10 апреля 2018, 16:30

Йоахим Лев: первый после канцлера

Гоша Чернов
Шеф отдела информации
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
В Россию приедет только один тренер с титулом чемпиона мира – возможно, самый стильный человек Германии с королевской фамилией Лев. Рассказываем историю жизни главного тренера немецкой сборной.

ЙОГИ И РОДИНА

Осенью 2014-го население городишки Шенау-им-Шварцвальд, или просто Шенау, временно увеличилось раза в два. В погожий октябрьский денек на малую родину приехал сам Йоахим Лев, да не один, а с позолоченным сувениром.

Чтобы посмотреть на подлинный Кубок мира, в Шенау съехались со всех близлежащих деревень, поселков и городов, прибыли из мегаполисов журналисты. В общей сложности в тот день в тихом местечке собралось как минимум пять тысяч человек, хотя в Шенау проживает всего две с половиной тысячи.

Так шумно в этом городке не было никогда. Все жители своими глазами увидели главный трофей мирового футбола, а мэр Петер Шельсхорн торжественно объявил о присвоении местному стадиону имени Йоги Лева. Именно так – не Йоахима, а Йоги, как его знают здесь все. "Йоахимом меня называет только мать, – признавался тренер сборной много лет назад. – Еще в детском саду меня стали называть Йоги, оттуда и пошло".

Если бы не Лев, то у Шенау не было бы даже странички в "Википедии". При всем уважении к родившимся здесь скульптору Фридолину Дитше, политику Карлу Гайлеру и партизану Альберту Шлагетеру, Лев сделал для прославления городка больше. Летом 2006-го, когда Йоги возглавил сборную Германии, в Шенау наведались телевизионщики и поговорили с его первым тренером Вольфгангом Келлером. Тот так и сказал: "По-нашему, первый человек в Германии – канцлер Ангела Меркель, сразу за ней – Йоги!" Первый парень на деревне, первый мужчина по стране.

БУТСЫ И ЦЕРКОВЬ

С отцом Лева репортерам поговорить не удалось – он умер много лет назад. Но в Шенау все еще живет мать Йоахима и брат Петер. Он, кстати, владеет небольшой сосисочной под названием "Пит-стоп", в которой висят портреты футболистов – Красимира Балакова и Нуну Гомеша. Йоги тут всегда обслуживают бесплатно.

Вообще у тренера немецкой сборной три брата, но только Петер остался на малой родине. Печником, как отец, не стал никто из сыновей, а футболом занимаются сразу двое. О Маркусе Леве вы вряд ли слышали много – в 1980-е он безуспешно играл в заштатных немецких клубах, а затем тренировал любителей из "Алемании Рюппурр". Негусто.

У Йоги тоже футбольная карьера не складывалась. Что совсем не удивительно, ведь никто из родственников со спортом напрямую связан не был, а сам мальчик в детстве прислуживал министрантом (помощником священника) в местной церкви. А чем еще заниматься в крохотном городке? К счастью, в Шенау была и есть небольшая одноименная футбольная команда, которая теперь носит имя Йоги.

В пять лет отец подарил Йоги кожаные бутсы модели Uwe Seeler (так же зовут легенду "Гамбурга" и сборной ФРГ). В восемь мальчик оказался у тренера Келлера. "Паренек очень быстро бегал и отлично обращался с мячом, – вспоминал он. – Йоги любил обыгрывать соперников один в один и много забивал. Помню матч, в котором он отличился 18 раз, а мы выиграли 21:0! Йоги всегда был трудолюбивым, любознательным, спокойным. Когда он вырос, стал получать предложения от других клубов, но долгое время никуда не уходил. Йоги ездил на просмотры, разговаривал с тренерами, но до 17 лет считал, что уходить рано".

