Euro начался с песен
Александр ПРОСВЕТОВ из Парижа
Площадь Трокадеро – парадная обзорная площадка Парижа. С вершины холма, на котором она расположена, открывается вид на Сену и возвышающуюся на противоположном берегу Эйфелеву башню. Поднимаешь одну руку над другой – и на фото получается, что держишь парижский символ, будто вазу или кувшин.
На спуске к Сене снуют бойкие чернокожие парни, которые издавна торгуют в этом месте сувенирами, в первую очередь металлическими фигурками Эйфелевой башни разных размеров и сумками сомнительного качества. Кроме того, эти ребята чутко уловили новые веяния: теперь у них в большом ассортименте разноцветные палки для селфи.
Уличных торговцев, кстати, никто не гоняет, как и процветающих на спуске наперсточников, хотя вся эта публика конечно же не платит никаких налогов. Днем ранее вместе с фотокорреспондентом Александром Федоровым мы видели, как в конце трудового дня "лоточники" несли товар "пахану". Сели кружком – и давай подводить итоги.
НА БЫВШЕМ ОГОРОДЕ И ПЛАЦУ
"Со ступенек лестницы, ведущей к Сене, что-нибудь да увижу", – подумал я, узнав про концерт, устраиваемый в фан-зоне, которую организовали на Марсовом поле. Некогда огород, это пространство было расчищено от овощных культур, превратившись с открытием в 1756 году Военной школы в учебную площадку для курсантов и получив имя в честь древнеримского бога войны.
На выходе из метро послышалась музыка. Значит, концерт уже идет? Идет, да не тот.
Туристов развлекал ансамбль индейцев, оснащенный звукоусиливающей аппаратурой.
Народа возле Эйфелевой башни было, как показалось, даже больше, чем обычно. И туристы, и местные жители, отбросив страхи перед терроризмом, заполнили мост Йены, благо его перекрыли для движения автомобилей. Многим, очевидно, было любопытно взглянуть на фан-зону, начинающуюся как раз под знаменитым высотным строением. Проход там, однако, был в четверг вечером закрыт, а концерта, который по идее давно должен был громыхать, не было ни видно ни слышно. Панораму заслонял вдали огромный щит с символикой Euro-2016 (видимо, обратная сторона то ли сцены, то ли большого экрана). Уши же различали лишь невнятный гул, словно где-то музыканты настраивали инструменты.
Оставалось идти на звук вдоль высокого металлического забора, которым по периметру обнесена территория фан-зоны. Но вскоре путь перегородил полицейский кордон, предложивший двигаться по параллельной улице. На всякий случай фан-зону отделили дополнительно "полосой отчуждения".
ЖАНДАРМЫ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ
Было очень много полицейских и вооруженных автоматами жандармов. Вторые, в отличие от первых, являются военнослужащими и работают под началом как МВД, так министерства обороны. Всего, по данным Le Parisien, для обеспечения безопасности в четверг были мобилизованы 1500 человек.
Примечательно, что французские стражи порядка мило беседовали с прохожими, не строя из себя угрюмых киборгов, преисполненных значимостью своего задания, и этим человеческим лицом они мне, честно говоря, нравятся.
Один из жандармов и рассказал, что билеты на концерт приобретались через интернет или в книжных магазинах FNAC, продающих также музыкальную продукцию. Они были бесплатными, но их количество ограничили с учетом вместимости фан-зоны. Информация впоследствии подтвердилась.
"Вы из России? – удивился другой жандарм. Слово за слово, и он сообщил, что дежурящий с ним рядом коллега уважает... русскую водку. Тот и не отрицал: "А что? После работы можно". "У меня с собой нет", – заметил я.
Между тем вопрос с пивом, вином и даже напитками покрепче немало людей решали на месте. Ушлые мелкие предприниматели, сообразив, что магазинов в районе Эйфелевой башни нет, предлагают алкогольную продукцию с рук. Игристые напитки разносят в ведерочках со льдом – все культурно. В конце 90-х, когда довелось работать во Франции, такого сервиса не припомню.
Неудивительно, что у пунктов полицейского досмотра, которые составляли первый рубеж (на втором проверяли билеты охранники частных компаний), скопились кучи мусора из пластиковых и стеклянных бутылок, а также пивных банок. Вместе с тем показательно, что уличное распитие не выливалось в проявления агрессии. Не зафиксировано никаких инцидентов.
ГЕТТА ОТКАЗАЛСЯ ДУМАТЬ О ТЕРРОРИЗМЕ
Концерт стал ощутим ближе к противоположной границе фан-зоны, той, что у Военной школы, до которой пришлось протопать полтора километра. Такова соответственно длина фан-зоны, задействованной в день концерта лишь частично.
С поперечной улицы Белграда уже немного просматривались два экрана, да и мелодии стали различимы. У барьера приплясывали несколько безбилетных девиц, и даже рыжеватый жандарм с автоматом в какой-то момент принялся слегка пританцовывать и тихонько подпевать.
Та же картина наблюдалась и с торца фан-зоны, то есть с проспекта Ля Мотт-Пике, тянущегося вдоль военного учебного заведения, среди выпускников которого числится Наполеон Бонапарт. Там был устроен один из проходов. Согласно французским СМИ, люди стали приезжать на концерт уже в 16.30, то есть за три с половиной часа до начала, сам же проход занимал от десяти минут до получаса.
В итоге концерт посетили более 80 тысяч человек. На Марсовом поле, между тем, бывало, собиралось и больше. Писали, что на певца Джонни Халлидея в 2009 году, как и на концерт, устроенный организацией "SOS Расизм" в 2011 году, пришел миллион человек! Впрочем, это оценочные и, судя, по всему, на эмоциях намного завышенные – возможно почти вдвое – данные.
– Сбывается мечта моей карьеры, – сказал еще до концерта в интервью Le Figaro Давид Гетта. – О риске теракта отказываюсь думать. Постоянно участвую в мероприятиях с большим стечением публики и не собираюсь менять свои привычки после того, что произошло в Париже.
Музыкальный праздник состоялся. Теперь очередь за футболом.