Карл-Хайнц Румменигге: "На ЧМ-2018 Россия будет одним из фаворитов"
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Групповой турнир. 2-й тур
Исполнительный директор "Баварии" – о санкциях к ЦСКА и России, визите Газзаева и дружбе с Гинером
САМЫЙ СТРАННЫЙ МАТЧ ЗА 40 ЛЕТ
Небольшая группа российских журналистов, в числе которых был обозреватель "СЭ, сегодня утром 45 минут беседовала с исполнительным директором "Баварии". Кстати, аналогичная встреча с Румменигге состоялась год назад.
– Для нас уже стало доброй традицией встречаться осенью в Москве, где мы играем матч Лиги чемпионов с ЦСКА, – заявил Руммениге.
– Теперь из-за выходок армейских болельщиков этот матч пройдет без зрителей. Гендиректор ЦСКА Роман Бабаев опасается, что его клуб может вообще быть лишен права играть в Лиге чемпионов. Как вы относитесь к этому? Тем более, что президент ЦСКА Евгений Гинер является вашим заместителем в Ассоциации европейских клубов.
– Евгений – действительно мой хороший друг. Буду рад сегодня увидеться с ним – сначала на ланче, затем на игре. Очень странной, замечу, игре. Я уже 40 лет в профессиональном футболе, и со мной, с моими командами никогда не происходило ничего подобного. Официального матча без зрителей я себе просто не представляю! Футбол – это не только игра, но и эмоции, атмосфера на стадионе. Сегодня же на арене не будет ни того, ни другого. Видимо, это будет самая странная игра за мои 40 лет в футболе. И, честно говоря, мне это не нравится.
Понимаю причины, из-за которых УЕФА принял такое решение. Но не знаю, правилен ли этот путь. Клубам очень сложно контролировать своих болельщиков, когда те совершают глупости. У нас была похожая проблема в прошлом сезоне, когда в 1/8 финала мы играли с "Арсеналом". На матч приехала маленькая группа очень молодых австрийцев, вывесивших баннер нехорошего, воинственного содержания. В итоге нас наказали четвертьфинальным матчем против "Манчестер Юнайтед" с закрытой трибуной, на которой все это и произошло. Нам было очень сложно принять это решение УЕФА. И вообще, к вынесению подобных наказаний, считаю, нужно относиться очень тщательно, не перебарщивать.
Я категорически против расизма. Наш клуб известен четкой позицией по этому вопросу. Но нельзя исключать, что какая-то группа болельщиков поведет себя неподобающим образом и подставит клуб под удар. Знаком с Романом (Бабаевым, – Прим. "СЭ") и в курсе, что он очень опасается исключения ЦСКА из еврокубков на следующий сезон. Мы все должны это обсуждать. Искать лучшие решения, которые позволят разрешить проблему.
– Весной нашумел инцидент в Санкт-Петербурге, когда во время матча "Зенит" – "Динамо" на поле выскочили питерские фанаты, и дело дошло до удара в лицо игроку гостей. Какой выход вы видите из этой ситуации? И что помогло решить проблему с ультрас в Германии?
– Решение ФИФА отдать чемпионат мира 2006 года Германии – и последовавшее за этим строительство новых стадионов. Во всей республике тогда и позже почти каждый клуб соорудил новую арену. В результате сейчас мы имеем, пожалуй, лучшую стадионную инфраструктуру в мире. Это здорово помогло снизить градус проблем с поведением болельщиков. Кое-что случается до сих пор, но это – исключение. Правило же в том, что подавляющее большинство людей идут на стадион для того, чтобы получать там удовольствие от игры и обстановки вокруг нее.
– То есть ЧМ-2018 в России, новые арены в нашей стране – это и есть разрешение существующих проблем?