ВЗЛЕТ И ТРАВМА

17 лет – переломный возраст для любого человека. Лев тоже выбирал жизненный путь, хотя его взгляды расходились с мнением матери. Она-то справедливо считала, что ребенок должен получить образование. В 17 Йоги уехал во Фрайбург, где учился в экономическом колледже при университете и играл за местный "Айнтрахт" в любительской лиге Южного Бадена. "Это было тяжело время, – рассказывает Лев. – Я вставал в 6 утра, учился и работал до 5 вечера, а затем бежал на двухчасовую тренировку. Домой возвращался в 9 и сразу же отключался".

Спустя год Лев оказался во "Фрайбурге" – тогда, в 1978-м, сильнейший клуб города как раз поднялся во вторую бундеслигу, так что для молодого атакующего хавбека был создан неплохой плацдарм. Йоги отлично начал: за два сезона он наколотил 18 мячей и отправился на повышение. Лева хотели переманить к себе гиганты Германии "Бавария" и "Шальке", но рассудительный полузащитник решил, что ему будет комфортнее в "Штутгарте" – клубе поскромнее и поближе к Шенау. Тем более что швабы постоянно названивали в офис "Фрайбурга" и предлагали за таланта 500 тысяч марок. На том и сошлись.

Футбольную карьеру Леонида Слуцкого сломала кошка, за которой он полез на дерево, но оступился и рухнул на землю. Лев тоже рано получил тяжелую травму, хотя и не бытовую. На первом сборе после перехода в "Штутгарт" Йоги покалечил голкипер "Ливерпуля" Клеменс. "Я вышел один на один с вратарем... Хотя даже не вышел, а вылетел, – вспоминает Лев роковой эпизод из товарищеского матча. – В одиночестве бежал от середины поля, защитники отстали, и оставалось только обыграть голкипера. Я прокинул мяч справа от него, сам побежал влево, и тут он меня зацепил".

В тот день Лев впервые надел усиленные щитки, потому что знал: англичане любят играть жестко. Но амуниция не спасла полузащитника от перелома ноги. Йоги был заперт в больнице четыре недели после операции, затем месяц провалялся дома в гипсе. Когда его сняли, Лев понял, что ему надо заново наращивать мускулатуру на ноге. На это ушел почти год. "После этого повреждения я так и не смог вернуться на прежний уровень, – уверен Лев. – Если бы не Клеменс, я мог бы достичь успеха в качестве игрока".

Травма действительно застопорила прогресс Йоги. В "Штутгарте" он только четыре раза вышел на замену, затем отправился во франкфуртский "Айнтрахт", а потом вернулся во "Фрайбург", где забивал на уровне второй бундеслиги. До сих пор Лев остается лучшим бомбардиром в истории команды с 83 голами.

ШВЕЙЦАРИЯ И ГАЛСТУКИ

Фрайбург для Йоги – второй родной город. Здесь он живет сейчас, здесь он провел большую часть игровой карьеры, здесь же познакомился со своей первой и единственной женой Даниэлой – вместе они учились в колледже. Но завершил карьеру Лев не во Фрайбурге, а в соседней Швейцарии – в 35 лет во "Фрауэнфельде" играющим тренером. А чуть ранее, в "Шаффхаузене", произошло судьбоносное знакомство.

Имя Рольфа Фрингера вряд ли вам о чем-то говорит, если только вы не биограф Лева. Но именно этот австриец выступил в качестве мостика между Йоги-игроком и Йоги-тренером. Фрингер старше Лева всего на год, но в начале 1990-х именно Рольф наставлял Йоахима. "Годы игры в Швейцарии помогли Йоги, – говорил Фрингер. – Тут все строилось по-другому. В то время как в Германии все еще занимались персональной опекой, в Швейцарии переходили на зонную оборону. Когда в немецкой футбольной прессе оплакивали проблемы сборной ФРГ, Швейцария уже эти проблемы решала, потому что о них говорили 10 лет назад".

