24 марта 2011, 16:00

Хорен Оганесян: "Если ваши будут играть здесь, как словаки, они не выиграют"

Андрей САМОХОТОВ
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

EURO-2012. Отборочный турнир. 26 марта. АРМЕНИЯ - РОССИЯ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ из Еревана

Для корреспондента, впервые оказавшегося в Армении вообще и по футбольным делам в частности, нет ничего естественнее, чем прямо из аэропорта заявиться к лучшему игроку страны за всю ее историю. Другого, честно говоря, и в голову прийти не могло. Потому что армянский футбол - это прежде всего он, Хорен Оганесян. "Восьмерка" "Арарата" и сборной СССР, лучший полузащитник Союза по версии журнала World Soccer, обнародованной в начале 80-х, член Клуба Григория Федотова, 56-летняя легенда спортивной Армении.

- Как вас найти, Хорен-джан? - позвонил я ему.

- Приезжай на улицу Ханджяна, иди вдоль Вернисажа (рынок искусств в центре Еревана. - Прим. Е.Д.). Увидишь мою машину - перезвони. Я выйду.

"Увидишь мою машину" - комментариев не требовало. Со времен первого красного "мерседеса" Оганесяна, будоражившего в советские времена весь Ереван, у его авто может быть только один номер - "00-08".

Тем удивительнее было оказаться в некотором тупике. Прогулка по Вернисажу поставила перед фактом: "восьмерки" на машинах во всевозможных сочетаниях - глубокий символ и нерушимая традиция здешних мест. "808", "088", "888" - номер за номером, авто за авто. Редкое исключение - пять семерок. Как выяснилось позже - особый случай: машина префекта одного из ереванских округов, к Оганесяну же в гости и пожаловавшего.

Спасло знание конъюнктуры рынка. Не может легенда ездить на "фабии", пусть даже с посольскими номерами, верно? И на китайский внедорожник Хорена Жораевича силой не усадишь. Значит, искать надо то, что соответствует масштабу фигуры.

Нашел. Не спутал бы и в темноте, уверен. "XOR 008" - разве такой номер может принадлежать кому-то другому? Пусть даже он и не армянский вовсе, а грузинский.

А затем - небольшой офис, приглашение войти.

- Чай, кофе?

- Спасибо, не хочется.

- Тогда коньяк. Мягкий, 30-летний.

Поймите правильно - шансов отказаться, находясь в гостях у Оганесяна, у меня было ровно ноль. Да и у вас бы их не было. Пришлось включать систему сдержек и противовесов, чувство долга и стремление к компромиссам.

- Как же так: у лучшего армянского футболиста XX века - и вдруг грузинский номер?

- Что тут особенного? В жизни всякое бывает.

- Неужели вам в Армении такой не достать?

- Раньше у меня одного был. Дарили. А теперь не знаю, честно говоря. Не интересовался.

- Чем вы сейчас занимаетесь?

- Отдыхаю уже полтора года. В Греции работал, тренером "Олимпиакоса". Теперь вернулся. Получил ряд предложений. Думаю пока.

- Даже бизнес не ведете?

- Я знаю только один бизнес - футбольный.

- Но вы не в нем. Получается, армянский футбол и Оганесян живут порознь?

- Времена такие, наверное. Жду, выбираю. Может, тренером стану, может, президентом. И тот и другой опыт уже имеется. Когда в 1992 году вернулся в Армению после работы в симферопольской "Таврии", ставшей чемпионом Украины, создал с нуля команду "Оменетмен". Потом ее в "Пюник" переименовали. Но меня в нем уже нет. Школу при клубе взял в аренду на 99 лет. И снова не знаю, как там дела - долго отсутствовал. Когда уезжал, со всем распрощался.

- Не жалеете?

- О чем жалеть, если жизнь такая? Знаете, за последние пять-шесть лет не дал ни одного интервью армянским журналистам. Не хочется. С российскими, украинскими, узбекскими общался. А свои до сих пор звонят, просят, чтобы я что-то им сказал.

- Вас обидели чем-то?

- (Смеется.) Как меня обидишь?! Кажется, у нас многие не понимают сейчас, что такое футбол. Слушаешь иной раз, читаешь - и делаешь такой вывод.

- Вы сказали на днях, что шансы России против Армении - 80 на 20. А наши матчи против Бельгии и Ирана видели?

- Это не имеет значения. В Армении меня уже упрекают за пессимизм, но я хорошо представляю расстановку сил. Дай бог, чтобы было наоборот, шансы есть у всех. Если ваши будут играть здесь, как словаки, они не выиграют (Армения победила Словакию - 3:1. - Прим. Е.Д.). И если бы наш защитник не схватил на ровном месте мяч рукой в Македонии, Армения и Россия сейчас делили бы лидерство в группе. Но насколько серьезно влияют эти "если" на настоящий игровой потенциал? У меня нет точного ответа.

Полная версия интервью

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости