Карл-Хайнц Румменигге: "В России играл не раз. А выиграл лишь однажды"
ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ. Сегодня "ЗЕНИТ" – "БАВАРИЯ"
Председатель совета директоров "Баварии", а в прошлом - легендарный форвард мюнхенского клуба и сборной ФРГ, давно и хорошо знаком с российским футболом
Игорь РАБИНЕР
из Мюнхена
ЖИРКОВ МОГ СТАТЬ ИГРОКОМ "БАВАРИИ", А НЕ "ЧЕЛСИ"
- Спортивный директор "Баварии" Кристиан Нерлингер рассказывал, что в Ленинграде еще 17-летним играл на турнире памяти Гранаткина, и та поездка стала для него незабываемой. А вам не доводилось выходить на поле в городе на Неве?
- Нет, никогда не имел удовольствия играть в Санкт-Петербурге. Но в бытность футболистом - а с тех пор прошло уже четверть века - выходил на поле не только в Москве, но и, можно сказать, в "большой России" - с политической точки зрения.
- То есть в республиках бывшего СССР?
- Да, именно их я и имею в виду. Играл в Киеве и Тифлисе (так в старой манере Румменигге назвал Тбилиси. - Прим. И.Р.). Три или четыре раза - за "Баварию", еще дважды - за сборную ФРГ. Помню, что самая теплая погода была в Тифлисе, и там мы выиграли - 3:1 (в товарищеском матче СССР - ФРГ, состоявшемся в ноябре 1979 года, Румменигге забил два мяча. - Прим. "СЭ"). А вот все остальные матчи я у вас в стране проиграл! Так что назвать свой футбольный опыт в России победным не могу.
- Давно хотел узнать вот о чем. В 1975 году "Бавария" проиграла киевскому "Динамо" оба матча за Суперкубок - и дома, и в гостях. Сейчас это соревнование, состоящее из одного матча в Монако, европейские суперклубы воспринимают как некую разминку перед сезоном. А как к Суперкубку относились вы?
- Тогда все было несколько иначе. Когда игра всего одна и проходит она на нейтральном поле в Монако, это в любом случае снижает градус соперничества. Мне вообще не нравится тамошняя атмосфера - не слишком она футбольная. Да и болельщикам добираться до Монако сложно и весьма дорого.
Мы же относились к этому трофею максимально серьезно. Просто киевское "Динамо" в то время было великолепной командой, одной из лучших не только в Европе, но и в мире. У нее были настоящие суперзвезды - такие, как Олег Блохин, возможно, самый быстрый футболист того времени. У нас с ним по-прежнему прекрасные отношения.
- Регулярно общаетесь?
- Мы оба выигрывали "Золотой мяч", и это позволяет нам иногда встречаться на различных церемониях. Хотя и не так часто, как хотелось бы. А много лет назад Блохин был штатным "киллером" нашего клуба! Ведь нам, к сожалению, довелось проиграть ему и его "Динамо" не только в Суперкубке, но и в четвертьфинале Кубка чемпионов.
- В "Баварии" никогда не было российских футболистов - только украинец Тимощук. Но в России немало говорили о том, что в начале 2000-х вы едва не купили у "Спартака" Егора Титова и готовы были выложить за него 18 - 20 миллионов евро. Так ли это?
- Этой истории могу просто не помнить. А вот когда два года назад в "Челси" перешел Юрий Жирков, мы тоже им предметно интересовались. Учитывая хорошие отношения "Челси" и ЦСКА, было понятно, что выбор будет сделан в пользу лондонского клуба. Но желание приобрести Жиркова у нас было, и вполне конкретное.
Что же касается денег, то нормальный процесс - не предлагать определенную сумму, а в процессе переговоров ее обсуждать. И приходить к компромиссу. Так что если вы читали, что "Бавария" предложила 18 - 20 миллионов, то при нормальных обстоятельствах это не может быть правдой.
- Жирков не часто играет в "Челси". У вас интерес к нему сохранился?
- Сейчас мы больше ищем правого защитника, а не левого. Но я продолжаю считать Жиркова сильным игроком, пусть у него не так много игровой практики в Лондоне.
В РАЗДЕВАЛКЕ НА "ПЕТРОВСКОМ" КАН ОТЧИТАЛ ПАРТНЕРОВ
- Вы едете в город, который должен навевать "Баварии" неприятные воспоминания - о полуфинале Кубка УЕФА-2007/08...