Во время работы с Фрингером Лев понял, что хочет тренировать. Хотя в Швейцарии Йоги приходилось работать на стороне – зарплаты не хватало, поэтому он устроился к спонсору клуба торговым агентом. Позже вместе с одноклубником Акселем Тома Лев еще и открыл компанию по производству пестрых галстуков. Стартап был успешным: товар с вычурными рисунками расходился так здорово, что их надевали даже водители автобусов.

В 1995-м Лев оставил торговлю и вернулся к своему призванию. Фрингер, впечатленный знаниями Лева, пригласил его работать своим ассистентом в "Штутгарт". Тот самый "Штутгарт", где сломалась его игровая карьера.

ДЕБЮТ И КУБОК

У швабов в то время был неплохой состав. Чуть ранее тренер Юрген Ребер (в 2008-м он окажется в "Сатурне") привез в команду Элбера, Бобича и Балакова, чей портрет сейчас висит в сосисочной брата Лева. Эта троица отлично играла при Фрингере, а в одном из матчей первого круга разнесла гладбахскую "Боруссию" со счетом 5:0. На зимний перерыв "Штутгарт" ушел третьим не только из-за убийственного трезубца, но и из-за модернизированной тактики – швабы выделялись из всех команд бундеслиги зонной обороной.

Однако во втором круге "Штутгарт" посыпался, а после домашнего поражения от Дортмунда (0:5) Фрингер засуетился, вернулся к тактике с либеро и прогадал. Швабы финишировали десятыми, а летом тренер уволился. Команда слабо выступала в товарищеских матчах, а в первой официальной игре сезона, в Кубке Германии, только в серии пенальти победила "Фортуну" из Кельна. Фанаты требовали отставки тренера, и Фрингер ушел – но лишь потому, что Швейцария предложила ему занять пост тренера сборной. Уже в самом начале сезона "Штутгарт" оказался обезглавлен, времени на поиски замены не было, и боссы клуба предложили Леву повышение с приставкой "и.о." Разумеется, 36-летний Йоги согласился.

После шести туров "Штутгарт" шел первым без единого поражения. В тот момент руководство швабов прекратило все переговоры с кандидатами (в их числе был Невио Скала), хотя Леву изначально дали понять: он в своей роли ненадолго. Однако резвый старт убедил клуб, что с Йоги будет комфортнее, и в сентябре он стал полноправным главным тренером.

Волшебный треугольник Элбер-Бобич-Балаков блистал и в этом сезоне, но осенью у "Штутгарта" наступил спад, который не позволил закончить чемпионат даже в тройке. Но и четвертое место после десятого можно было считать успехом, особенно под соусом победы в Кубке. Вот как бывает: в первом раунде "Штутгарт" едва не вылетел от слабой кельнской "Фортуны", а в мае праздновал победу в этом турнире. Швабам в том розыгрыше очень везло: на пути к финалу они еще дважды победили в серии пенальти, а в решающем матче встретились с "Энерги" – полулюбительской командой из северо-восточной региональной лиги. Дубль Элбера обеспечил "Штутгарту" победу, а Леву – первый титул в карьере.

ОТСТАВКИ И ОПЫТ

Летом герой кубкового финала отправился туда, где коллекционируют лучших футболистов бундеслиги, – в "Баварию". Магическое трио распалось, но Леву пришлось что-то выдумывать: президент "Штутгарта" Герхард Майер-Форфельдер обязал тренера попасть в зону еврокубков. Лев выполнил задание, хотя новым четвертым местом никто в клубе не восторгался. Сезон могла спасти только победа в Кубке кубков, но и там все было сложно. "Славию" "Штутгарт" все-таки прошел, как и московский "Локомотив" в полуфинале. Но до трофея швабам не дал дотянуться "Челси", и Лев был отправлен в отставку.

За два года в Германии Лев заработал себе имя в Европе. После увольнения Йоги получил несколько предложений, но выбрал не самое очевидное из них – "Фенербахче". Не угадал.

Какое-то время Лев оставался без работы, пока осенью 2001-го не возглавил "Тироль" со Станиславом Черчесовым в воротах. Позже нынешний тренер сборной России рассказывал, что упражнения, которые давал Лев, хранятся в его блокноте. В Австрии Йоги будто бы перезагрузил карьеру, привел "Тироль" к третьей подряд победе в чемпионате страны… Но сразу после окончания сезона клуб был признан банкротом и расформирован.

Последним местом работы Лева перед сборной Германии стала "Аустрия", с которой Йоги расстался, когда команда уверенно лидировала в чемпионате. Дело в том, что обычно терпеливый и кроткий тренер вспылил в разговоре с владельцем клуба Франком Штронахом, и тот уволил Лева после первого же поражения.

А одним летним утром 2004-го, когда Йоги только-только вышел на традиционную утреннюю пробежку рядом с домом во Фрайбурге, зазвонил телефон. Лев взял трубку и услышал: "Привет, это Клинси".

КЛИНСМАНН И СБОРНАЯ

Йоги был знаком с Клинсманном давно, хотя друзьями они никогда не были – обычные приятельские отношения земляков (оба родились на юго-западе ФРГ). Лев понимал, что Юрген позвонил ему не просто поболтать о погоде, ведь к тому времени уже знал о его назначении в сборную Германии. "Слушай, хочу предложить тебе должность своего ассистента, – без раскачки начал Клинсманн. – Если согласен, приезжай на Комо, я сейчас как раз еду туда". Йоги даже не раздумывал. Он тут же вернулся домой, погладил рубашку, надел ее и один из своих любимых вычурных галстуков и попрощался с женой фразой: "Я в Италию. Скоро вернусь".

С Клинсманном Лев быстро договорился. Уже когда Йоги направлялся туда, понимал: разночтений в видении футбола быть не может. Но препятствовал Немецкий футбольный союз и лично Франц Беккенбауэр со старым знакомым Лева Майер-Форфельдером: они скептически относились к Леву и продвигали кандидатуру ветерана Хольгера Осиека. Однако Клинсманн настаивал на Йоги, и 30 июля 2004-го, в день 40-летия нового главного тренера, Союз утвердил Лева на посту. "Я не скрывал, что мне нужен человек, знающий тактику лучше меня, – объяснял назначение Клинсманн. – Мы с ним – единомышленники. У него будет много работы, как и у меня. Такой же значительной будет и ответственность. Йоги – не просто ассистент, который будет мне поддакивать. Наоборот, я сам узнаю от него много нового, и мне неизвестен лучший специалист по зонной обороне".

В интервью после Кубка конфедераций-2005, где немцы финишировали третьими, Лев рассказывал, какой видит сборную Германии на домашнем чемпионате мира: "На Евро-2004 Германия играла от защиты, а мы собираемся выработать зрелищный атакующий стиль. Мы хотим, чтобы футболисты быстрее доставляли мяч к чужой штрафной, отказались от поперечных передач. На Кубке конфедераций мы представили публике первичную модель команды. Теперь мы находимся в поиске баланса между обороной и атакой. На это нужно время".

В 2006-м Германия перед своими болельщиками выиграла лишь бронзу после обидного поражения от итальянцев в конце овертайма полуфинала. В целом, игра немецкой сборной оставила приятное впечатление, так что швабский дуэт Клинсманн-Лев был признан удачным. Но Юрген отказался продлевать контракт со сборной и уехал в США, где давно живет его семья. Клинсманна уговаривали остаться чуть ли не всей страной, но он был непреклонен: "Берите на мое место Лева. Он знает, что и как делать".

УДАЛЕНИЕ И СЕРЕБРО

12 июля 2006-го Йоги официально стал главным тренером главной команды Германии. На первой пресс-конференции Лев уже вел себя так уверенно, будто он лет десять как в должности. Даже шутил, что предложит Клинсманну роль своего ассистента. Но нет – правой рукой Лева стал харизматичный Ханс-Дитер Флик.

