88 лет назад в дерби погиб вратарь «Селтика». Ему было всего 22
Шахтер с 14 лет
У Шотландии никогда не было великих вратарей. На сайте Ranker.com много лет назад выясняли среди болельщиков, кого они считают лучшим шотландским футболистом в истории. В голосовании предсказуемо победил Кенни Далглиш, а в топ-100 вошли всего пять голкиперов. Наивысшее место (25-е) занял основной вратарь «Рейнджерс» в 90-е Энди Горам, о котором за пределами Британских островов слышали немногие.
Словосочетание «шотландский голкипер» давно стало чуть ли не ругательным — настоящие таланты в воротах появляются редко. Одним из самых одаренных считался Джон Томсон. Потенциал его был велик — местная пресса в те годы каждый отчет о матче «Селтика» сопровождала эпитетами в адрес вратаря.
Томсон родился в 1909 году в семье шахтера. У него было пять старших братьев, и отцу порой приходилось трудиться в несколько смен. Уже в 14 лет будущий вратарь сборной Шотландии стал работать с папой на шахте Боухилл: он сцеплял и расцеплял вагоны с углем на глубине 300 метров, за что получал символическую плату. Это помогало Джону-старшему прокормить семью.
Трансфер за 10 фунтов
Параллельно Томсон начал футбольную карьеру в «Боухилл Роверс», а в 16 лет перебрался в «Уэллесли Джуниорс». Местная газета Fife Free Press так описывала трансфер: «В Томсоне «Уэллесли» обрел голкипера-чемпиона. Он пока юн, но обязательно вырастет».
Отец был рад — в те годы по Шотландии прокатилась волна забастовок шахтеров, которые требовали повышения зарплат. А футболисты уже тогда могли достойно зарабатывать. Но Джин, мать юноши, была категорически против. В книге «Непробиваемые. Истории о лучших вратарях мира» Джонатан Уилсон писал: однажды маме Джона приснилось, что во время игры он получил тяжелые травмы.
В октябре 1926-го на матч команды Томсона с «Денбит Стар» приехал главный скаут «Селтика» Стив Кэллахан. Шотландскому гранду требовался новый вратарь, и Кэллахан собирался просматривать футболиста «Денбит Стар». Но 17-летний Томсон провел выдающийся матч, очаровав скаута «Селтика». Тот сразу же после игры познакомился с вратарем и убедил его переехать в Глазго. «Уэллесли» от трансфера получил смехотворные по нынешним временам деньги — 10 фунтов.
??
— Celtic Football Club (@CelticFC) February 12, 2019
The 'Prince of Goalkeepers', John Thomson, made his #CelticFC debut 92 years ago today... ? pic.twitter.com/jOKqXlSqVE
Смазанный дебют и признание
Дебют Томсона за «Селтик» состоялся уже 12 февраля 1927 года в матче с «Данди». За неделю до той игры «Селтик» победил «Брихин Сити» со счетом 6:3, но главный тренер Уилли Мали остался недоволен действиями вратаря Питера Шевлина и дал шанс Томсону. Дебют юноши был омрачен результативной ошибкой: он выронил мяч из рук после подачи Кука. Впрочем, «Селтик» выиграл 2:1, а Томсон сохранил место первого номера и оставался им вплоть до своей смерти.
Газеты были восхищены его игрой. Писатель Джон Рафферти вспоминал, как Томсон в ноябре 1928-го в одном из матчей вытащил мяч из-под перекладины, хотя за мгновение до этого стоял на коленях. А в 1929-м уже в игре за сборную Шотландии Томсон остановил англичан.
Болельщики и журналисты отмечали самоотверженность голкипера — в те годы вратари повсеместно стояли на линии и крайне редко покидали «рамку». Томсона же называли «Принцем» — не столько из-за молодости, сколько потому, что он одним из первых начал выходить далеко из ворот.
5 февраля 1930-го привычка не жалеть себя ему навредила. В матче с «Эйрдри» Томсон, пытаясь ликвидировать выход один на один, головой врезался в соперника. Результат — переломы челюсти, ключицы и нескольких ребер, а также два выбитых зуба. Он месяц лежал в больнице, но уже в мае вернулся на поле и полностью отыграл за сборную против Франции.
Смерть на газоне
Но тот инцидент не заставил его пересмотреть свою опасную для того времени манеру игры. И судьба второй раз над Джоном не сжалилась.
5 сентября 1931-го «Селтик» в гостях встречался с «Рейнджерс». Классика шотландского футбола, дерби Старой Фирмы, 80 тысяч зрителей на «Айброкс». Все ждали зрелища, но первый тайм вышел унылым: в отчетах указано, что до перерыва на поле не происходило ничего интересного. Лучше бы не происходило и после.
Роковой стала 50-я минута. Снова выход один на один: Томсон вылетел из ворот навстречу форварду «Рейнджерс» Сэму Инглишу и ударился головой о его колено. В ту же секунду с трибуны за воротами раздался женский крик — вероятно, это была 19-летняя невеста Джона, Маргарет Финлэй. После столкновения Инглиш отскочил в сторону, болельщики «Селтика» восторженно зааплодировали спасению, а фанаты «Рейнджерс» начали посмеиваться над вратарем, полагая, что он тянет время.
Never seen this photo before. Look at the Ambulancemen holding John Thomson's hands. Such a sad image. #Celtic pic.twitter.com/2rFXP20ntg
— Scott Alcroft (@ScottAlcroft) May 22, 2018
Но Инглиш понял — произошло что-то серьезное. Он замахал руками, на поле выскочили врачи. Томсон находился без сознания, его унесли на носилках и сразу отправили в лечебницу Виктории, где в тот же вечер констатировали смерть от отека мозга. Томсону было всего 22 года.
Прощание и память
Дерби так и завершилось нулевой ничьей, но кого волновал результат? Жители всей Шотландии были потрясены гибелью молодого футболиста. Достаточно сказать, что 9 сентября 1931 года, в день похорон в родном Кардендене, на церемонию прощания прибыли более 30 тысяч человек. Причем многие добирались до города пешком или на перекладных. А от Глазго до Кардендена — около 90 километров. Во всем округе Файф в тот день были закрыты шахты, потому что все прощались с одним из сыновей Джона Томсона-старшего.
Инглиша никто официально не обвинял в убийстве голкипера, но фанаты «Селтика» возненавидели его, начали осыпать угрозами. Из-за этого форвард на время уехал в Ливерпуль. После окончания карьеры он признался, что с того дня перестал получать удовольствие от футбола.
В память о Томсоне проводится детский турнир, его именем названа улица в Кардендене, любимому вратарю даже посвятили пьесу. А в 2011-м, в 80-ю годовщину смерти Томсона, часть фанатов повторила пеший путь от Глазго до места захоронения голкипера.
Могилу голкипера «Селтика» до сих пор часто посещают болельщики, много лет назад рядом с ней кто-то написал: «Не умирают те, кто живы в сердцах».