- То противостояние с "Зенитом" мы проиграли не в Санкт-Петербурге, а в Мюнхене. "Бавария" провела фантастический первый тайм, вела - 1:0, а могла забить намного больше. Но после перерыва Лусиу имел несчастье забить в свои ворота - и это все перевернуло. Тот гол, как мне теперь кажется, и убил нашу мечту о финале. А в Санкт-Петербурге уже "Зенит", в свою очередь, сыграл в фантастический футбол. У нашей же команды был не лучший день.
Связано это было еще и с тем, что мы только-только стали чемпионами Германии. Такие вещи могут подспудно влиять на команду. Тем не менее это был очень плохой опыт. И в то же время доказательство явного прогресса российского футбола.
Чтобы выиграть матч уровня полуфинала еврокубков, нужно быть на сто процентов сконцентрированным и мотивированным. С первых же минут ответного матча с "Зенитом" я на трибуне ощутил: концентрация и мотивация у соперника выше, чем у "Баварии". Но и тут помимо прочего имело место стечение обстоятельств: на 2-й минуте у Луки Тони был прекрасный шанс забить. И, сделай он это, - события могли бы пойти совсем по-другому. Но шанс был упущен, а вскоре Погребняк открыл счет - и все сложилось так, как сложилось.
- "Бавария" была в шоке?
- "В шоке" - слишком сильное выражение. Наш клуб очень хотел сыграть в финале. Но сочетание двух факторов - плохого дня у нас и выдающегося у соперника - не позволило этому воплотиться в реальность. Так бывает.
- Это была последняя международная игра за "Баварию" вратаря Оливера Кана и тренера Оттмара Хитцфельда. Игрокам не было стыдно перед этими заслуженными людьми?
- Кан страшно хотел играть в финале Кубка УЕФА! Дело в том, что он, если не ошибаюсь, выиграл на клубном уровне абсолютно все, кроме как раз этого трофея (Румменигге ошибается: Кан - обладатель Кубка УЕФА 1996 года. - Прим. "СЭ"). И вот его мотивация как раз зашкаливала. После матча он был крайне зол на своих партнеров и в раздевалке говорил в их адрес очень жесткие слова. Оливер никогда не стеснялся в выражениях, а в тот день - в особенности.
Каждый, кто дошел до полуфинала, очень хочет сделать еще один шаг. В тот раз все морально готовились к финалу "Бавария" - "Фиорентина". А в действительности трофей разыграли "Зенит" с "Рейнджерс".
В МАТЧЕ С "ЗЕНИТОМ" ВСЕ БЫЛО ЧИСТО
- Как отреагировали на обвинения испанской прессы в договорном характере матча с "Зенитом"?
- Я сразу связался с коллегами из Санкт-Петербурга, которых знаю по Европейской ассоциации клубов. "Зенит" туда входит, а я ее председатель. И мы, и российская сторона были крайне разозлены этими возмутительными публикациями.
В том матче все - абсолютно все! - происходило исключительно на поле и в рамках fair play. Любые слухи на этот счет отвратительны и лживы. Знаю, что за этим стояли бывший директор юридического департамента УЕФА, уволенный оттуда, а также некий хорват, проживающий в Германии. Крайне странная и неприятная история.
Чтобы расставить все точки над i, я поговорил с президентом УЕФА Мишелем Платини. И он сказал: "Зенит" и "Бавария" - серьезные клубы. И никаких подковерных игр между ними не было. Все было по-настоящему, по-спортивному".
- То есть со стороны УЕФА все вопросы по этому матчу закрыты?
- Абсолютно. Более того, в нашем разговоре, состоявшемся около полугода назад, Платини извинился передо мной за все те слухи и статьи, которыми кто-то попытался бросить тень на нас с "Зенитом". И все расследования по этому поводу завершены.
- Чем объяснить еврокубковые успехи клубов с постсоветского пространства - ЦСКА, "Зенита", "Шахтера"?
- Тем, что это действительно хорошие команды. Убежден, чем ближе ЧМ-2018 в России, тем сильнее вы будете. Ваши клубы готовы вкладывать большие деньги в покупку серьезных игроков. Лет десять назад с русскими командами в еврокубках играть было гораздо легче, чем сейчас. Если в отборе к Лиге чемпионов "Баварии" достанется соперник из России, я скажу: не повезло обоим клубам.
