Ибраим Ба: "Иногда созваниваюсь с Зиданом"
ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ. 29 марта ФРАНЦИЯ – РОССИЯ
Александр ПРОСВЕТОВ
из Черкизова
Ба, в прошлом игрок "Бордо" и "Милана", считавшийся в конце 1990-х одним из самых ярких молодых футболистов на планете, вошел в историю прежде всего как один из шести несчастливцев, которых Эме Жаке "отстегнул" от сборной Франции перед победным ЧМ-1998. Если юный Николя Анелька пережил это спокойно, у Ба карьера пошла на спад.
Сейчас темнокожий француз учится в Италии на тренера, и благотворительный матч в Москве стал для него своего рода дебютом в профессии при большой аудитории и звездных, пусть и в прошлом, игроках в команде.
– Вы заменили Йохана Кройфа, который поначалу и планировался на роль тренера сборной мира. А в четверг он скончался, и в эти дни весь футбольный мир его вспоминает. Что для вас значит эта фигура?
– Кройф олицетворял собой тотальный футбол, всегда нацеленный на атаку. Когда видел в записи, как он играл, хотелось играть в футбол самому.
– Вы работаете тренером?
– В одном очень скромном итальянском клубе. Работа не занимает все время, а потому есть возможность сосредоточиться на учебе, которую вот-вот закончу. Тренеры дали мне многое, и теперь моя очередь передать свой багаж молодежи.
– Не собираетесь вернуться во Францию?
– Если найдется клуб, готовый предложить мне работу, то, конечно, охотно его рассмотрю.
– Какое впечатление произвела на вас сборная Франции, которая в пятницу победила в Амстердаме со счетом 3:2 команду Голландии?
– Это был не более чем подготовительный матч. На данном этапе тренер проверяет игроков. Не стоит забывать, что турнир выигрывается силами 23 человек, а не 11 футболистов. Поэтому требуется тщательно просмотреть и отобрать не только основной состав, но и ближайший резерв. Думаю, по-настоящему французская команда будет готова к началу Euro-2016.
– Но на данном этапе она вам нравится?
– Было и хорошее, и плохое. Хорошего, впрочем, больше. В конце концов, Голландия не далее чем шесть лет назад играла в финале чемпионата мира. Хотя эта команда переживает смену поколений, она по-прежнему пользуется уважением.
– Обратили внимание на ее нападающего Промеса?
– В Голландии много талантливых игроков. Она провалила отборочную кампанию, но будущее у нее есть.
– Во вторник Франции предстоит матч со сборной России. Вам что-то известно о нашей команде?
– Знаю, что у России только недавно после продолжительного перерыва возобновился сезон, в то время как в Европе все в тонусе. Но ясно одно: раз Россия пробилась в число участников Euro, в то время как той же Голландии среди них нет, значит, она располагает квалифицированной командой, которая сейчас тоже заинтересована в проверке своих возможностей.
– Можете назвать фамилии каких-нибудь российских футболистов?
– Нет. Вероятно, потому, что смотрю другие чемпионаты. Некоторое время назад, когда у вас играли Вальбуэна и Венкер, слышал о российском первенстве несколько больше, чем в последнее время.
– Дешам включит Вальбуэна в заявку?
– Это вопрос к тренеру.
– А что вы думаете о скандале с участием Вальбуэна и Бензема?
– Мне не хотелось бы это комментировать. В жизни все совершают ошибки, но не надо сгущать краски. Следует продолжать двигаться вперед и стараться как можно лучше делать свое дело.
– На ваш взгляд, Франции под силу снова выиграть домашний турнир, как в 1984 и 1998 годах?
– Все будет зависеть от сплоченности команды, ее настроя, а также поддержки болельщиков. В сборной нужно добиться такого сплава, чтобы всем игрокам было в ней уютно, чтобы им нравилось находиться вместе. Наконец, требуется просто удача.
– А Италию относите к фаворитам?
– О ней, как обычно, в преддверии большого турнира не вспоминают, а она, бывает, в итоге оказывается где-то наверху. Антонио Конте, в прошлом игрок "Ювентуса", прекрасно знает футбол.
– Так ведь Дешам тоже выступал за "Ювентус"! Причем тогда, когда в нем был Конте.
– Так, может быть, случится финал Дешам – Конте? Почему нет? Франция против Италии, повторение финалов Euro-2000 и ЧМ-2006.
– И вы будете болеть за Францию?
– Конечно.
– А Италии при этом сочувствовать?
– Италия – моя третья родина. Я родился в Сенегале (отец был капитаном сенегальской сборной, а во Франции выступал за "Гавр", с которым поднялся во второй дивизион; в "Гавре" начинал и Ибраим. – Прим. А.П.), вырос во Франции, а последние десять лет постоянно живу в Италии. Поэтому мои чувства поделены.
– Поддерживаете отношения с Зиданом?
– Иногда созваниваемся или обмениваемся эсэмэс-сообщениями. И с ним, и с другими игроками победного для Франции поколения. Тогда мы все были друзьями, и это помогло выиграть в 1998-м и 2000-м.
– Сегодняшняя сборная той команде уступает?
– Трудно сравнивать. В футболе, как везде, происходит эволюция. Нужно жить в реальном времени и при этом не забывать о дне завтрашнем.