Кто не сядет – эквадорец!
КУБОК АМЕРИКИ-2015. 1/4 финала
КУБОК АМЕРИКИ-2015 с Александром ШМУРНОВЫМ
Почему Бразилия играла с Колумбией "в гостях"? Что кричат аргентинцы после "Чи-чи-чи! Ле-ле-ле!"? Кем пугают друг друга колумбийские болельщики? Ответы на эти и другие вопросы Кубка Америки-2015 вы прочтете в ближайшие 10 минут. Если, конечно, уже закончили среднюю школу…
Сначала, однако, очень коротко – о новостях футбола. Его было немного в третьем туре групповой стадии. При этой системе розыгрыша – 8 из 12 в плей-офф – его, увы, и не может быть в избытке. Да, чилийцы на радостях от возвращения Видаля из полицейского участка наколотили пять мячей Боливии. Но суперфутболом и там не пахло. Опять же, прежде всего, потому, что Боливия уже вышла в четвертьфинал. Упереться в Южной Америке сейчас способна любая команда, было бы зачем. Это в прошлом веке Бразилия обыгрывала Венесуэлу – 7:0, теперь и за 2:1 торсида должна сказать спасибо своей команде, потерявшей Неймара, зато, похоже, нашедшей благодаря этому средство от зависимости.
Аргентина обидела поклонников творчества группы "ЧайФ", ждавших рефрена рифмы: "боль – пять-ноль". Я видел, как умирала их надежда, ее добивал Херардо Мартино, делавший замены скорее ради тех, кто уходил с поля, а не ради тех, кто оставался на трибунах и у экранов... Понять аргентинского тренера, как и его подопечных, было несложно… Месси и Маскерано в микст-зоне, не сговариваясь, рассказывали про то, как непросто находить мотивацию, когда силы нужно распределить еще на две недели турнира. Они сговорились раньше – в "Барселоне", это ясно…
* * *
Фото автора, instagram.com/ashmurnov
На следующий день в Сантьяго, в перерыве матча Бразилия – Венесуэла я попытался пристать с вопросом о вялой игре аргентинцев на финише группового турнира к легендарному Карлосу Билардо, тренеру чемпионов мира-1986, еще в прошлом году работавшему консультантом в сборной, а сейчас комментирующему матчи Кубка Америки на Аргентину. Во время одного из прежних южноамериканских турниров (кажется, дело было в Боливии в 1997-м или в Парагвае в 1999-м) мне повезло оказаться с Билардо на соседних креслах в самолете. И он довольно подробно рассказывал про подготовку к мексиканскому чемпионату мира, в частности, про создание в Буэнос-Айресе специальной научной группы, занимавшейся проблемами спорта на высокогорье; про Марадону, про форварда нового типа – Габриэля Батистуту… Теперь разговор получился короче. Для начала, выслушав напоминание о той встрече, Билардо повел себя примерно как чеховский персонаж: "…долго смотря мне в лицо, сказал робким, нежным возгласом: "Не припоминаю". Но затем все-таки согласился ответить на вопрос про 1:0 с Ямайкой: "Всем нравится быть успешными. Футболисты любят выигрывать, доставлять удовольствие публике своей игрой и забивать мячи. Однако если ты только побеждаешь, этого может быть достаточно, чтобы ощущать успех. Нельзя критиковать команду за невзрачную игру после победы, особенно по ходу длинного турнира. Если она приведет к поражению – тогда я первый скажу, в чем неправы футболисты или тренер. Но сейчас не критикую и никому не советую"… В общем, это в его стиле. Узнаю Карлоса нашего Билардо. Кстати, это невероятно интересная тема – билардизм и меноттизм в аргентинском футболе. Двух тренеров-чемпионов мира испокон века противопоставляют как апологетов разных подходов. Вечером того же дня я вгрызся в аргентинские сайты и нашел комментарий по поводу давешней игры с Ямайкой Луиса Сесара Менотти. Чемпион мира-1978 сказал примерно то же, что и Билардо, но не только другими словами, но и в другом тоне. Про успех как цель он говорил скорее с сожалением: "В нашей стране вопрос футбольной сборной очень глубок. Нет преемственности, и оттого аргентинский футбол всегда пребывает в общественно-политическом кризисе. Сейчас в футбольных дискуссиях властвует успех, а не творчество, и пока сборная хоть что-нибудь не выиграет, вряд ли это изменится…" Тут мне показалось, что я не в Чили, а на станции метро "Тушинская", но потом выяснилось, что это мираж…
* * *
Еще обидней, чем за фанатов песни "Аргентина – Ямайка", было за наших друзей – Рондона и Нобоа, каждый из которых успел блеснуть на турнире. Венесуэлец принес команде победу над Колумбией, эквадорец вообще был одним из лучших во всех своих матчах. Если бы не дикий провал в первом тайме игры с Боливией, когда Эквадор пропустил два мяча за четверть часа, потом не реализовал 11-метровый и тут же получил пенальти в свои ворота, его команда вполне могла побороться даже за призы. Тем более что сетка, придуманная чилийцами под себя, дает второй команде хозяйской группы прекрасный шанс. Теперь шансом на "дармовой" полуфинал воспользуются либо боливийцы, либо перуанцы.
18 июня. Вальпараисо. Перу – Венесуэла – 1:0. Нападающий сборной Венесуэлы Саломон РОНДОН и перуанец Карлос САМБРАНО. Фото REUTERS
Забавно, что у Боливии единственная более или менее приличная линия – это оборона, а у Перу – атака, с "вечным" Писарро и почти таким же заслуженным Герреро, но лучшие свои матчи и те, и другие сыграли "от противного". Боливийцы – выиграв 3:2 у Эквадора, перуанцы – устояв на 0:0 в последнем туре с Колумбией. Кстати, героем этого матча стал перуанский вратарь Гальесе, а в победу Боливии огромный вклад внес их голкипер – Ромель Киньонес. Вообще одно из достижений турнира – вратарские открытия. К 32-летнему бразильцу Джефферсону это определение вроде как не очень подходит, но, во всяком случае, после его роскошных прыжков в матче с Венесуэлой, стало понятнее, почему сидит на скамейке проведший роскошный сезон в "Фиорентине" Нету.
Даже у Ямайки вратари запомнились. Первый – исполинских габаритов Дуэйн Керр собирал любые верховые мячи и, наверное, тоже мог бы сделать на поле селфи с Месси, если бы не "привез" гол в матче с Парагваем, решив зачем-то играть головой за пределами штрафной, когда в этом не было никакого резона. Его заменил тезка Миллер, и он тоже успел отличиться. Один пропущенный мяч от Аргентины – это, несомненно, призовая игра. Тем более что Месси очень хотел забить – с ним в "проходных" матчах такое часто случается. Однажды Лео был на волоске от гола: с линии штрафной он подрезал мяч в оставленные сыгравшим на выходе Миллером ворота, но гуттаперчивый ямаец каким-то невероятным, мюнхгаузеновским движением воспарил и выловил этот "парашют".
* * *
…Во время эпической битвы Аргентина – Ямайка на раскрашенном в бело-голубые цвета стадионе в Винья-дель-Мар вдруг зазвучало знаменитое "Чи-чи-чи! Ле-ле-ле! Вива, Чиле!" Притаившиеся в гуще аргентинской инчады чилийцы оживились, когда Ямайка во втором тайме начала огрызаться. И чем скучнее становилась игра уверенной в своей победе Аргентины, тем чаще и звонче звучало "чи-чи-чи". Наконец, аргентинской публике это надоело, и она затянула придуманные, видимо, на ходу пародии: сначала "Чи-чи-чи! Ле-ле-ле! Гана альго уна вес!" – иными словами, "Чили, выиграй хоть что-нибудь", намекая на ноль трофеев в истории чилийской сборной. А потом, уже с географическим сарказмом: "Чи-чи-чи! Ле-ле-ле! Эн ла мапа но се ве!", что значит: "на карте вас не видно". Чилийцы (во всяком случае, в ложе прессы) беззлобно смеялись вместе со всеми. Они давно привыкли к шуткам соседей. Сейчас, кроме футбольных стадионов, им с аргентинцами, слава богу, больше особо негде проявлять "взаимную симпатию". При том что корни у этих отношений довольно глубокие и жесткие. Во время фолклендской войны английские самолеты взлетали с предоставленных чилийцами баз, и в Аргентине этого наверняка не забыли…
Фото REUTERS
Самая мощная поддержка на Кубке Америки-2015, если, разумеется, не считать хозяев, у колумбийцев. Матч на стадионе "Монументаль" в Сантьяго с Бразилией команда Пекермана провела словно дома: из 48 тысяч зрителей примерно 40 поддерживали Колумбию. Ларчик тут открывается просто. Дело лишь отчасти в отношении к турниру бразильцев: они как обычно подтягиваются ближе к плей-офф; на игре с Венесуэлой они уже были в паритете с соперниками, а в четвертьфинале и вовсе торсида окажется в большинстве… Но главное, что в Сантьяго существует огромная колумбийская диаспора, а бразильской почти нет. Некоторые явились и прямо из Колумбии, тем более что у большинства есть друзья или родственники, у которых можно остановиться. В том числе – приехали на машинах, хотя между Сантьяго и колумбийской границей по Панамерикане больше четырех тысяч верст. И все были до матча с Перу в превосходном настроении. Шутили, во всяком случае, не хуже аргентинцев… На первых минутах игры с Бразилией колумбийские болельщики вскакивали с мест при всяком более или менее остром моменте, то есть каждую минуту. Потом вообще перестали садиться. В том числе – в секторе прямо перед ложей прессы. Журналистам стоя работать несподручно, и вскоре послышались робкие просьбы садиться. Выполняла их публика нехотя. Наконец, нашелся один болельщик, который начал командовать: "Садимся!" Через пару минут вновь начался "застой". И тут он рявкнул: "Кто не сядет – эквадорец!" Весь сектор рухнул от хохота. И больше они нам не мешали. Любят тут ребята соседей, это видно…