- Победы над сборной России в отборочном турнире ЧМ-2010 дались Германии, похоже, труднее, чем в финальном - над Англией и Аргентиной, согласны?
- С большим уважением отношусь к вашей национальной команде. В недавнем прошлом она раз за разом не оправдывала ожиданий. Мастеров в ее составе хватало всегда, но результата отчего-то не получалось. У нынешнего поколения все иначе. Такие игроки, как Погребняк, Жирков и ряд других, выступают в больших клубах Англии и Германии. И у них там хороший имидж. На Euro-2008 Россия под руководством Гуса Хиддинка, которого я знаю и уважаю, выглядела фантастически. А матч с Голландией показал всему миру, на что она способна. И дело было не только в прекрасном тренере, но и в отличном подборе игроков.
Но потом вы не попали на ЧМ-2010 и теперь, чтобы не растерять отличное наследие 2008-го, должны обязательно пробиться на Euro-2012 и ЧМ-2014. Один раз оступиться может каждый, но на своих ошибках надо учиться. А команда у вас действительно хорошая.
ВОЗМОЖНО, К 2018 ГОДУ РАЗГОНЯТЬ ОБЛАКА НАУЧАТСЯ ВСЕ
- Стала ли для вас сюрпризом победа России в гонке за ЧМ-2018?
- Не стала. Мы знаем, насколько серьезно мистер Путин бьется за то, что привлекать большие спортивные события в свою страну. Ему сопутствовал успех в борьбе за зимнюю Олимпиаду-2014, которая пройдет в Сочи. И думаю, после этого победа в гонке за ЧМ-2018 никого удивлять не должна.
Полагаю, что футбольный мир сейчас доверяет России. А это очень важно. Все верят, что ваша страна способна организовать величайшее событие в мире. На днях узнал, что вы хотите проводить чемпионат в 13 городах, и это, на мой взгляд, очень хорошо. Уверен, Россия организует и проведет ЧМ-2018 несравнимо лучше, чем Украина - Euro-2012. Не сомневаюсь, что это будет фантастический чемпионат мира.
Мы имели счастье принять ЧМ-2006. Что необходимо для того, чтобы организовать мировое первенство? Во-первых, хорошие стадионы - такие, как наша "Алльянц Арена". У меня есть все основания полагать, что они в России появятся и еще долго будут служить болельщикам. Во-вторых, нужна хорошая атмосфера - и не сомневаюсь, что россияне будут рады впервые в истории принять такой турнир и гостей со всего мира.
Остается только "в-третьих". Это погода (улыбается). В 2006-м случилась уникальная ситуация: у нас в то летом было ровно пять недель хорошей погоды - и все они пришлись на чемпионат мира! В мае и начале июня шли проливные дожди - вплоть до церемонии открытия! И вдруг с первого до последнего дня турнира в стране установилась фантастическая погода. Это единственная вещь, которую невозможно организовать: на нее можно только надеяться.
- Не скажите. Власти Москвы в праздничные дни успешно разгоняют облака...
- (Улыбается.) Возможно, к 2018 году это для всех станет нормальной процедурой.
- Вы давние друзья с Францем Беккенбауэром. В России многие, в том числе бывший вице-президент ФИФА Вячеслав Колосков, убеждены, что в декабре прошлого года в Цюрихе он голосовал за Россию. Можете это подтвердить?
- Точно не знаю: на эту тему с ним не говорили. Но перед самым голосованием он сказал мне, что у России - большое преимущество перед остальными, поскольку ее презентация получилась великолепной. В заявке у россиян все было настолько организовано и продуманно, что их победа прогнозировалась. Конечно, соперники вроде англичан и испанцев остались недовольны. Но они должны признать: Россия проделала прекрасную работу.
- А как относитесь к скандальным заявлениям экс-президента английской футбольной ассоциации лорда Трисмана о коррумпированности ряда членов исполкома ФИФА?
- Знаю об этих заявлениях, но по сей день они никак не доказаны.
