Пулеметная точка
МОЙ EURO
В субботу "СЭ" начал публикацию впечатлений своих сотрудников о чемпионате Европы, сегодня - продолжение. Не сумев "пробиться в полуфинал", спецкор "СЭ" Дмитрий ЗЕЛЕНОВ покидает Польшу, а заодно делится некоторыми записями из своего путевого дневника
"В Польше делать нечего, - напутствовали меня перед отъездом некоторые московские знакомые. – Со скуки там умрешь".
С подобной точкой зрения спорить бесполезно, хотя лично я твердо убежден, что в мире нет неинтересных мест. Каждый уголок планеты по-своему уникален, и где бы вы ни оказались, не упускайте возможность узнать что-то новое. Порой открытия подстерегают даже там, где вы их совсем не ждете.
22 июня, в день четвертьфинального матча между Германией и Грецией, я сел на трамвай и, как обычно, поехал в сторону гданьского стадиона. Надо сказать, местоположение его не слишком удачно – недалеко от портового района, но далеко от центра. Пешком не дойдешь, а общественный транспорт следует по какому-то очень хитрому расписанию.
Не знаю, что меня к этому подвигло, но так как времени до игры оставалось достаточно, я решил проехать чуть дальше – посмотреть, что же это за Nowy Port такой (название района). Тем более что, судя по карте, не так далеко от этого места находится полуостров Вестерплатте – тот самый, с обстрела которого началась Вторая мировая война.
Когда трамвай доехал до конечной остановки, внутри помимо меня находились еще три человека – местные старики. Все те, кого можно было принять за туриста, сошли намного раньше.
Выйдя на пустынной мостовой, я сверился с картой и пошел туда, где по моим расчетам находилось море. Минут через тридцать плутаний по суровым подворотням я оказался на длинной улице, по одну сторону которой стояли какие-то заброшенные складские постройки, а по другую тянулся длинный бетонный забор.
Вообще-то при слове "порт" мое воображение всегда рисовало деревянные причалы, поскрипывающие снастями корабли, приветливые огоньки прибрежных таверн, веселый гомон грузчиков и тому подобную романтическую чушь. Пейзажи места, где я оказался, не давали ни намека на что-либо из вышеперечисленного. Из-за забора торчали мрачные краны, вдали виднелся силуэт гигантского сухогруза, а единственной музыкой был гул моторов и лязг контейнеров.
В тот самый момент, когда я начал прикидывать, как бы поскорее добраться до цивилизации, вдали показался маяк. Выложенный из темного кирпича, с замысловатым основанием и изящным верхом, он резко диссонировал с окружающей картиной. Казалось, что он, как и все остальные портовые сооружения, стоит за забором. Но чем ближе я к нему подходил, тем приветливее становилась картина. В конце концов я вышел на причал, где стоял большой красивый теплоход, и тут же была выложена тропинка – она вела прямо к маяку.
Освещать путь кораблям он перестал давно. С того самого момента, когда в одном из верхних окошек-бойниц немцы устроили пулеметную точку. Как гласит лаконичная табличка, именно отсюда 1 сентября 1939 года в 4 утра 45 минут раздались первые выстрелы Второй мировой войны. Тот самый полуостров Вестерплатте отделен от маяка узким проливом, и на месте тех зарослей, что видны на фотографии, 73 года назад стояли укрепления. Оборона длилась семь дней, но повреждения, которые обложенные со всех сторон поляки нанесли немецкой огневой точке, можно увидеть и сегодня. Кусок искореженной стены оставили специально – на память будущим поколениям.
Это пулеметное окошко, пожалуй, и есть мое главное нефутбольное впечатление от всей польской поездки.
ПОЕХАЛИ, КАПИТАН!
За три недели в Польше я убедился в правдивости слогана "футбол объединяет". Действительно объединяет! Не знаю, станет ли это для кого-то откровением, но все болельщики по большому счету одинаковы. Те же радости, те же печали, тот же способ проведения досуга. Вне зависимости от национальности, главное развлечение для среднестатистического фаната – выпить и поголосить. У кого-то лучше получается первое, у кого-то второе, а ирландцы, к примеру, умудряются и много пить, и здорово петь.
Безусловно, у каждого народа есть свои характерные черты, достоинства и недостатки, но общая страсть значительно размывает эти грани. Говоря проще, делает немца похожим на русского и наоборот. Между фанатами отличий куда меньше, чем между обычными туристами, и порой только наличие атрибутики позволяет с ходу определить, кто есть кто.
Если вы думаете, что заигрывать с официантками в ресторанах ("выпей с нами!") могут только наши люди, а европейцы, дескать, со своей политкорректностью и пикнуть не смеют, то вы глубоко заблуждаетесь. Смеют и пикают. Потому что на Euro можно все. Ну, или почти все. Испанцы – те и вовсе всего за несколько дней охмурили чуть ли не всю женскую половину Гданьска. А что – веселые молодые ребята, почему б не провести с такими время?
Но быть одинаковыми во всем болельщики, конечно, не могут. В мелочах различия есть. По какой вот причине польки убегали от своих польских мужиков к испанцам? Как объяснила мне одна из таких "перебежчиц", ее соотечественники слишком агрессивны. На фоне алкоголя это проявляется особенно - если что-то не понравится, готовы бить морды и крушить улицы (ничего не напоминает?). Испанцы же, по ее словам, позитивны всегда – сколько бы пива и зубровки они в себя ни залили.
И это действительно так.
9 июня улетал из Варшавы в Гданьск – на матч Испания – Италия. Несмотря на то что рейс отправлялся почти в полночь, самолет – 737-й боинг - был забит под завязку. Сколько именно он вмещает пассажиров, не знаю – но человек сто влезло точно. В основном поляки и итальянцы. Тех же, кого по внешнему виду можно отнести к болельщикам сборной Испании, было всего четверо – их выдавали красные майки с фамилиями Вилья, Хави, Иньеста и Пике.
Полет длился, как тайм, – около 45 минут. Все это время барселонские ребята были достойны своих кумиров. Они не умолкали ни на секунду, распевая песни во славу команды, польских девушек и даже командира воздушного судна. Рефрен "Vamos capitan!" в первые секунды взлета это нечто. Как и то, что четыре человека сумели создать отличное настроение целой сотне пассажиров. "Поехали, капитан!"
Пока и испанские футболисты едут очень даже непохо.
Гданьск - Варшава - Москва