– Верю, что да. Но если говорить конкретно о проблемах с расизмом, то в борьбе с ним объединились все. Немецкий футбольный союз, Бундеслига, клубы... У нас был общий интерес положить этому конец. В Германии действовали такие же ультрас, как и у вас. Очень важно, чтобы у всех была единая стратегия действий – причем единая с полицией. Верю, что РФС – сильная организация. И взаимодействуя с лигой и клубами она сможет бороться с подобными вещами. Что же до ЦСКА… Если армейцев исключат из еврокубков, это будет для них катастрофой. Не хотелось бы до этого доводить.
– У "Баварии" существует система взаимодействия со своими ультрас?
– Да, у нас есть рабочая группа по работе с болельщиками, и туда входят представители ультрас. У нас бывают регулярные встречи, где мы обсуждаем их пожелания и проблемы. Если есть возможность – стараемся их решать. Но при этом требуем соблюдения правил и установок клуба. В частности, мы против расизма, мы за fair play – и ждем того же от фанатов. В последние 3-4 года эта система работает хорошо.
– В частности, эта система помогла решить проблемы, связанные с резко негативной реакцией ультрас на переход в "Баварию" из "Шальке" Мануэля Нойера?
– Когда он пришел к нам, ультрас были против него. Он играл за "Шальке", а наши ультрас этот клуб ненавидят. История была не смешная. Когда Нойер проводил за "Шальке" последний матч против "Баварии", Южная трибуна "Алльянц Арены" подвергла его жесткой обструкции. Я очень испугался, что Мануэль после этого не захочет переходить в "Баварию". Пришел в раздевалку и извинился перед ним за случившееся. Он сказал: "Можно я задам вам один вопрос?". – "Конечно". – "Вы хотите, чтобы мой трансфер состоялся?" – "Безусловно. Убежден на сто процентов" – "Тогда я перехожу. Что было сегодня – то прошло. А дальше уже мое дело – убедить их в том, что я правильный вратарь для "Баварии".
И постепенно это произошло. Он сделал это очень умно и тонко. Конечно, помогло то, что после появления Нойера в Мюнхене мы все выигрываем. С тех пор взяли восемь трофеев! А сейчас он еще и выиграл чемпионат мира, став безусловной суперзвездой, героем всей Германии.
– И все же прилагал ли клуб особые усилия для того, чтобы проблема Нойера с ультрас была решена? Проводили ли вы встречи с фанатами?
– Нойер сам провел такую встречу! Когда он прибыл в Мюнхен, то пошел к болельщикам, выпил с ними пива и обсудил все проблемы. Он очень открытый, откровенный парень. Это помогло.
– Несколько лет назад Игоря Акинфеева сравнивали с Нойером – по крайней мере, в России. А теперь Нойер – лучший голкипер мира, а Акинфеев наделал ошибок в Бразилии и не пришел в себя до сих пор. Может, ему следовало уехать в Европу – в ту же бундеслигу?
– Сложно сказать. С большим уважением отношусь к российскому клубному футболу и сборной. Кому-то идет на пользу отъезд за границу, кому-то лучше остаться. Очевидно одно: все футболисты, выступающие в лучших российских клубах, зарабатывают хорошие деньги. Ехать ради денег за границу им не нужно.
БУДУ СИЛЬНО ОЗАДАЧЕН, ЕСЛИ "ЗОЛОТОЙ МЯЧ" ВЫИГРАЕТ НЕ ИГРОК "БАВАРИИ"
– Нойер – один из явных кандидатов на "Золотой мяч" по итогам 2014 года. Как и Мюллер, и Роббен. Между тем в прошлом сезоне, когда "Бавария" выиграла Лигу чемпионов, ваши футболисты борьбе за самый почетный личный трофей уступили Криштиану Роналду.
– Недавно я был в Монте-Карло, где объявляли Игрока года в Европе. Им стал Роналду. Президент УЕФА сказал, что там чемпионат мира не очень-то учитывается. А вот "Золотой мяч", считаю, в этом году обязан выиграть футболист "Баварии". За последние два года мы взяли восемь титулов, сборная Германии стала чемпионом мира. Нойер, Мюллер, Лам – все они сыграли в Бразилии фантастически. Верю, ФИФА и входящие в нее страны покажут, насколько значимым турниром является мировое первенство. Буду сильно озадачен, если обладателем трофея станет кто-то другой. Если в нечетные годы голосующие больше концентрируются на клубном футболе, то в четные – на турнирах национальных команд.
