Застой
EURO-2012
Отборочный турнир
АРМЕНИЯ - РОССИЯ - 0:0
Обозреватель "СЭ" подводит итоги ничейного матча сборной России в Ереване.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Еревана
Кажется удивительно логичным, что в такой дивной стране, при таком волшебном к нам отношении, в такой теплой околоматчевой атмосфере все закончилось всеобщим футбольным миром. Вничью сыграли ветераны, болельщики, первая сборная. Не передрались фанаты, а если и передрались, то только российские и исключительно между собой, чему в субботу вечером в одном из ресторанов города довелось быть свидетелем. Обо всем остальном в Армении можно сказать - просто шик!
Турнирные итоги поездки тоже довольно благостны. Ничья на выезде с сильным соперником (а слабых, как известно, в мире не осталось, о чем нам не устают напоминать на пресс-конференциях) - хороший результат. У нашей сборной вообще уверенная поступь: есть важные выездные достижения и много домашних матчей впереди. А мы в родных стенах - о-го-го, дело известное.
Так почему же тогда мы всё скрипим да ноем в последнее время? Чего нам, привередливым, не хватает? И по какой такой злобе один из моих коллег произнес после игры следующую фразу: "У меня ощущение, что сборная постепенно деградирует"?
Выпад острый и не бесспорный. Я бы, например, стремясь смягчить обвинение и затупить шипы, использовал другое слово - застой. Бесформенный, как вата, серый, как войлок, не желающий признаваться в собственных грешках, как видный партийный функционер.
Сборная России перестала развиваться. Она не обновляется кадрово и не прогрессирует в игровом смысле. Она не штурмует новые высоты, а стремится удержаться на старых, потому что на уже обжитом пространстве меньше хлопот и дискомфорта.
Одним из лучших игроков матча в Ереване стал Игорь Денисов, честь ему и хвала. Но Денисов - игрок, отвечающий за отбор мяча и пресечение чужой активности в центре поля. И это была активность сборной Армении - 65-й по рейтингу ФИФА национальной команды мира, находящейся в туманном "мартовском" состоянии, о чем твердили перед игрой и главный тренер хозяев Вардан Минасян, и все армянские эксперты. Лучший - разрушитель. Против армян. В марте. А где же наши созидатели?
Дик Адвокат сказал, что доволен игрой, но недоволен результатом, хотя, на мой взгляд, ситуация выглядит скорее противоположной. Еще голландец добавил, что организационно и тактически его команда была в порядке, создавала моменты, но для того, чтобы в последних трех матчах забить хотя бы один гол, необходимо еще индивидуальное мастерство. Последнюю мысль он повторил дважды, после чего сложилось ощущение, что адресует Дик свой посыл не журналистам и не болельщикам, а работодателям. "Я сделал все, что мог, но они не в состоянии воплотить мою высокопрофессиональную работу в результат" - вот такая примерно напрашивается трактовка Адвокатовых слов.
Чем это отличается от газзаевских "академиков с тросточками", карпинского "видно, почему наши футболисты не в "Реале" с "Барселоной" или "вируса безразличия" в исполнении Михаила Гершковича? Суть одна: вот он я, тренер, а вон они, игроки; мы не вместе; я им правильно говорил, а они неправильно делали, потому что они обленились, расслабились, не могут, не умеют, не хотят (нужное подчеркнуть).
На послематчевой пресс-конференции Вардан Минасян сказал, что результатом доволен, но игра его команды была далека от лучших образцов. А про невысокий класс своих подопечных он ничего не сказал. Почувствуйте разницу.
Сергей Фурсенко после матча тоже сказал. "Адвокат все делает правильно", - такой была его фраза. Дико извиняюсь, конечно, но, прочитав эти слова, тут же захотелось спросить: "Вы не могли бы уточнить, что именно делает Адвокат?" Не в сакральном, а в прямом смысле - какие действия он совершает?
Естественно, дает установки на матчи. Определяет стартовый состав и тех, кого следует отцепить от заявки, ведь принимать решения - вообще наиважнейшая функция тренера. Изучает соперников. Следит за потенциальными кандидатами в сборную. Все как у всех в общем и целом.
Но если приравнять понятие "делать" к понятию "видоизменять", то Адвокат со сборной скорее ничего не делает, чем наоборот. Новички появляются в команде только в случае чьих-то травм или прочего форс-мажора, а появляясь, "не цепляются за предоставленный шанс". Павлюченко и Янбаеву, хотя и не юны уже оба, шансов вовсе не предоставляется: одному - выйти в основе, другому - призваться в сборную. Команда играет по лучшей в мире схеме 4-3-3 и не намерена отступать от нее никогда и ни за что. Случись с нами, кажется, даже пара удалений в каком-нибудь матче, Адвокат и тут найдет способ не нарушить милую его сердцу догму. Но поскольку лучшая в мире схема не позволяет нам забить в третьей игре подряд, напрашивается вывод: либо от догматизма следует иногда отходить, либо индивидуальные качества наших игроков при Адвокате действительно дали крен в сторону примитивизма.
Разумеется, мы не знаем доподлинно, в чем главная причина медленной утраты сборной России своего лица. Да, стареют проверенные кадры. Молодежи, способной прийти им на смену, мало. Наша физическая и функциональная готовность в марте не идеальна, как и армянская, хотя базис у нас повыше (могу ошибаться, но во время исполнения гимнов сборная Минасяна и впрямь смотрелась на фоне команды Адвоката как-то хлипковато - за исключением Романа Березовского). Не везет. Что там еще?
Но мы, откровенно говоря, и не должны этого знать - в отличие от главного тренера сборной. У болельщиков есть святая обязанность - требовать. От Адвоката - эффектной, а главное - эффективной игры, от Фурсенко - развития футбола и подготовки квалифицированных кадров для сборной, от игроков - самоотдачи, неравнодушия и, настаиваю, футбольного ума, воплощенного в результат, от Аршавина - подтверждения его звездного уровня в каждом матче за сборную. А в "Арсенале" с него другие спросят.
Вот мы и требуем в надежде на то, что субъекты, к которым обращаемся, станут в ответ мудро тренировать, руководить и исполнять свои игроцкие обязанности. При этом до причин они должны докопаться сами, и если будет у них хорошее настроение, пусть сообщат нам. А нет - пусть оставят внутри коллектива. Для нас важнее результат и скорейший отход от того настырного, но неинтеллектуального бодалова, которое сборная явила в Ереване.
Ну и про Аршавина, раз уж вспомнили. Как ему играть, как вести себя на поле, как выглядеть и какую пользу приносить команде - его личное дело. С трибуны невозможно разобраться, не хочет Андрей или не может выглядеть тем орлом, которого мы пока еще не забыли. По телевизору - тем более. Но для того и существует, наверное, главный тренер сборной, чтобы нарезать каждому футболисту игровое время сообразно его актуальной футбольной потенции.
Мы ведь и злимся, и негодуем, когда видим в составе российской биатлонной эстафеты явно неготового спортсмена или спортсменку. И говорим в сердцах: куда же вы смотрели, тренеры, если ваш парень три минуты ходом проигрывает? Неужто до гонки не знали?
К Адвокату и Аршавину, по-моему, это относится в полной мере. Как и к любому другому футболисту сборной. Велик - подтверди, не готов - освободи место.