"Валенсия" доминировала, "Зенит" побеждал
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Групповой турнир. 1-й тур. Группа H. "ВАЛЕНСИЯ" – "ЗЕНИТ" – 2:3
МАКСИМУМ ИЗ МИНИМУМА
"В течение всего матча мы доминировали. Команда искала успех с первой до последней минуты. Мы проделали большую работу", – резюмировал, общаясь с журналистами, Нуну Эшпириту Санту. К словам главного тренера "Валенсии" невозможно придраться – выкладки по игре объективно подтверждают их. Хозяева действительно играли от себя, владея инициативой на протяжении 90 минут, много комбинировали и большую часть времени посвятили атакам.
Вот только итоговый результат оказался для них резко отрицательным: домашнее поражение при трех пропущенных мячах. Матч в Валенсии лишний раз подтвердил: к успеху в футболе можно идти разными путями, в том числе – успешно сыграть на победу, сделав ставку на массированную оборону. Правда, последнее сработает при одном непременном условии: в составе обороняющейся команды, прежде всего в ее передней линии, обязательно должны быть игроки экстра-класса, способные выжать максимум пользы из минимума предоставленных возможностей. Это напрямую относится к "Зениту", который на протяжении полутора часов выдерживал интенсивное давление, регулярно держал на своей половине не менее шести-семи игроков – и тем не менее показал высокую результативность в нечастых контратаках.
Если бы, как в прежние времена в боксерских поединках, победа в футболе присуждалась по очкам (в данном случае – согласно количеству проведенных атак), у хозяев не возникло бы проблем с результатом. Но футбол – не бокс, и совокупный объем "игрового ВВП" не является здесь, безусловно, определяющим фактором. Данные InStat показывают, что испанская команда действительно превзошла российскую почти по всем основным показателям, поддающимся подсчету – кроме двух: количества ударов в створ ворот (здесь у "Зенита", представьте себе, двукратное преимущество – 6 против 3) и, разумеется, самого важного: количества забитых мячей.
НУНУ НЕ ЛУКАВИЛ
В чем конкретно проявлялось доминирование "Валенсии"? В первую очередь – во владении мячом и объеме наступательной активности. По данным InStat доля действий у ворот соперника для испанцев составила 12 процентов, тогда как для "Зенита" – всего 5 процентов. При этом аналогичный показатель у собственных ворот для петербуржцев равнялся аж 36 процентам – против 12 у хозяев. Контролируя мяч 63 процента времени, "Валенсия" организовала за матч в общей сложности 129 атак ("Зенит" – 77). Причем по количеству позиционных атак (тот самый контроль мяча) подопечные Нуну Эшпириту Санту продемонстрировали более чем двукратный перевес – 95 против 46.
Типичный для нынешней "Валенсии" футбол предполагает активнейшее использование флангов. Наставник "Зенита" знал об этом и логично предпочел укрепить эти зоны, а через них – и оборону в целом. Однако Андре Виллаш-Боаш не поддался искушению выставить пятерых защитников. Задача была решена иным образом: через высокую мобильность опорных хавбеков и футболистов, располагавшихся на бровках перед профильными крайними защитниками. При этом справа у "Зенита" формально действовали два игрока оборонительного плана – Анюков и Смольников. Однако характер деятельности последнего (зоны и содержание основного количества ТТД) свидетельствует: ему было дано задание не прижиматься к краю собственной штрафной, тесня Анюкова еще глубже, а при любой возможности идти вперед, на чужую половину.
Это было сдерживание через встречную активность: Смольников стремился, с одной стороны, не давать игрокам левой бровки хозяев разгонять атаки, а с другой стороны, пытался использовать время от времени освобождавшуюся зону для собственных подключений вперед. С первой частью задачи зенитовцу удавалось справляться успешнее: в частности, Смольников выиграл 6 из 9 единоборств (это 67 процентов) всего за время, проведенное на поле, и все единоборства (4 из 4) после перерыва.
Слева же по схеме у "Зенита" большую часть матча располагался грозный Халк, чье задание, сообразно с игровыми характеристиками, подразумевало ярко выраженную заточенность под атаку и ее завершение. Во многом именно этим объясняется тот факт, что левый защитник гостей Кришито на протяжении всего матча располагался гораздо ближе к собственным воротам, нежели Анюков справа. Образно выражаясь, Смольников и Анюков (он тоже находил возможность для вылазок вперед) сообща исполняли атакующего правого защитника, по ситуации превращавшегося в крайнего атакующего хавбека. Слева же у "Зенита" (до замены центрфорварда Дзюбы) орудовал не "гибридный", а натуральный фланговый форвард – отсюда и куда более канонический, в сравнении с Анюковым, характер действий Кришито.
ДВА СУПЕРГЕРОЯ И ДЗЮБА
Что касается Халка, то он провел чрезвычайно насыщенные 90 минут, успев проявить себя на двух позициях: слева и в центре атаки. Заметим, что в подавляющем большинстве матчей "Зенита" бразилец располагается в правой зоне нападения – но на сей раз, прежде всего в связи с не лучшим самочувствием Шатова, легионеру пришлось изначально скорректировать зону своих действий. Впрочем, Халк, строго говоря, и в "обычной жизни" не является чисто фланговым форвардом в привычном понимании этого термина – он барражирует по всему фронту атаки, и в частности, регулярно по ситуации составляет сдвоенный центр с Дзюбой. Весьма показательным в этом смысле стал второй гол "Зенита", когда именно Дзюба, откликнувшись на длинный верховой заброс со штрафного из глубины, головой сбросил мяч под удар Халку – и тот поразил цель.
Всего за матч Халк нанес 6 ударов по воротам, 4 из которых пришлись в створ, а два стали голевыми. Характерно, что из всех полевых игроков "Зенита" по воротам били всего-навсего двое: помимо бразильца на этой ниве отметился также автор победного гола Витсель (2 удара – по одному в каждом из таймов). Бельгиец, к слову, на различных отрезках игры также менял позицию, поиграв и строго в центре, и с акцентом в левую зону атаки, и ближе к собственной штрафной (главным образом в концовке матча). На половине поля "Зенита" он запомнился, прежде всего, активной игрой в отборе (4 из этих попыток стали успешными), а также многочисленными перехватами (всего за матч – 7).
Активно действуя в единоборствах, Витсель выиграл 63 процента из них – весьма высокий показатель. Особенно эффективен легионер был вверху: 80 процентов удачных единоборств. Своими действиями – со сменой зон, в зависимости от ситуации ориентированными то на придание прочности оборонительной конструкции, то на поддержку атаки Витсель олицетворял "классику жанра" футболиста его амплуа.
Возвращаясь к другому зенитовскому супергерою, Халку, следует обратить внимание не только на два забитых им мяча (второй и вовсе стал шедевром исполнительского мастерства), но и на громадное количество единоборств. Всего за матч их у бразильца набралось 45 – существенно больше, чем у любого другого игрока "Зенита", включая Дзюбу (26), на долю которого выпала неблагодарная, но исключительно важная роль: служить центром притяжения передач, направленных партнерами из глубины, сражаться за позицию и мяч с численно превосходящими соперниками.
Львиная же доля единоборств Халка (38 из 45) состоялась на чужой половине поля. Он активнейшим образом использовал свое коронное оружие – дриблинг и обводку (17 попыток, в том числе 10 удачных), сделал 4 подбора (из них 3 – на чужой половине), а кроме того, собрал на себе треть (!) всех фолов, совершенных игроками "Валенсии" против гостей – при весьма контактном характере матча. Халк был в одном лице и бомбардиром, и форпостом "Зенита" в этот вечер.
НА РЕЗУЛЬТАТ
Играл ли "Зенит" на победу? Ответ – да, безусловно, играл. Модель, разработанная и примененная Андре Виллаш-Боашем только на первый взгляд предполагала закрытость на манер бункера. В реальности же, тщательно разобрав манеру и возможности соперника, главный тренер петербуржцев избрал ту линию поведения своей команды, которая, по его мнению, помогала максимально использовать собственные преимущества – включая превосходство в индивидуальном исполнительском мастерстве главных "звезд".
Они и решили исход дела – разумеется, не на голом классе, а отдав все силы: болельщики на "Месталье" могли свистеть сколько угодно, но даже у железного Халка в концовке матча действительно сводило ноги, и это неудивительно, учитывая объем проделанной бразильцем работы. Под стать лидерам действовала и вся команда. Поэтому фраза португальского специалиста на пресс-конференции после матча "Игроки "Зенита" – вот наши герои" абсолютно справедлива.