В гостях у Руни и Варди
Игорь РАБИНЕР
из Шантийи
АНГЛИЯ БЕЗ АНГЛИЧАН
Честно скажу: после нескольких открытых тренировок, увиденных мною на чемпионате мира в Бразилии, ожидал большего. Хотя бы худо-бедно пристойного стадиона, толп брутальных английских фанатов, которых во Франции, понятное дело, ожидается немерено; классического английского футбольного пения с "Энфилда", колоритных персонажей откуда-нибудь из произведений О’Генри...
Всего этого в помине не было. А был крохотный допотопный стадиончик с одной мини-трибункой под навесом рядов на шесть-семь с надписью Chantilly, заполненный (причем не до конца) по большей части здешней детворой. Брутальные фанаты, говорят, наблюдались где-то далеко – в районе отеля сборной, оцепленного секьюрити. На них в основном были футболки "Ливерпуля" и "МЮ". Но в гостях у Роя Ходжсона, Уэйна Руни и Джейми Варди их не ждали.
Чистопородные британцы наблюдались только с противоположной стороны – там, куда организаторы загнали две сотни журналистов. К публике прессу, к слову, не пускали, что, не скрою, расстроило – хотелось живых впечатлений и эмоций, а с такого расстояния их уловить и зафиксировать было невозможно. Бездушные организаторы отрезали нас от жизни!
Выяснилось, что англичан на тренировке не было не из-за безразличия болельщиков "Трех львов". Билеты распространялись только среди спортивных организаций и жителей самого Шантийи. Обязательная для каждой сборной – требование УЕФА! – открытая тренировка является этаким реверансом со стороны команд для тех, кто их принимает. Интересно, в среду у сборной России будет то же самое?
В понедельник англичан в Шантийи встречали торжественно, с оркестром и речью мэра. Неудивительно, что открытую тренировку наш скорый соперник начал с фотографирования на фоне таблички с теплыми словами в адрес этого красивого города и выступлением полиглота Роя Ходжсона на французском, в котором главный тренер поблагодарил Шантийи за теплый прием. А городской детский хор, облаченный в майки английской команды, спел "Боже, храни королеву". Трогательно, конечно, но я, после тщательного досмотра и наклеивания бирки на сумку подходя к стадиону по указателям специально для журналистов, услышал пение гимна и наивно подумал: вот они, пламенные английские болельщики! На слишком юные голоса внимания отчего-то не обратил. И обнаружил истину, лишь попав на саму мини-арену.
СЕКРЕТЫ ОСТАЛИСЬ НЕРАСКРЫТЫМИ
Самым популярным человеком из участников тренировки был не Уэйн Руни и не Джо Харт. Абсолютно вне конкуренции оказался Джейми Варди, один из главных героев лестерского чуда, и "парень с нашего двора", еще несколько лет назад уходивший в мощные загулы, а в 29 лет вдруг ставший звездой – и перешедший на днях в "Арсенал". Самый французский, как всем известно, клуб. Может, еще и с этим связано то, что сотни детских голосов, как только Варди подходил чуть поближе, тут же начинал скандировать: "Варди! Варди!" На того же Руни такой реакции и близко не было.
На менее чем часовой тренировке никаких секретных упражнений, разумеется, не проводилось и "стандарты" не наигрывались. Занятие получилось развлекательным – разнообразные эстафеты с мячом и другие вещи, связанные скорее с техникой и координацией, чем с отлаживанием командных взаимодействий. Удивление вызывало лишь то, что ряд футболистов в жару – никаким наводнением в окрестностях Парижа уже третий день и близко не пахнет – работал с длинными рукавами. Ходжсон с полуулыбкой ходил и наблюдал, как его огромный штаб (мы насчитали человек 12) зычно гоняет футболистов, которые и голос порой подать не стеснялись.
Однажды с одним из немолодых помощников Ходжсона словесно сцепился все тот же Варди. Дело было так. В одной из эстафет, где группам игроков требовалось устроить слалом мимо трех мячей, не сбив их с конусов, один мяч сам скатился. Тренер решил установить его на место. Но поскольку футболист после слалома должен отдать пас назад, вернув мяч следующему партнеру, Варди как раз в этого самого ассистента и угодил. После чего и выплеснул волну праведного гнева. Не помогло. Спустя минуту, когда Варди и Ко проиграли эстафету, они вынуждены были отжиматься.
ПРО ДЕНИСОВА И ДЗАГОЕВА НЕ ЗНАЮТ. ПРО "ДИНАМО" ПОМНЯТ
Во всем этом действе не принимал участия один футболист – Бертранд в общей группе, и уже не первый день, не занимался, наматывая круги вокруг другого поля. Впрочем, вряд ли кого-то в России этот факт сильно взволнует – в основной состав защитник едва ли планировался.
Нельзя сказать, что Англия и Россия даже за четыре дня до матча испытывают друг к другу жгучий интерес, – на тренировках россиян пока не появлялось никого из британских журналистов (посмотрим, что будет на полностью открытом занятии 8 июня), да и у англичан помимо нас с фотохудожником Федоровым на сей раз был всего один пишущий соотечественник да представители корпункта Первого канала в Париже.
После того как я задал по вопросу на тему матча с Россией в смешанной зоне Дэниэлу Старриджу и Кайлу Уокеру, ко мне подошел корреспондент The Times. Разговорились. Спрашиваю: "Что в Англии говорят и знают о сборной России?" Отвечает: "Да почти ничего. Об отдельных футболистах ничего не пишут, считается, что звезд, которым стоит уделять повышенное внимание, у вас сейчас нет, – не чета Аршавину на Euro-2008. Устойчивое мнение – что у нас старая и медленная защита, которую можно вскрыть за счет скорости. Идеальный вариант для Варди или Стерлинга. Правда, в стартовом составе, скорее всего, выйдет кто-то один из них".
Я в ответ рассказал про поклонника английского футбола Артема Дзюбу, чей любимый вратарь – Харт, и по такому случаю форвард сообщил мне, как было бы великолепно ему забить. Информация, вынесенная в заголовок субботнего номера "СЭ", вызвала оживление. Про потерю пары Денисов – Дзагоев и степень ее важности для нашей команды коллега также не имел представления, как и 95 % английских журналистов. Которых на чемпионате Европы будет впятеро больше, чем наших.
И чему удивляться или тем более гневаться? Представители стран-фаворитов – как бы Старридж ни открещивался от этого статуса сборной Англии в предстоящем матче – всегда смотрят на соперника сверху вниз и не уделяют внимания деталям их состава. Когда мы играем с условными Македонией или Израилем, и у оппонентов из строя выбывают два ключевых хавбека, наши СМИ едва ли уделяют этому событию пристальное внимание. Ну выбыли и выбыли – другие выйдут. Какая, мол, разница?
Переданная мною по логической цепочке от Денисова весть про первый в истории вылет в первую лигу "Динамо" по-моему, вызвала у собеседника куда больше эмоций. Ведь эта команда по-прежнему популярна на островах – несмотря на 70 с лишним лет, прошедших после легендарного турне. Кстати, о том, что бывший динамовский игрок Кокорин недавно был в шаге от аренды в "Арсенал", лондонский журналист как раз находится в курсе.
Может, вечером 11 июня интерес "канониров" вернется?..