– Насколько важно для "Баварии" то, что у вас так много чемпионов мира? И скажите честно – вы им не завидуете? Ведь вы два раза играли в финалах мировых первенств – и в обоих уступили.
– Мы очень рады, что семь футболистов "Баварии" выиграли ЧМ-2014. Шесть из них остались в команде. Мы чувствуем это на каждом выезде – например, в Кельне. Теперь на наших гостевых матчах – особая атмосфера. Люди воспринимают наших игроков как нечто большее, чем футболистов, Скорее как голливудских актеров… Титул чемпиона мира – единственный, который мне не покорился, и я должен это принять. Особенно во втором случае, когда мы в Мехико проиграли Аргентине… Я был не то чтобы шокирован, но опечален. Ведь еще до игры знал, что это будет мой последний матч за сборную. Франц Беккенбауэр меня утешает так: "Я выиграл этот приз всего на один раз больше тебя". (Смеется.)
– Год назад вы говорили, что предпочли бы, чтобы Германия избежала России в группе на ЧМ-2014. Сейчас вам от этих слов не смешно?
– Нет. По-прежнему считаю, что России в Бразилии не повезло. Она не слишком удачно стартовала, потом прибавила – но этого не хватило. Ей помешала пара серьезных ошибок, а на таких турнирах каждая ошибка обходится очень дорого. Тем не менее убежден, что на ЧМ-2018 сборная России будет одним из фаворитов. Вы это увидите. За ближайшие годы ваша лига станет сильнее, и это отразится на сборной.
– Чтобы это произошло, экс-тренер ЦСКА Валерий Газаев предложил программу реформ. Как вы относитесь, например, к обязательному участию в матчах одного игрока в возрасте до 21 года на команду?
– Газзаев пару месяцев назад приезжал в Мюнхен, был у нас в клубе, узнавал, как в "Баварии" все устроено. А его сын наблюдал за работой Пепа на тренировочном поле. Насчет же реформ скажу: самое эффективное – инвестировать деньги в детско-юношеский департамент. Всем известно, какая проблема у нас была с молодежью в 2000 году, когда мы на Euro проиграли все три матча в группе. А потом сели с федерацией обсудить: что делать. Тогда и началась история нынешнего успеха немецкого футбола. В такой большой стране, как Россия, аналогичные инвестиции обязательно сработают.
– Но это игра вдолгую. А если говорить о краткосрочных мерах – упомянутая идея Газзаева может сработать?
– Думаю, может. Но только при условии, что в стране есть пирамида, благодаря которой футболист постепенно растет. Перемахнуть из юношеского во взрослый футбол одним шагом нельзя.
Я ПРОТИВ СПОРТИВНЫХ САНКЦИЙ К РОССИИ
– Недавно УЕФА включила Санкт-Петербург в число городов-хозяев Euro-2020. В контексте санкций Евросоюза для многих в России это стало приятным сюрпризом. Существует ли, по-вашему, вероятность спортивных санкций – в частности, лишения России права проводить ЧМ-2018?
– Не люблю санкции. Когда я был молод, в 80-е, Олимпиады дважды становились жертвами бойкотов. Сначала Америка и часть Западной Европы проигнорировали Игры в Москве, а потом Восточный блок не приехал в Лос-Анджелес. И это оказалось плохо для всех – в первую очередь для спортсменов, которые тренировались четыре года, чтобы потом им запретили участвовать в главном соревновании четырехлетия.
Футбольная семья должна уважать решения, которые принимают ФИФА и УЕФА. У меня есть полное ощущение, что Мишеля Платини не сильно волнует политика. Каждый из нас так или иначе в нее вовлечен, но мы не должны переоценивать ее значение. Вообще, Платини последователен в отстаивании своих убеждений – в частности, проводя в жизнь финансовый fair play, который он и инициировал. Сейчас под расследование УЕФА по этой части попали, в частности, "Ливерпуль" и "Рома".
