"Футбол, твою ж мать". 20 лет легендарному финалу ЛЧ
Лига чемпионов-1998/99. Финал
"Манчестер Юнайтед" – "Бавария" – 2:1 (0:1).
Голы: Баслер, 6 (0:1). Шерингем, 90+1 (1:1). Сульшер, 90+3 (2:1).
"Манчестер Юнайтед": Шмайхель, Г. Невилл, Йонсен, Стам, Ирвин, Гиггз, Бекхэм, Батт, Блумквист (Шерингем, 67), Коул (Сульшер, 81), Йорк.
"Бавария": Кан, Баббель, Линке, Маттеус (Финк, 81), Куффур, Тарнат, Йеремис, Эффенберг, Баслер (Салихамиджич, 89), Циклер (Шолль, 71), Янкер.
Предупреждения: Эффенберг, 60.
Судья: Коллина (Италия).
26 мая 1999 года. Барселона. Стадион "Камп Ноу". 90 245 зрителей.
Полным дерьмом не был, но и до вершин не добрался
Вообще-то, это был самый обыкновенный матч. Заурядный финал, каких каждый год случается по нескольку штук. А что может быть хуже заурядности? Полным дерьмом не был, но и до вершин не добрался... Дальше вы сами знаете. Избитая уже цитата из "Залечь на дно в Брюгге" как нельзя лучше характеризует игру на "Камп Ноу".
Давайте честно, другая игра, ставшая легендарной – стамбульский финал-2005 с великим возвращением "Ливерпуля" в разы круче. И не только по сюжету и антуражу – с 0:3 до 3:3, 45 тысяч английских болельщиков, поющих в перерыве You will never walk alone и мощнейшая речь Стивена Джеррарда в раздевалке. Сама игра не отпускает даже сейчас, когда пересматриваешь ее 14 лет спустя. Там было все – тактические перестроения "Ливерпуля"; сумасшедшие спасения Ежи Дудека, особенно на последней минуте овертайма после двух ударов в упор Андрея Шевченко; Луис Гарсия и Джими Траоре, выносящие мяч с ленточки; героическая игра в обороне Джейми Каррагера; невероятные передачи от Кака.
В финале-1999 не было личной драмы вроде поехавшей ноги Джона Терри в 2008-м. Истории преображения вечного неудачника главных матчей, который из гадкого утенка стал прекрасным лебедем, как в случае с Арьеном Роббеном в 2013-м. Или вспышки чистой футбольной гениальности типа гола Зинедина Зидана в 2002-м.
Нет, это не было откровенной тягомотиной вроде финала-2001, где "Бавария" и "Валенсия" катали вату до серии пенальти, или заумным тактическим боданием, которое в 2003-м устроили "Милан" или "Ювентус". Если составлять рейтинг решающих матчей Лиги чемпионов за последние 20 лет, взяв за критерий зрелищность, то эта игра окажется где-то в середине. Обыкновенный, заурядный финал.
В котором одна команда – нет, не доминировала, но была определенно лучше второй. И в итоге проиграла. Первый удар в створ ворот "Манчестер Юнайтед" нанес на 45-й минуте матча. Первый действительно опасный момент случился на 55-й минуте – Йеспер Блумквист в падении пробил выше с линии вратарской. Плюс – пара полумоментов в последние 10 минут от Тедди Шерингема и Уле Гуннара Сульшера. Вот, собственно, и все, пока секундомер не отсчитал 90.28, а Дэвид Бекхэм не выполнил подачу с углового. Кстати, об угловом – он был 11-м для "МЮ" в матче, и предыдущие десять были ни о чем.
У нас бы не было ни одного значимого повода вспоминать этот матч, додержись "Бавария" до финального свистка или забей второй. А она должна была это делать – штанга, перекладина, два спасения от Петера Шмайхеля.
Они кончены, мы их поймали
То, что игра получилась именно такой, отчасти объяснимо. У "МЮ" не было двух основных центральных полузащитников. Капитан и лидер команды Рой Кин и Пол Скоулз схлопотали дисквалификацию за перебор желтых карточек – правила, что они обнуляются перед полуфиналами, еще не существовало.
"Я буду лишь частью массовки в этом кинофильме, частью шума и цвета. Мне было почти так же обидно за Скоулза, как и за себя. Он, возможно, был самым одаренным игроком в нашей команде. Он был футболистом "Манчестер Юнайтед" до мозга костей. Пол – идеальный профессионал. Великолепный на поле, скромный и рассудительный за его пределами. Никакого "звездняка", никакой саморекламы и охоты за славой. Невероятно одаренный игрок, остававшийся неиспорченным человеком. Странно, но то, что мы находились с ним в одной лодке, немного скрасило мое разочарование", – вспоминал Кин в своей автобиографии "2х45".
В итоге полузащита "Юнайтед" выглядела в высшей степени необычно – Бекхэм и Ники Батт в центре, Райан Гиггз – справа, Блумквист – слева. Вряд ли команда еще хоть раз играла в таком сочетании. Работало это довольно плохо.
Бекхэма практически выключил из игры Лотар Маттеус. Великий немец проводил отличный сезон, был душой и лидером команды, и его замену за 10 минут до финального свистка многие считают главной ошибкой тренера "Баварии" Оттмара Хитцфельда.
"Мне тогда было 38 лет, и на 70-й минуте я сказал тренеру, что подустал. В том сезоне я обычно играл в защите, а тут вышел в центре поля, и бегать приходилось куда больше. Я не просил Хитцфельда менять меня, только сказал, что устал. У меня были хорошие отношения с Оттмаром и я считаю, что должен был сказать ему это. Через 10 минут он убрал меня с поля. Теперь, оглядываясь назад, думаю, что, возможно, это была ошибка. Но все определяет результат – останься счет 1:0, сказали бы, что все правильно. Возможно, это был сигнал для "МЮ". Мы слишком отошли назад и легко отдавали им мяч. Возможно, они не получили бы эти два угловых, будь я на поле. Но теперь можно только гадать", – вспоминал Маттеус в колонке для журнала FourFourTwo.
"Бавария" ждала окончания матча. Теперь ее четверка защитников не уходила далеко от своих ворот, а полузащитники сгрудились на своей половине поля. "Они кончены, – сказал я Джимми Райану. – Мы их поймали". Но немцы
продолжали держаться за гол, выстроившись вдоль своей штрафной. Для команды с такой репутацией, которая была у "Баварии", она в этот момент являла жалкое зрелище, какое только возможно представить", – писал Кин в автобиографии о последних десяти минутах матча.
Но, при всем величии Маттеуса, который так и не выиграл Кубок чемпионов, как-то мелковато для драмы. Хитцфельд же и костяк этой "Баварии" взяли свою "чашку" два года спустя, а тренер потом еще и здорово работал со сборной Швейцарии – надлома не произошло.
Никакого белого, салатового или розового
Так что если вы вдруг решите потратить два часа и пересмотреть матч полностью, то вам придется приложить некоторое количество усилий. Нет, это не выглядит как совсем уж махровое ретро – вполне себе привычный глазу футбол на нормальных скоростях. И дело не в том, что прекрасно известно, чем все закончится, и нет того драйва, что в прямом эфире – мы пересматриваем любимые фильмы, заучивая все диалоги, и все равно получаем удовольствие. Просто сама игра не особо захватывает. Обычный, заурядный финал.
Зато это дает возможность обратить внимание на детали и сразу понимаешь, насколько же чисто визуально изменился футбол за 20 лет. Игроки выглядят, как обычные люди – никаких модных хипстерских стрижек, геля или укладок, все как из районной парикмахерской. Никаких татуировок (Бекхэм играл в майке с длинным рукавом, но кисти и шея у него еще чистые). У всех черные бутсы – никакого белого, салатового или розового. "Нутелла" и "Макдоналдс" в качестве партнеров Лиги чемпионов. Десять немцев плюс сын мюнхенского полка Сэмми Куффур в старте "Баварии". Восемь британцев в основе "МЮ".
Пижоны лежат, великие торжествуют
Великим этот финал делает отрезок длиною в одну минуту и 49 секунд – с того момента, когда на табло 90.28 и Бекхэм подает угловой, и до 92.17, когда Сульшер переправляет мяч в ворота после скидки Шерингема. Норвежец, с широченной улыбкой катящийся на коленях по газону к угловому флажку, в истерике колотящий рукой по газону Куффур, кульбит Шмайхеля – эти кадры знакомы всем, даже тем, кто тогда еще не родился. Это как с "Залечь на дно в Брюгге" – не все видели фильм, но все знают ту цитату из него. И великая фраза великого Владимира Маслаченко: "Пижоны лежат, а великие торжествуют".
В том финале была еще одна цитата, ставшая классикой и во многом объясняющая, почему нас так цепляет эта история. В оригинале она звучит так: "I can’t believe it. Football, bloody hell". Это слова Алекса Фергюсона во флэш-интервью сразу после финального свистка. Есть несколько вариантов перевода идиомы "bloody hell", но, пожалуй, лучше всего следующий: "Это футбол, твою ж мать".
Возвращение "Ливерпуля" в 2005-м – это про веру в себя и упорство. Работай, пытайся, ищи, верь в себя, never give up, как было написано на футболке у Мо Салаха в недавнем не менее великом матче "красных" – и будет тебе, брат, счастье. Отличный посыл – правильный, духоподъемный, вдохновляющий.
Финал-1999 и "это футбол, твою ж мать" – про другое. Про чудо. Про то, что в жизни все может перевернуться в один миг, или точнее, одну минуту и 49 секунд (все мы, конечно, хотим, чтобы как у "МЮ", но никогда не нужно забывать про вариант с "Баварией"). Раз, и ты в дамках. Тут тоже, конечно, желательно шевелиться и не сдаваться, лотерейный билет ведь надо еще пойти и купить – но хочется же, чтобы все изменилось по щелчку, даже если ты 90 процентов времени до этого страдал фигней.
Неслучайно комментаторы и болельщики еще несколько лет после того матча вспоминали его при каждом удобном случае. Получилось же тогда, почему этого не может случиться сейчас? Ничего подобного, правда, с тех пор не происходило, по крайней мере, в больших матчах (отыгрыши с 0:3 были чаще), но вот уже 20 лет мы знаем, что так бывает.