Интересно, что в 2008-м Флик на один матч даже возглавил сборную. В заключительной игре группового этапа чемпионата Европы Лева вместе с тренером сборной Австрии Хикерсбергером удалили на трибуны, и из-за чего он пропустил и четвертьфинал с португальцами. И хорошо, что немцы вообще добрались до плей-офф: после двух стартовых матчей дебютного для Лева самостоятельного турнира Германия набрала лишь три очка и могла легко вылететь. Но гол Баллака австрийцам вывел команду в 1/4 финала, где Флик без Лева переборол Португалию с Криштиану Роналду. "У нас все было расписано до мелочей, так что я не сомневался в Ханси", – говорил Лев о блестящей работе помощника.

В финале Евро немцы проиграли – полутравмированные Баллак и Фрингс не сдержали центр поля испанцев, а гола Торреса соперникам хватило для победы.

Тем не менее серебро стало признанием таланта Лева. Пресса отмечала привлекательную игру сборной, а сам тренер с упоением рассказывал о тактических нюансах. Выяснилось, что Йоги считает гуру обороны экс-тренера "Милана" Арриго Сакки, а по части атаки ориентируется на "Арсенал" Арсена Венгера. У Лева все выверено до деталей, даже упражнения. Одно из них выглядит так: во время двусторонки поле фишками разделяют на кучу квадратов, в каждом из которых находится игрок и не имеет права его покидать.

ЗОЛОТО И СЛАВА

Отец Йоги учил сыновей быть терпеливыми и сохранять спокойствие во всяких жизненных ситуациях. Эти же принципы Лев применяет и в футболе. В 2010-м мощная сборная Германии снова была близка к золоту, но, как и четыре года назад, утешилась бронзой, которую ей напророчил осьминог Пауль. Однако Лева почти боготворили даже за эти результаты, ведь принципы атакующей игры стали приносить плоды и изменили облик сборной. Теперь это не стереотипный танк с педантичными футболистами, а легкая летающая команда, да еще и молодая. "В 2006-м игроки сборной в среднем тратили 2,8 секунды на обработку мяча, – делился любопытными цифрами Лев, признанный тренером года-2010. – Сейчас этот показатель равен 1,8, а в матчах с Англией и Аргентиной мы достигли почти идеального результата – 0,9 секунды. А еще мы в тройке ЧМ-2010 по километражу в среднем за матч".

Евро-2012 тоже немцам не покорился. После поражения в полуфинале от Италии впору было думать о проклятии, ведь у Германии было все, кроме везения. В июле проскочила новость, что Лев может возглавить сборную России, но это оказалось обычным слухом. Йоги должен был довести родную команду до великой победы.

Перед бразильским чемпионатом мира у Германии возникла проблема в нападении. Классических центрфорвардов высокого класса в команде не было (36-летний Клозе не в счет), а все остальные игроки атаки предпочитали играть в оттяжке. Но Германия умудрилась разбомбить в стартовом матче Португалию, а в полуфинале учинила историческое измельчение бразильцев. "Сегодня мы встречались с достойным соперником и провели идеальный матч", – максимально сухо прокомментировал те 7:1 Лев. И правильно сделал: если бы он дал волю эйфории, то никакого триумфа на "Маракане" никто бы не увидел.

В финале Аргентину победила не только Германия, но и лично Лев. Именно он выпустил автора голевой передачи Шюррле вместо травмированного Крамера. И именно он за несколько минут до конца основного времени бросил в бой Гетце с правильным напутствием: "Покажи всем, что ты лучше Месси, и можешь решать судьбу матчей!"

Лев мог уйти сразу после большой победы. Это было бы логично, ведь Йоги к тому времени уже десять лет работал со сборной и привел ее к высшей цели. Его звали к себе многие клубы, и сейчас он остается основным кандидатом на смену Венгера в "Арсенале". Но Йоги считает, что ему комфортно в сборной и никуда не хочет уходить. Как когда-то не хотел он уезжать из тихого Шенау, где теперь юные футболисты гоняют мяч на стадионе имени Йоги Лева.

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске