Покрас Лампас создал уникальный трофей для автора лучшего гола Евро-2020. Интервью с самым известным каллиграфом современности
Футболист, который забьет самый красивый гол Евро-2020, получит эксклюзивный приз — это оцифрованная инсталляция из 432 мячей в формате NFT-токена. ПАО «Газпром» выступил автором идеи первого подобного трофея в истории футбола и пригласил для реализации известного российского художника-каллиграфа Покраса Лампаса.
В день старта турнира Лампас представил работу на стенде «Газпрома», а также ответил на вопросы Юных журналистов программы «Футбол для дружбы».
В дальнейшем арт-инсталляция перестанет существовать как физический объект и возродится как цифровое произведение искусства в формате NFT-токена. Об этом сам Покрас Лампас подробнее расскажет 27 июня на стенде «Газпрома» в футбольной деревне УЕФА на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге. В цифровом трофее зашифрованы названия Евро-2020, «Газпрома», программы «Футбол для дружбы» и продвигаемых ею Девяти ценностей: дружба, равенство, справедливость, здоровье, мир, преданность, победа, традиции и честь.
В церемонии вручения приза примут участие Юные послы «Футбола для дружбы» из всех стран проведения чемпионата Европы — Юные журналисты из новостного бюро Программы, которое начало работу в день старта Евро. Они посещают все матчи первенства и освещают их для миллионов своих сверстников в мире.
Голограмма трофея будет передана в экспозицию штаб-квартиры УЕФА в швейцарском Ньоне.
Награда победителя «Goal of the tournament» станет первым цифровым трофеем в истории футбола. Об уникальном трофее и своем творчестве Покрас Лампас рассказал в интервью «СЭ».
Приз за лучший гол Евро-2020
— Ты сегодня расписал пару мячей, но в целом создаешь приз автору лучшего гола Евро. Объясни, как он будет выглядеть?
— Я бы сказал, что мы сейчас стоим на фундаменте этого приза. То, что с ним произойдет, как он будет оцифрован, какие манипуляции с ним будут дальше, — это абсолютная тайна. Идея того, что мы можем удивить зрителя, поиграть на поле, на котором еще не играли другие художники, интригует. Мы делаем первый в истории футбола официальный цифровой трофей, автором идеи которого стал «Газпром». Но при этом для меня очень важно создать физическую часть, которая показывает, как художник своими руками наносит краску, оставляет символы. А дальше будет уже магия.
— Откуда появилась идея сотрудничества с «Газпромом» и создания такого арт-объекта?
— Конечно, этот проект стал возможен только благодаря поддержке «Газпрома», который является официальным партнером Евро-2020. А это возможность представлять Россию на мировом уровне и вручить наш трофей одному из лучших футболистов Европы — также идея «Газпрома». В основе любого сотрудничества лежат общие ценности и, конечно, визионерский взгляд на технологии, на будущее. Надо не следовать моде, а задавать ее. В нашем случае появилась возможность оставить след в истории мирового футбола — это, мне кажется, уникальный шанс. И я рад сделать это вместе с «Газпромом». Наше сотрудничество выстроено на доверии, взаимопонимании и уважении друг к другу, это изначально не какой-то коммерческий проект. Мы обсуждали разные задумки, которые можно было бы воплотить в России, но именно Евро — событие мирового уровня, в которое глубоко вовлечена и наша страна. И это очень важная точка для нашего первого общего высказывания.
— Как была выстроена работа?
— «Газпром» не просто поддержал этот проект, а дал мне творческую свободу. Все, что касается креатива, всегда идет через меня: я продумываю концепцию, детали, собираю команду, которая будет помогать. Все, что вы видите офлайн в фан-зоне на Конюшенной площади, — как раз воплощение моей концепции. От первых эскизов и набросков до передачи технического задания и непосредственно росписи мячей.
— Кстати, в трофее зашифрованы названия турнира, «Газпрома», программы «Футбол для дружбы» и ее ценностей. Как это все оформлено?
— Сам по себе визуальный облик мяча настолько узнаваем как образ, что его можно встретить в любой точке мира. Каждый ребенок найдет его в эмоджи в смартфоне или нарисует на тетрадном листе, это очень унифицированный объект. Поэтому я решил пойти от обратного и показать, что каждый из более чем 400 мячей может быть уникален. И при этом объединить их все в единую инсталляцию. Чтобы добиться этой уникальности, я максимально экспрессивно использовал краски, создавая «химию» между ними. Она начинает создавать динамичные всплески, переходы цветов, градиенты. А уже после дописывал в композицию от руки случайным образом уже существующие графические блоки с моей каллиграфией, различными росчерками, словами, посланиями. Но при этом все, что мы видим, является нашими общими с «Футболом для дружбы» ценностями. Их воплощают такие слова, как дружба, честь, достоинство, мастерство, талант, любовь — они написаны здесь на разных языках. Я встречался с участниками программы, мы общались, вместе кастомизировали мячи. Для меня это было важное событие.
— Считаешь, такие награды способны со временем полностью вытеснить реальные? За такой инициативой, как ваша и «Газпрома», будущее?
— На самом деле переход на цифровые технологии — огромный шаг в развитии человечества. Но задача — не вытеснить, а дополнить. Расширить возможности. Если раньше мы работали над тем, чтобы создавать огромные изображения, соразмерные зданиям, то сейчас в диджитал-форме можно получить изображение, соразмерное целой вселенной. При этом не стоит забывать, что огромное количество артистов, связавших свою жизнь с цифровым искусством, сейчас получают все большее признание и возможность для самореализации. Что касается трофея, то он все равно, на мой взгляд, должен быть связан с чем-то физическим. Какой-то деталью, элементом — в таком случае он сильнее воспринимается в плане истории. Вот и в нашем случае основой для инсталляции служит пусть и оцифрованный, но изначально созданный в материальном мире объект. Таким образом, проект становится более цельным и фундаментальным.
Коллаборации с футболом
— Кстати, несколько лет назад у тебя уже была масштабная коллаборация с «Локомотивом» (на площади у стадиона появился арт-объект), недавно была работа с огромным баннером на матче сборной России, теперь трофей. Тебе действительно это интересно или в футболе просто много денег?
— Меня всегда интересует интеграция современной культуры в те сферы, которые мне нравятся и близки по общим ценностям, но с которыми не так часто взаимодействуют художники. Понимаю, что это огромное поле для творчества. Всегда интересно быть в чем-то первым. Когда ты первый, нужно иметь много опыта, но это всегда очень ценится. У меня очень много общения с ребятами из футбола, потому что, когда мы начинаем говорить о страсти, о мастерстве, о ежедневной работе, оказывается, что у нас очень много точек взаимодействия. Представь, когда люди десятками, сотнями тысяч объединяются, переживают и болеют за одно. Огромное количество разных языков, культур объединяется. Для меня это возможность еще сильнее укрепить это, рассказать о России на мировой арене. Мне кажется, это очень важно. Круто, что меня поддерживают многие ребята, в том числе и футбольное комьюнити. Проекты, которые я делал в футболе, имели очень теплую поддержку.
Блиц
— Российских футболистов часто хейтят за стиль. Что ты думаешь об этом? Я про повседневный стиль.
— Для меня самое важное, чтобы ребята тренировались и круто показывали себя на поле. А в остальном должна быть свобода. Хейт — это глупо. Странно транслировать свои ожидания на других людей. У них, как у всех остальных людей, должна быть полная свобода.
— Три твоих любимых футболиста?
— Моим любимым всегда был Зидан. Помню его эту классическую штуку (показывает, как Зидан ударил головой Матерацци. — Прим. «СЭ»). Смотрел это еще молодым и думал: «Что творится вообще, просто бомба!» Из наших пусть это будет Смолов. А из мировых — Криштиану показывает стилек, и Месси тоже. Они такие прямо топы-топы.
— Три твоих любимых стадиона по визуалу?
— Стадион в Санкт-Петербурге — нереально крутая точка. Да, много разговоров, что это очень дорого по стоимости, но он реально очень крутой, как и территория вокруг. Много интересных ноу-хау внутри. Это мощный лидер. «РЖД Арена» — для меня это сердечко. Место, с которым я провел очень много времени, был на матчах, видел территорию, награды, фотографии. Эти вещи очень круто качают. А третий — это стадион в Краснодаре, на котором я не был, но очень бы хотел. Знаю, что это мощнейшее место. Респект за то, что так круто сделали в России.
— Футбольная форма, которую ты бы надел, чтобы погулять по улице или сходить в бар?
— Очень понравилась форма, которую делал «Адидас» из переработанного пластика. Как раз тот дизайн, который был у России на ЧМ-2018. Плюс там была очень крутая вышивка герба. Яркий красный цвет — отличная работа.
Трофей, который нельзя подделать
— Вернемся к трофею за лучший гол. Он будет не осязаемый, а цифровой. Я, как и многие, не очень понимаю, что это значит. Можешь объяснить простыми словами?
— Легко. Есть криптовалюта — это новый взгляд на валюту. Цифровой код, который нельзя заменить или подделать. Дальше при помощи специальной технологии NFT стали выпускать некий токен, который встраивается в эту цепочку криптовалюты и навсегда остается в истории блокчейна. Если ты один раз выпустил код, то через 100 или 1000 лет его нельзя будет поменять или подменить, он навсегда остается в цифровой истории. Потом люди научились прикреплять к этому цифровому коду ту или иную картинку или текст (можно и вместе). Таким образом, появилась технология арта, которая стала выпускаться в виде токена. То есть мы выпускаем цифровую монету, к которой привязан арт. Получается, эта монета имеет свою ценность, отличную от обычной.
— То есть по факту твой арт-объект кто-то зашифрует и автор лучшего гола получит код?
— Да, то есть у человека будет свой криптокошелек, и на него будет осуществлен трансфер через особую систему блокчейна. То есть это будет абсолютно открытая транзакция.
— Что он сможет с ним сделать?
— Он может его выставить у себя на медиаэкране, потому что технология заточена на то, что ее можно показывать в музеях, галереях, на огромных экранах или фасадах домов. Можно будет продать, выставить на маркетплейс, подарить. По сути это такой же объект, как и физический, только в цифровой форме.
— Ты представляешь, сколько будет стоить этот трофей? Во сколько его можно оценить?
— Мне кажется, рынок блокчейна так быстро растет, что, сколько бы он ни стоил сейчас, через пять, десять лет это будет гораздо выше, потому что это первый случай. Представь, когда это станет нормой для всех цифровых площадок, для спорта (не только футбола, но тенниса, баскетбола, ММА и так далее), насколько ценным будет первый трофей, который еще и сделали в России. Наша с «Газпромом» цель — популяризировать это явление, а также Девять ценностей программы «Футбол для дружбы», показать новые возможности использования технологии. И с помощью Евро донести эти смыслы до самой широкой аудитории.
— Понимаешь, что если этот трофей возьмет условный Криштиану Роналду, то ценность сразу вырастет в разы?
— Абсолютно, но футбол тем и интересен, что постоянно появляются новые звезды. Сложно предсказать, кто станет лучшим, несмотря на то, что есть фавориты. Будем следить за всеми. Приз будет персонализирован, имя победителя будет написано, оцифровано.