ДЫРКА В МЫШЦЕ ОТ МАТЧА С ФРАНЦИЕЙ
- Один из величайших матчей, который мне посчастливилось увидеть, - полуфинал ЧМ-1982 ФРГ - Франция. Вы с серьезной травмой вышли на замену в дополнительное время при счете 1:3, забили гол, перевернув ход игры, - и немцы выиграли в серии пенальти...
- Когда я вышел на замену, игра была фактически закончена. Я уже ни на секунду не сомневался: Франция - в финале.
- Ничего себе признание!
- Не хочется врать: было именно так. Но мне страшно повезло - одно из первых моих касаний мяча обернулось голом. А футбол - странная игра. В ней один эпизод, совершенно не вытекающий из логики событий, способен полностью все перевернуть. Счет стал 2:3 - и соперник в одну секунду потерял уверенность в себе. На поле такие вещи ощущаются моментально. Я смотрел в глаза Платини, Жиресса, остальных - и видел: их можно брать "тепленькими"!
После этого мы обрушили на Францию всю мощь наших атак. Одним из преимуществ немецких футболистов всегда была прекрасная физподготовка. Мы готовы были до последней секунды бегать почти так же, как в начале игры.
- Куда вам-то бегать было с такой травмой?
- Дырка в мышце задней поверхности бедра, "заработанная" именно тогда, до сих пор со мной! Можете приложить туда палец - и сразу нащупаете (я не рискнул. - Прим. И.Р.). Она компенсирована соседними мышцами - но никуда не делась. Это был полный разрыв мышцы. Восемь недель после того дня я вообще не мог тренироваться.
- А как же вышли на тот матч? Это было ваше личное желание или просьба Юппа Дерваля?
- Это отдельная история. За день до игры у нас с тренером была на эту тему дискуссия. Дерваль спросил: "Ты можешь играть?" - "Нет. С разорванной мышцей это невозможно". Тогда он попросил меня просто быть на скамейке. Я ответил: в этом нет смысла. Но тренер сказал, что одно мое присутствие на лавке окажет психологическое воздействие на французов. И я согласился.
А после 60-й минуты произошла странная вещь. Не могу объяснить вам, почему это сделал, но взял перчатку у запасного вратаря, положил на нее большой кусок льда и начал массировать им травмированную мышцу. И делал это около часа. Зачем - ведь на поле-то выходить не собирался? Не знаю.
И вот начинается дополнительное время и французы забивают второй гол. Тренер пристально на меня смотрит. При этом ничего не говорит. Но в конце концов не выдерживает: "Ты должен выйти". - "В этом нет смысла. Но если вы так считаете..." - "Пожалуйста!" Я уже стою у бровки - и тут Франция забивает третий мяч! Говорю Дервалю: "Теперь я могу возвращаться на скамейку?" - "Нет-нет, иди. Сделай все, что сможешь". Иду - и, по-моему, вторым касанием забиваю гол! И игра переворачивается. Вот как бывает.
- Перед серией пенальти уже не сомневались, что французы сломлены и все закончится благополучно?
- О какой уверенности можно говорить, если Штилике в начале серии не забил 11-метровый?! Но тут бразды правления взял в свои руки наш вратарь Тони Шумахер. Он подошел к Штилике и сказал: "Не волнуйся, я поймаю их следующий удар". И действительно взял его! Ту серию выиграл именно Шумахер.
- В той игре он, играя на выходе, страшным ударом нанес тяжелую травму французу Баттистону. Весь мир после этого едва не сошел с ума. А как реагировали вы?
- Считаю, после игры Тони совершил большую ошибку. Он был весь во власти эмоций, и я как капитан говорил ему: "Пожалуйста, успокойся. Пойди к французам в раздевалку, узнай, что случилось с Баттистоном, извинись, если надо". Но Шумахер повел себя странно и начал говорить удивительные вещи. Тогда я сказал: "Тони, это моя личная просьба, но делать это или нет - решать тебе. Если пойдешь к французам - пойду вместе с тобой. И готов буду тоже принести извинения". Уже было известно, что Баттистона отвезли в больницу. Но Шумахер не пошел. Это была не очень хорошая история. И сейчас Тони это понимает.
- Матч проходил в Севилье, и газеты назвали Шумахера "севильским монстром".
- Да, его имидж тогда серьезно пострадал. А ведь пойди он во французскую раздевалку, ситуацию можно было хоть как-то успокоить. А так она полностью вышла из-под контроля и могла привести к очень плачевным последствиям.
- Вашу команду настолько выпотрошила та игра, что к сопротивлению итальянцам в финале сборная ФРГ оказалась попросту не способна, верно?
- Говоря честно, после полуфинала мы просто "умерли". Физически. 120 минут игры, затем - возвращение из Севильи в Мадрид в пять утра... А уже через два дня - финал. Вышли на поле уставшими - и телом, и мозгами. Итальянцы же прибавляли от игры к игре. Я всегда придерживался принципов fair play и говорил: "Если соперник сильнее, ты должен уметь проигрывать". Италия в той игре была сильнее, и ее победа была справедлива.
ГЕРМАНИЯ ДОКАЗАЛА, ЧТО МОЖЕТ ИГРАТЬ В СИМПАТИЧНЫЙ ФУТБОЛ
- А какие воспоминания сохранились о вашем последнем чемпионате мира - в Мексике-86?
- Приятные, поскольку простые мексиканцы относились к нам с большой симпатией. И ко всем остальным тоже. Кроме того, выступили мы успешно. Да, проиграли в финале Аргентине, но до турнира нас вообще не относили к числу фаворитов. И мы были весьма рады тому, что дошли до решающего матча.
- Душа не болит от того, что вы так и не стали чемпионом мира, попав как раз в промежуток между "золотыми" для Германии 74-м и 90-м?
- Боли нет, но это единственный важный титул, который я не завоевал. Оба финала чемпионатов мира, в которых участвовал, в 82-м и 86-м, проиграл. Но этого уже не изменить.
- Будь вы на пару лет старше, может, успели бы прыгнуть на подножку "поезда" на домашний чемпионат мира 1974 года...
- Это, наверное, была лучшая немецкая команда в истории. В 72-м на Euro она в финале, показав фантастическую игру, со счетом 3:0 победила очень сильную сборную СССР. А два года спустя взяла и мировой трофей. Это была очень сбалансированная команда, где имелись и суперзвезды - Зепп Майер, Беккенбауэр, Герд Мюллер - и прекрасный коллектив.
Финал против голландцев смотрел дома. Родился-то я в 600 километрах от Мюнхена, в городке Липштадт. Как раз после чемпионата мира оказался в "Баварии" и в 18 лет сразу попал в основной состав. Меньше года спустя уже играл с "Реалом", киевским "Динамо", "Бенфикой" и другими большими командами. Скажу спасибо лидерам той "Баварии" - Беккенбауэру, Мюллеру - за то, как они ко мне отнеслись. В любой команде есть иерархия, и я был на низшей ее ступени, а они - на высшей. Но никакого высокомерия с их стороны не было и в помине. Что, возможно, тоже помогло мне рано раскрыться. У этих людей можно было учиться каждый день! Особенно помогал мне Мюллер - как форвард форварду.
- А что помогало и помогает сборной Германии доходить как минимум до полуфиналов крупнейших турниров, даже когда на нее гроша ломаного не ставят - как в том же 86-м или 2002-м?
- На мой взгляд, немецкие футболисты обладают двумя очень важными качествами. Они умеют концентрироваться на сто процентов. И наделены чрезвычайно мощной волей к победе. В мое время такие команды, как Бразилия или Франция, с точки зрения индивидуального мастерства были выше нас. Но мы регулярно их обыгрывали и шли дальше, а они отправлялись домой.
- К современному поколению игроков это тоже относится?
- На ЧМ-2010 сборная Германии сыграла очень прилично. Когда турнир в Южной Африке начинался, никто опять же не называл нашу команду среди главных фаворитов. Но мы стали одной из двух лучших команд наряду с Испанией. Конечно, официально вторая - Голландия. Однако скажу, что мы играли в более качественный футбол, чем голландцы. В ЮАР мы доказали всему миру, что сборная Германии способна играть в симпатичный футбол, а не только добиваться хороших результатов. И это важно!
- Можно сказать, на ЧМ-2010 вы с голландцами поменялись местами.
- Да, и это был очень странный обмен! Обычно Голландия играет чрезвычайно ярко, но по турнирной сетке до конца не идет. Теперь все получилось наоборот. Опять же Германия, как правило, играет не слишком красиво, зато добивается результата. Но на этот раз споткнулись в полуфинале на Испании.
Окончание - завтра