– "Баварию" критикуют за покупку футболистов клуба-конкурента – Гетце, Левандовски. Мол, таким образом вы ослабляете национальный чемпионат.
– Ну, Левандовски мы не покупали – он пришел к нам как свободный агент. Вполне нормально, что нас за это критикуют. Тем более что приход игрока бесплатно, как в случае с Левандовски, вызывает особенно болезненную реакцию. Но и мы поступаем, считаю, нормально. Если мы ищем футболистов в бундеслиге, то где должны это делать – в командах-аутсайдерах? Конечно, следим за футболистами Дормунда, Леверкузена. Игроки любят приходить в "Баварию". У нас и команда отличная, и тренер очень сильный, и город прекрасный, и стадион.
– Война слов между "Баварией" и "Боруссией" – это всерьез? Она особенно обострилась вокруг темы отступных в контракте Марко Ройса.
– Это больше шутка, чем война. В случае же с отступными Ройса немецкие журналисты писали о том, что они составляют 35 миллионов евро. Хотя и я знал, и многие из них, думаю, тоже, что реальные цифры – 25 миллионов. Затем я дал интервью об этом – но не сказал ни слова о том, что мы сами собираемся этим воспользоваться: тогда мы этого еще не решили. Сказал лишь, что знаем: начиная со следующего сезона, в контракте Ройса появляется этот пункт, и деньги для игрока такого класса – не такие большие.
ХЕНЕСС В ТЮРЬМЕ ПОТЕРЯЛ 15 КИЛО
– Что произошло с "Баварией" во второй половине прошлого сезона – после блестящей осени Гвардиолы?
– Мы очень довольны первым сезоном Пепа, выигравшего четыре титула – Суперкубок УЕФА, чемпионат мира среди клубов, бундеслигу и Кубок Германии. А после домашних 0:4 в полуфинале Лиги чемпионов от "Реала" он был расстроен и зол сильнее, чем кто-либо другой. Может быть, мы слишком рано… выиграли бундеслигу, и команда после этого потеряла концентрацию. Гвардиола – фантастический парень. И мы надеемся, что он останется в нашем клубе так долго, как только возможно. Он – гений. И на поле, и вне его.
– Неожиданное приобретение Хаби Алонсо – идея Гвардиолы?
– Не только. Хави Мартинес в матче за Суперкубок Германии сломал ногу, и стало ясно: надо что-то делать, чтобы закрыть позицию. Мы знали, что есть возможность убедить Хаби Алонсо, и сделали все синхронно: Пеп позвонил игроку, я – президенту "Реала", моему хорошему другу. Так Алонсо и оказался в Мюнхене, от чего сейчас все счастливы. В прошлую субботу он установил рекорд бундеслиги всех времен, коснувшись мяча 206 раз за игру. Представьте – каждые 26 секунд! Я спросил его: "Как ты это делаешь?" Ведь сам, будучи нападающим, делал 40-50 касаний за матч.
– Трудно ли вам работать без многолетнего президента клуба Ули Хенесса (он сейчас отбывает тюремное заключение. – Прим. "СЭ")?
– Странно. У нас было очень тесное сотрудничество еще с 1991 года, с начала моей второй карьеры. А теперь сижу в своем офисе один, а его офис напротив – пуст. Когда надо было решить какую-то проблему, садились вместе, пили кофе – и обсуждали, как поступить. Не скажу, что теперь приходится решать все самому – но… Это все иначе, чем раньше. Хотя мы по-прежнему поддерживаем с ним тесные отношения. Иногда, получив разрешение и имея возможность, люди из клуба навещают его. Ули в хорошей форме, потерял 15-16 кило. Это хорошо. А то, что его не хватает – плохо. Мы по Хенессу очень скучаем…
Когда Руммениге узнал, что в воскресенье вечером из-за угрозы пожара игрокам "Баварии" пришлось временно ретироваться из гостиницы в ближайший паб, он сказал: "Главное – не пейте там слишком много виски".