21 октября 2013, 23:00

Дитмар Байерсдорфер: "Убедить Халка и Витселя было нетрудно"

Мария Маркова
Шеф-редактор по специальным проектам
Евгений ЗЫРЯНКИН
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Групповой турнир. 3-й тур. Группа G.
Вторник "ПОРТУ" – "ЗЕНИТ"

Интервью "СЭ" дал спортивный директор "Зенита"

ЗЕНИТНО-РАКЕТНАЯ ТЕТРАДЬ

– Кевин Кураньи однажды сказал: "Никогда не пожалею, что приехал в Россию. Здесь весело и непредсказуемо". После года жизни в Петербурге какое мнение сложилось у вас?

– Иностранцу, куда бы он ни приехал, нужно подстраиваться под местный быт и образ жизни, а не ждать, что чужая страна подстроится под него. Везде есть свои культурные особенности, и если хочешь остаться здесь надолго, желательно их понять и принять. С другой стороны, от собственных привычек отказываться не обязательно, они вполне могут сочетаться со здешней обстановкой. У меня именно так и получилось. А с Кевином мы виделись в Турции на летних сборах. Он мне тоже сказал, что хорошо себя чувствует в России и что ему все нравится.

– Прошлым летом трансферные успехи "Зенита" звучали громче: Халк и Витсель. Кого было проще подписать – бразильца с бельгийцем или Смольникова с Шатовым?

– Каждый трансфер – вещь в себе, и общих правил на рынке нет. Убедить Халка с Витселем продолжить карьеру в России труда не составляло – им был интересен "Зенит". Гораздо сложнее было договориться об их переходе с "Порту". А российские трансферы… (после долгой паузы) имеют свою, особенную специфику (улыбается). Не хочу о ней говорить.

– У вас в руках толстая тетрадь с фамилиями. Список из нескольких сотен молодых ребят по регионам, странам и амплуа. Это "сфера интересов "Зенита"?

– Да, это все выбранные нами игроки на разных рынках. Многие из них еще не достигли должного уровня, но мы внимательно наблюдаем за каждым. Ведь развитие футболиста бывает очень быстрым, он в течение одного сезона может взлететь вверх, как ракета.

НЕЛЬЗЯ ПОРТИТЬ АТМОСФЕРУ

– Скаутингу, то есть селекционной работе, можно научиться? Или это призвание?

– Сейчас нет проблемы найти футболистов: все рынки известны, все реестры составлены. Куда более важное умение – принять правильное решение. Не у всех оно есть. Даже если игрок качественный и подходит команде по уровню, даже если он при этом недорого стоит, могут быть какие-то нюансы, тонкости, поняв которые, нужно решить, что он нам все-таки не годится. Или, скажем, у нас на этой позиции есть молодой талант, и мы рискнем оставить его, чтобы вырастить его, а не покупать уже сложившегося футболиста. Не все это могут, чаще соблазн купить хорошего игрока перевешивает.

– Уже случалось такое, что футболист подходил "Зениту" по игровым качествам, но не годился по нюансам?

– Важно не переоценивать каждого конкретного игрока. Команда не может зависеть от одного человека, и на трансферном рынке нельзя упираться в одного футболиста, желая приобрести только его. Иначе, если трансфер сорвется, наживете себе проблем.

– "Зенит" сейчас лидирует, располагает сильным составом. Будут ли трансферы зимой для усиления конкуренции в основе?

– Это всегда двоякий момент. Из своего опыта могу сказать, что зимой провернуть трансфер сложнее в принципе. Не только в смысле покупки игрока, а больше – в плане его интеграции в команду. И связано это не с классом футболиста, а с командным духом, с атмосферой в ней.

– Зато зимой перерыв длиннее, больше времени на то, чтобы "интегрировать" игрока.

– Это правда. Но с другой стороны, в течение сезона команда – двадцать с лишним человек – играет вместе, добивается успехов. Все футболисты примерно одинакового уровня, но кто-то получает больше игрового времени, кто-то меньше. И если добавить посреди чемпионата еще одного, то очень часто это портит обстановку, воздух в команде. От тренера здесь всегда требуется большая чуткость.

РАЗОРВАННЫЕ КОММУНИКАЦИИ

– В России есть молодые таланты?

– Да, немало. Вот только не каждому клубу по карману заниматься их развитием. "Зенит" может позволить себе вывозить детские и юношеские команды на международные турниры, чтобы ребята набирались опыта. Наш путь показывает, что в благополучном клубе вырастают отличные молодые спортсмены, такие как Ходжаниязов или Могилевец, вполне способные усилить главную команду, если и дальше будут правильно развиваться и у них будет игровое время. Но для большинства российских команд это несбыточная мечта.

Было бы здорово найти совместный путь решения этой проблемы, только не знаю, реально ли это. В одиночку лишь избранные клубы могут чего-то добиться. Нужна программа развития, включающая взаимодействие клубов, национального союза и местных федераций. В таком случае лет за десять можно добиться неплохих результатов.

– У нас клубы не причастны к федерациям. Все врозь.

– Тогда логично, чтобы двигателями процесса стали именно клубы, потому что в конечном итоге это их прямая выгода. Если будет расти уровень молодежи, то поднимется и уровень футбола в целом. Что повлечет за собой приятные последствия на международной арене.

– В России есть несколько сильных академий – "Зенит", "Краснодар", "Спартак", "Динамо". Между собой у вас есть взаимодействие?

– Я совсем недавно в России, еще не успел со всеми познакомиться. В Германии у меня куча знакомых тренеров и менеджеров, работающих в академиях, но здесь требуется время, чтобы врасти в российский футбол. Мы, конечно, смотрим по сторонам, следим за академиями других клубов, но не бывает такого, чтобы мы сели за стол переговоров и решили что-то делать сообща.

– А вы говорите – совместный путь, программа развития. Кто ж ее тогда выработает?

– Я могу сказать, как это было в Германии. В начале 2000-х у нас был кризис молодежного футбола. Пошло давление со стороны общественности на немецкий футбольный союз и федерации земель. И тогда они разработали совместную программу. Ввели лицензирование клубных академий и интернатов; каждый клуб, чтобы выступать в бундеслиге, должен был выполнить требования по инфраструктуре академии, по квалификации тренеров, врачей и психологов. Аналогичные, чуть более мягкие критерии существуют и в низших лигах. Со временем клубы заметили, что в таком подходе есть преимущества: взять в основной состав своего воспитанника намного выгоднее, чем покупать 32-летнего футболиста с огромной зарплатой. Стала расти конкуренция, а за ней – и общий уровень молодежи. По той же программе готовили и тренеров для юношей.

– Какие бы программы мы ни принимали, все равно у нас не получается воспитать футболистов масштаба Мюллера или Швайнштайгера.

– В Германии тоже нет Неймара. С другой стороны, в Германии много выходцев из других стран, благодаря чему наш футбол получил Езила, Хедиру, Боатенга. Поверьте, в России достаточно талантливых игроков от 17 до 20 лет. Вопрос, повторюсь, лишь в количестве игрового времени.

В свое время Кевин Кураньи в "Штутгарте" не заиграл бы, не случись финансового кризиса. Тогда тренерскому штабу оставалось только мечтать о покупных талантах, вот и пришлось бросить в бой молодых ребят, как котят в воду. И они выплыли. Найти оптимальное сочетание звезд и молодых игроков – одна из самых сложных задач в футболе.

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости