. Серера сейчас в сборной ЮАР, а Дарфалу в сборной Алжира – на Кубке Африки. Данило Дуки стал игроком сборной Голландии U-21, куда очень непросто пробиться. Мартуш Беро – в национальной команде Словакии. Караваева начали вызывать в сборную России. И этот список, наверное, можно продолжать. Количество предложений на игроков "Витесса" тоже является косвенным подтверждением, на мой взгляд, достаточно качественного сезона.
– Вы говорите про градацию в голландском футболе. А эта ситуация не убавляет у вас мотивации? Вы ведь в принципе понимаете, что в тройку вам по умолчанию не забраться…
– Отвечу вам так. Конечно, когда ты привык бороться за титулы, а здесь понимаешь, что по объективным показателям этого добиться просто нереально… Но занять с "Витессом" максимально высокое место – тоже мотивация. Это первое. А во-вторых, я сейчас познаю такие процессы в работе, когда не только финальный результат может доставить глобальное удовольствие.
– Поясните, пожалуйста.
– Возьмем того же Одегарда. Его трансферная стоимость резко выросла. Он вошел во все символические сборные чемпионата, чего ранее с футболистами "Витесса" не случалось. Он стал игроком месяца – тоже большой успех для клуба. И когда, по сути, такому приугасшему таланту – потому что два сезона в "Херенвене" у него были неудачными и его уже все списали – а ты даешь ему новый шанс, это же тоже сумасшедшая мотивация, серьезнейший вызов. Вывести молодых игроков на качественно другой уровень – также большое удовольствие. Наверное, я был этого за редким исключением лишен в ЦСКА в силу турнирных задач. Хотя, несмотря на необходимость занимать первое место, я все равно доверял и давал по-максимуму игрового времени Головину и Чалову.
На сегодняшний день не готов рассматривать ни один вариант в России
– По ходу сезона вас звали в другие клубы?
– Вы говорите про Россию или вообще?
– Вообще. Но потом мы, конечно, хотели бы уточнить про Россию.
– На мой взгляд, вообще неэтично говорить о том, звали меня куда-то или нет. Какой смысл? У меня двухлетний контракт с "Витессом". Я намерен его отработать до конца. Так что зачем рассуждать о каких-то косвенных предложениях? У тебя либо есть конкретный вариант и какой-то клуб готов выкупить у "Витесса" твой контракт, или нет. Я продолжаю работать в голландском клубе. Иными словами, такого варианта, из-за которого я готов разорвать свое соглашение с "Витессом", нет.
– Но вы чувствуете интерес к себе со стороны работодателей российских клубов?
– Да, конечно. Но пока эксперимент не завершен и мечта не умерла.
– А какая у вас мечта?
– Сделать себе карьеру в Европе. Это глобальная мечта. Она пока еще окончательно не рухнула. Еще есть шанс продолжить зарубежную карьеру, и я буду за него цепляться. Если этого не получится, то тогда уже нужно будет взвешивать, оценивать, объективно понимать, какой ко мне есть интерес в России.
– По нашей информации, до того, как Олега Кононова назначили главным тренером "Спартака", обсуждались различные кандидатуры, в том числе называлась и ваша фамилия. Если бы "Спартак" прямо сейчас сделал вам предложение, то…?
– Прямо сейчас?
– Да.
– Я не готов оставить свою мечту. Многим она кажется необычной. В "СЭ" выходило интервью с нынешним спортивным директором "Динамо" Романом Орещуком, и вы его спрашивали, зачем Слуцкому работать в "Витессе", какой смысл? Я не могу это объяснить, но мне безумно все нравится, все интересно в новой футбольной стране, с другими принципами, традициями, историей. Там все по-другому. Я не говорю – лучше или хуже. Просто все другое. Так что еще раз готов повторить: намерен цепляться за свой шанс сделать карьеру в Европе. На сегодняшний день не готов рассматривать ни один вариант в России.
– Вы не ответили, что точно не готовы возглавить "Спартак". То есть такого табу у вас не существует?
– Я так понял, вы просто спросили про российский клуб и в качестве условного примера привели "Спартак".
– Нет, нет. Вопрос был конкретно про возможный вариант со "Спартаком".
– Буду честен. В глобальном смысле я не болельщик. Да, я обожаю ЦСКА, люблю этот клуб, со всеми общаюсь. Но в голове у меня нет такого прям уж такого… Что ЦСКА, "Спартак"… Если ты только не легенда ЦСКА, как Игорь Акинфеев. Ведь все сидящие здесь гипотетически могут представить переход Караваева в "Спартак"?
– Да.
– При том, что Вячеслав прошел всю систему подготовки в ЦСКА, играл за дубль, провел несколько матчей за основу. Затем сделал карьеру в Европе и, допустим, перешел в "Спартак". Это же не будет чем-то из ряда вон выходящим? Он же не Акинфеев. Так что не могу сказать, что название какого-либо российского клуба у меня прям вызывает отторжение… Это касается не только "Спартака". Внутри меня нет какого-то жесткого табу. Хотя готов повторить, что очень люблю ЦСКА.
– Как-то вы уходите от ответа.
– Я сказал как есть. До и обсуждать эту тему бессмысленно. Потому что нынешнее поколение спартаковских болельщиков, очевидно, воспринимает меня, как представителя ЦСКА. И по данной причине приглашение даже гипотетически невозможно.
Полную версию интервью читайте в ближайших номерах "СЭ"