Футбольная революция Бельгии. Как она стала лучшей в мире
Знает даже Клопп
Неделю назад в гости к «Ливерпулю» на матч Лиги чемпионов приехал бельгийский «Генк». На предыгровой пресс-конференции Юргена Клоппа один из журналистов начал вопрос так: «Генк» известен тем, что в нем играли сильные футболисты: Де Брейне, Кулибали, Ндиди..." Клопп кивнул и с улыбкой перебил репортера: «Дивок Ориги. Не забывайте о нем. Он — легенда «Ливерпуля», кстати. Достаточно известен здесь». Зал рассмеялся.
«Генк» — олицетворение расцвета бельгийского футбола. В 2003 году клуб из одноименного городка с населением 65 тысяч человек основал академию, которая быстро превратилась в одну из лучших в Европе. Репортер перечислил малую долю знаменитостей, игравших за «Генк». Вот избранные воспитанники клуба, известные бельгийские футболисты: Кевин Де Брейне («Манчестер Сити»), Тибо Куртуа («Реал»), Дивок Ориги («Ливерпуль»), Янник Феррейра-Карраско («Далянь Ифан»), Кристиан Бентеке («Кристал Пэлас»), Деннис Прат («Лестер»), Стивен Дефур («Антверпен»). В связке со школой работает селекционная служба, которая умеет искать качественных иностранцев. За «Генк» совсем недавно играли Леон Бэйли («Байер», Ямайка), Калиду Кулибали («Наполи», Сенегал), Уилфред Ндиди («Лестер», Нигерия), Сергей Милинкович-Савич («Лацио», Сербия).
«У нас сильная академия, которая непрерывно развивается уже много лет, — уверен экс-генеральный директор «Генка» Патрик Янссенс. — Мы следуем методологии, которую сами разработали для игроков. Она базируется на технике, а не на силовой борьбе. Для нас прежде всего важны футбольные навыки игрока, его интеллект и атакующее мышление. Мы стараемся как можно раньше внедрять игрока в основную обойму. Но в то же время, нельзя отрицать, что в какой-то период нам повезло вырастить золотое поколение».
«Нам просто везет»
Заключительная фраза Янссенса — ключевая. Бельгия за последние 20 лет совершила гигантский скачок благодаря переориентированной футбольной философии, но даже в самом прогрессирующем клубе понимают: без удачи ничего бы не случилось.
Перед подготовкой к материалу я задал обозревателю Het Laatste Nieuws Питер-Яну Кальсону простой вопрос: «В чем причина футбольного совершенствования Бельгии?» Он ответил лаконично: «Думаю, нам просто везет». Журналист напомнил, что почти все звезды сборной родились примерно в одно время (вторая половина 1980-х и первая половина 1990-х), а на 2010-е выпал пик их созревания. Отсюда — четвертьфиналыЧМ-2014 и Евро-2016, а также третье место на прошлогоднем чемпионате мира. Хотя с 2002-го по 2014-й Бельгия пропустила пять крупных турниров подряд.
От 66-го до первого
Рейтинг ФИФА отражает провал бельгийцев в нулевые и начале десятых: в это время королевская сборная болталась в районе середины сотни, а в 2009 году рухнула на самую низкую позицию в своей истории — 66-ю. Рядом с Бельгией тогда находились Бахрейн, Литва, Канада, Ямайка и Уганда. Но падение «красных дьяволов» (прозвище сборной) совсем не удивительно: в 6 из 7 последних матчей отборочного турнира ЧМ-2010 Бельгия проиграла — в том числе Армении, Эстонии, а также Испании со счетом 0:5. Сборной в то время руководили хорошо нам знакомые Франк Веркаутерен и Дик Адвокат.
До 2009-го наивысшей точкой бельгийцев в рейтинге ФИФА оставалось 16 место в 2003-м — через год после того, как они не позволили России пробиться в плей-офф чемпионата мира, а сами вылетели в первом же раунде от Бразилии. Лидерами команды тогда считались Барт Гор, Марк Вильмотс, Даниэль ван Бюйтен и Тимми Симонс. И близко не было настолько звучных имен, какими сборная кишит сейчас.
Отправная точка — позор
Как же все изменилось? Конечно, без удачи не обошлось, но все-таки в основе ренессанса Бельгии стоит система. А побудил страну к перестановкам провал на чемпионате мира 1998 года. В группе с Голландией, Мексикой и Кореей Бельгия ни разу не победила, что в стране называли позором. Спустя два года королевство на пару с Голландией приютило чемпионат Европы — и вновь плохой результат. Бельгия победила Швецию, но проиграла Италии с Турцией и не вышла из группы.
«Матч с Турцией был полной катастрофой, — вспоминал технический директор Королевской бельгийской футбольной ассоциации (KBVB) Мишель Саблон. — То, как разобрали сборную Бельгии, просто неприемлемо. Команда достигла дна. Что-то нужно было делать». Бельгийцы играли максимально прагматично: 4-4-2 с якорем в опорной зоне, ставка на бесхитростные контратаки, минимум изобретательности и разнообразия. Бельгия выглядела, как стандартный середняк — с корнем от слова «серость». Тогдашний президент KBVB Мишель Д'Ог был крайне разочарован: он сделал все, чтобы Бельгия получила право на проведение Евро и не ожидал такого кошмара. Саблону было поручено заново изобрести футбол в стране.
Единая система: тотальный футбол
Саблон был неприметным футболистом и впоследствии ассистентом главного тренера сборной Бельгии на трех чемпионатах мира. Но в развитии спорта в стране его роль огромна.
Саблон начал издалека: обратился к ведущим специалистам университетов Левена, Льежа, Гента и Лювен-ла-Нев, чтобы те выявили оптимальную формулу футбола. Проще говоря, чтобы они научным путем определили, какой стиль игры наиболее эффективен. Специалисты проанализировали 1500 часов детских и юношеских матчей и прислали Саблону огромный доклад. После его изучения Саблон и его помощники поняли, что бельгийскому футболу нужна единая система. Утвердила эту мысль и масштабная конференция, на которой десятки тренеров из Валлонии и Фландрии делились взглядами на футбол. Часто — диаметрально противоположными.
Боб Бровейс, один из ассистентов технического директора, объяснял: «В конце 1990-х бельгийские команды играли как угодно: кто-то с индивидуальной опекой, кто-то с либеро, кто-то использовал 4-4-2, кто-то выбирал 3-5-2. Результаты у сборной были нормальными из-за хорошей организации, но игра — оборонительной, контратакующей».
В качестве образца бригада Саблона выбрала модель соседей-голландцев: 4-3-3 и тотальный футбол. Задача была банальной: научить защитников атаковать, а нападающих — обороняться. В этом и заключается идея «организованного хаоса» в тотальном футболе, которая Бельгии ранее была чужда. «Мы подробно изучили различные тактики и решили, что расстановка 4-3-3 эффективнее других, — подчеркивал Саблон. — Тут есть оборонительный треугольник, атакующий треугольник, два четких вингера, нападающий. Эта схема отвечает всем требованиям для развития технически оснащенных игроков. А 3-5-2 и 4-4-2 провоцируют только развитие рабочих лошадок. То же самое касается либеро и индивидуальной опеки — чему молодой футболист может тут научиться? Он просто 90 минут следит за соперником и все. А в 4-3-3 и зонной опеке нужно думать».
Принципы революции
Но переход на одну только новую схему сам по себе не может дать импульс к развитию. Это только фундамент. KBVB обязала клубы изменить отношение к тренировочному процессу. Внизу — ключевые изменения.
1. Ликвидация рейтингов
Один из основных выводов доклада университетов — превалирование результата над развитием. На детском уровне тренеры сконцентрированы на победах и меньше уделяют внимание оттачиванию мастерства игроков.
Саблон в то время лично объездил более сотни академий по всей стране с красочными и подробными презентациями. В одной из них технический директор отказался проводить презентацию, потому что увидел на стенде рейтинг команд среди семилетних и восьмилетних. Только когда рейтинг сняли со стены, Саблон начал презентацию со словами: «Ранжирование в детском футболе — неверный путь. Сделайте своей основной целью совершенствование игроков».
2. Усечение команд на детском уровне
В детском футболе в матчах на все поле мяч движется медленно, у игроков в силу природных причин нет сил постоянно бегать. В докладе указано, что футболисты в таком формате на детском уровне часто касаются мяча два раза за игру. Саблон посчитал это бесполезной тратой времени и сил.
Куда эффективнее на детском уровне разбивать команды на маленькие. Дети в Бельгии играют два на два, пять на пять и восемь на восемь, а еще повсеместно практикуется намеренное искажение правил: часто в двусторонках нет ударов от ворот, прямых штрафных и аутов. Все это сделано для улучшения взаимосвязей между партнерами.
3. Создание мест для обучения
На средства, вырученные от проведения Евро-2000, власти Бельгии создали в Тюбизе масштабный футбольный центр, а также открыли еще восемь спортивных школ — в них ребята от 14 до 18 лет занимались вечером после обучения в своих клубах. То есть это школы дополнительного образования — их, кстати, посещали Де Брейне, Куртуа, Витсель, Мертенс и еще десятки звезд.
Нехватка тренерских кадров в стране тоже ощущалась. Причина крылась в деньгах: в прошлом веке тренерские курсы в Бельгии были платными, но реформа KBVB сделала их бесплатными. Результат — число желающих стать тренерами увеличилось в десять раз.
4. Образование вне футбола
Только дилетанты считают футбол бездумной игрой. На самом деле здесь очень важен интеллект, и это заметили в Бельгии. В упомянутые выше школы допразвития не могут попасть ученики, которые получают плохие оценки по общеобразовательным предметам.А в «Андерлехте» перед тренировками приветствуют тех, кто исправил плохие оценки. Эта мера стимулирует юных футболистов усерднее учиться, потому что неуспевающие не могут играть с партнерами по команде.
5. Жесткий отбор
Селекционная работа — еще одна важная часть развития футбола в Бельгии. Раньше скаутингу не уделяли таково внимания, как сейчас. Теперь же селекционеры работают по «правилам шести характеристик» Эрика Абрамса, еще одного участника бригады Саблона. «Когда я занимаюсь поиском футболистов, всегда оцениваю его по шести параметрам, — говорит Абрамс. — Это менталитет победителя, стабильность, личностные качества, уравновешенность, понимание игры и уже потом контроль мяча. Важнее всего — менталитет победителя. Игрок может быть безгранично талантливым, но из-за отсутствия амбиций никогда не пробьется в элиту».
Золотое поколение уходит
Уже на юношеском Евро-2007 и Олимпийских играх в Пекине новый подход бельгийцев начал работать. В обоих случаях сборная дошла до полуфинала, но важнее, что играла интересно. Высокая скорость перемещения мяча и раскованность в действиях — это уже отличало те команды от Бельгии 1990-х. Хотя даже в те годы Саблона купали в критике: главная сборная пребывала в анабиозе, и техническому директору тренеры задавали резонные вопросы о системе. «Мы пытаемся попасть на Евро, а вы уделяете внимание игровой философии больше, чем результатам отборочного турнира», — жаловались Саблону. Тот холодно отвечал: «Да, вы абсолютно правы».
В нулевые многие талантливые бельгийцы уезжали учиться за рубеж, потому что не видели потенциала у себя дома. Братья Азары обучались во Франции, Алдервейрелд, Фермален и Фертонген — в «Аяксе». Сейчас все совсем иначе. Академии «Андерлехта», «Генка» и «Стандарда» славятся современным подходом и сильными выпускниками. И все благодаря тому, что 20 лет назад страна не побоялась круто изменить вектор развития и детально проанализировала детский футбол.
Конечно, без везения никакой прорыв тоже не случился бы. Бельгия — одна из самых звездных сборных планеты. Куртуа, Миньоле, Алдервейрелд, Фермален, Фертонген, Менье, Компани, Витсель, Де Брейне, Шадли, Феррейра-Карраско, Тилеманс, Торган Азар, Эден Азар, Мертенс, Лукаку, Бентеке, Батшуайи, Ориги — для перечисления всех топ-футболистов сборной можно выделить целый абзац. Но только Тилеманс и Ориги из этих 19 игроков младше 26 лет.
Это — и радость, и боль бельгийцев. Одновременно в стране выросло огромное число одаренных игроков, но они все еще не конвертировали талант в трофеи. «Нас называют золотым поколением, но мы же ничего еще не выиграли», — верно замечал Витсель еще три года назад. Конечно, система продолжает работать, и на смену придут новые таланты, но не похоже, что их будет так же много. Поэтому чемпионат Европы — возможно, последний шанс для золотого поколения выиграть титул и подчеркнуть, что Бельгия действительно выбрала верный путь развития.
Сборная России по футболу: состав, новости и материалы //
Чемпионат Европы-2020: турнирные таблицы и расписание матчей, календарь и результаты игр отборочного турнира