«Футбольная атмосфера в Израиле — космос. РПЛ в сравнении — театр». Интервью Лесового
Даниил Лесовой после перехода в «Динамо» быстро стал любимцем болельщиков, играя при Сандро Шварце не только эффективно, но и эффектно. Однако в августе 2021 года полузащитник получил разрыв крестообразной связки, после чего на прежний уровень пока не вернулся. В январе 26-летний Лесовой перешел на правах аренды с правом выкупа в «Маккаби» из Хайфы — лучшую команду Израиля.
Приходил домой и светился от счастья
— Даниил, почему в итоге пришлось уходить из «Динамо», в котором так ярко начинал?
— Первый год в клубе — лучшее, что пока со мной было в футболе, потом травма, а дальше... Я мог бы подобрать много объяснений, но искать отговорки — удел слабых. О'кей, пусть так: я проиграл конкуренцию за место в составе. Принимаю это. Большая часть вины — на мне, хотя не соглашусь, что вся. Уточнять не хотелось бы. В итоге я устал сидеть на скамейке запасных. Когда выпускали осенью играть на Кубок и я проводил хороший матч, то приходил домой и светился от счастья. Хочу испытывать это чувство гораздо чаще, постоянно играть, поэтому решил уйти. В клубе согласились. При этом хотелось бы, чтобы меня правильно поняли. О «Динамо» только теплые воспоминания, я получал колоссальное удовольствие — от коллектива, отношения болельщиков, базы. От всего. Но в то же время понимал, что переход назрел.
— Обиды на кого-то остались?
— Остались. Опять же, без конкретики.
— Ты ведь мог уйти раньше?
— Прошлой зимой был интересный вариант из зарубежного чемпионата, но не отпустили. Сказали, что тренер рассчитывает на меня. В итоге получилось так, как получилось (за всю весну Лесовой сыграл в сумме 80 минут. — Прим. К.А.).
— Летом, по моим данным, «Динамо» было не против отдать тебя в аренду. Был вариант, скажем, с «Пари НН». Почему не ушел?
— Я привык полагаться на интуицию, слушать, что подсказывает сердце. Варианты были, но решил остаться. Понравилось работать с Марцелом Личкой, с клубом пришли к согласию, что отложим вопрос до зимы. Атмосфера с приходом нового тренера стала классная. Марцел жизнерадостный, живет футболом. Да, нагрузки на сборах очень жесткие, но все работают с хорошим настроением, тренер подбадривает. Получал удовольствие, как и вся команда. И сейчас с тем же настроем ребята тренируются, я с ними на связи. Не сомневаюсь, что «Динамо» финиширует в тройке. Личке могу сказать только слова благодарности. Он давал мне время на поле. Советовался с Марцелом перед переходом, тренер сказал, что шаг правильный. Время покажет. Надеюсь, что действительно в «Маккаби» все получится.
— О Славише Йокановиче добрых отзывов почти не услышишь. Тебе он что-то дал в футбольном плане?
— В футбольном — нет. Но меня закалила та ситуация. В плане характера, ментально стал гораздо сильнее.
Ни разу не было такого, чтобы я вышел из дома, а меня никто не узнал
— Какие первые впечатления от чемпионата Израиля?
— Я думал, что разница по сравнению с РПЛ большая, но это оказалось не так. Уровень сопоставим, много квалифицированных футболистов, разве что в Израиле чуть меньше тактики, плотности в защите. А мой новый клуб «Маккаби» (Хайфа), думаю, в России точно шел бы в пятерке. Да и выход в весеннюю часть Лиги конференций, победа в первом матче над бельгийским «Гентом» подтверждает эту мысль. Если же говорить об атмосфере, то она тут сумасшедшая. Космос! Я такого еще не видел.
— На каждом матче как на дерби «Спартак» — ЦСКА?
— В РПЛ даже на дерби — театр по сравнению с тем, что творится в Израиле. Это не в обиду российским болельщикам, просто менталитет другой. Здесь уже за 50 минут до начала матча стадион полон, все поют. Мы играли с «Бейтаром» Гриши Морозова, до Иерусалима полтора часа езды — только наших фанатов «Маккаби» приехало 8 тысяч. Когда на поле, то не замечаешь ничего вокруг, но на скамейке у меня мурашки по коже бежали.
Футбол настолько популярен, что еще ни разу за все время не было такого, чтобы я вышел из дома, а меня никто не узнал. Перед встречей с «Хапоэлем» (Хайфа) пошли с женой поужинать в ресторан, так минимум человек двадцать успело подойти и сказать: «Все простим, но у принципиального соперника надо выиграть». У нас их два — еще к «Маккаби» (Тель-Авив) такое же отношение.
— Которое к моменту переговоров о переходе опережало твой новый клуб на 11 очков. Мог ли тогда подумать, что совсем скоро будете лидировать?
— Нет, конечно. Помню, мы обсуждали эту тему с братом — золото взять хочется, но как ликвидировать такой большой отрыв в 11 очков... Однако это удалось очень быстро.
— Ты ведь мог не оказаться в «Маккаби» — уж очень затянулись переговоры.
— Да, психологически было очень тяжело ждать развязки. Все началось в ноябре, был уверен, что перейду, как только откроется трансферное окно, но эпопея растянулась на полтора месяца.
— Из-за сложности провести платеж между странами?
— Да. Спасибо «Маккаби» за терпение и «Динамо» за то, что пошло на определенные уступки, согласилось на вариант с арендой.
— В какой-то момент ты даже уехал из Израиля. Было ощущение, что все сорвется?
— Это были американские горки: то говорят, что завтра подписываем контракт, а на следующий день — что возвращаюсь в «Динамо». Столько все длилось, что я уже приготовился к любому развитию событий.
Идешь по центру Хайфы, а навстречу кабан
— Ты получил внутренний израильский паспорт, поскольку у жены еврейские корни, не считаешься легионером в чемпионате Израиля. А о сборной этой страны думал? Есть юридическое право?
— Пока приходится решать массу вопросов по оформлению различных документов, обустройству быта; надо набирать форму, вливаться в коллектив, матчи идут через два дня на третий. О том, что будет через полгода или год, о сборной, можно выступать за нее или нельзя, хотелось бы мне этого или нет, — даже не задумывался.
— В первом матче ты вышел на замену на 20 минут, потом в Лиге конференций против «Гента» сыграл 65 минут, следом — 15 минут против «Хапоэля». Как бы оценил свою форму?
— Пока готов процентов на пятьдесят. Привык к такому графику: отпуск — сборы — чемпионат. Сейчас же после отпуска масса времени ушла на решение вопроса по переходу, когда тренировался индивидуально. Работу с командой это не заменит. Когда подписал контракт, то был в разобранном состоянии, но почти сразу вышел на поле. В дебютной игре было сложно и физически, и по футбольным моментам. Спустя три дня выпустили в стартовом составе против «Гента». На удивление чувствовал себя неплохо. И команда выдала хороший матч, обыграли бельгийцев. Планировалось, что сыграю только первый тайм, но тренер в перерыве сказал: «Видим, что хорошо себя чувствуешь, давай еще какое-то время проведешь на поле». В общем, приятно удивился своему состоянию — думал, через 10-15 минут уже «задышу». Надеюсь, через пару недель наберу форму.
— В бытовом плане как устроился на новом месте?
— Не могу сказать, что где-то лучше, а где-то хуже, но Москва и Хайфа — два разных мира. Ко многому надо привыкнуть, приспособиться. Пока это даже сложнее, чем футбольная адаптация. Это не бытовая вещь, но вот маленький пример: здесь ты можешь идти по улице в центре города и встретить дикого кабана. Я читал об этом, думал, что бывает, наверное, но раз в год и то увидит далеко не каждый. А на деле оказалось, что мы их встречали по два-три раза в неделю. Были с женой в шоке. Когда из-за проблем с переходом эмоции были на пределе, то, чтобы как-то отвлечься и разрядиться, даже специально поехали искать этих кабанов.
— Как обстоят дела с языком?
— У меня английский на приемлемом уровне. Понятно, что есть большая разница — поговорить с легионером в «Динамо» пять минут или постоянно общаться на этом языке, но в целом больших проблем нет. Главный тренер, конечно, все объясняет на иврите, но может мне отдельно что-то сказать на английском. А если занят, то у него есть ассистент-серб, который, если что, и на русском подскажет, и на английском.
— Летом у тебя заканчивается аренда. Если «Маккаби» не заплатит выкупную стоимость чуть более миллиона евро, то ты возвращаешься в «Динамо». Готов к такому развитию событий?
— В футболе все быстро меняется. В декабре я в «минус десять» сидел в Воронеже 90 минут на скамейке, а в феврале уже выхожу в стартовом составе против «Гента» в еврокубке. Так что ничего не загадываю, живу сегодняшним днем.