Роналдинью: "На "Сантьяго Бернабеу" хлопали только мне и Марадоне"
– За какими футболистами вы любили наблюдать в детстве? У вас был кумир?
– Таких игроков много. Мой брат Ассиш, Ривелино, Ромарио, Роналдо, Ривалдо. Диего Марадона был особенным футболистом. Всегда получал удовольствие, наблюдая за ним. Это был самый "играющий" форвард. Обожал смотреть за тем, как он обращается с мячом. У него была необыкновенная техника. Я не мог так ловко жонглировать апельсинами, как это делал мячом Марадона. Мне досталось бы от мамы за то, что я порчу еду!
– Какие у вас остались воспоминания от чемпионатов мира 1994 и 1998 годов, за которыми вы наблюдали подростками?
– После победы Бразилии в США я окончательно решил стать футболистом. Именно тогда понял, что футбол интереснее футзала. В 1994 году удивлялся, как один игрок может сделать столько для команды. Если у каждой команды ЧМ-1994 в составе был Ромарио, то Бразилии было бы сложно выиграть турнир.
Четыре года спустя я уже думал о турнире 2002 года. На самом деле о сборной я задумался в 15, когда впервые сыграл за юношескую национальную команду.
– Прозвище Роналдинью приклеилось к вам еще в детстве или уже после того, как вы начали профессиональную карьеру?
– Дело в том, что до меня уже был один Роналдо (смеется). Близкие никогда не называли меня Роналдинью. Когда я забил первый красивый гол за сборную Бразилии в 1999 году, один из ведущих комментаторов страны назвал меня Роналдинью Гаушу, потому что я родом из штата Риу-Гранде-ду-Сул. Дело в том, что этот человек и Роналдо называл Роналдинью. Вот хитрец!
– Когда вы забивали свой знаменитый гол англичанам на ЧМ-2002, видели, что Дэвид Симен далеко вышел из ворот?
– Да, я увидел, что он выдвинулся вперед метров на пять. Действительно целился в ворота, хотя и не совсем в ту точку, куда попал мяч. Хотел застать Симена врасплох отчаянным ударом. Так получился один из самых красивых голов в моей карьере. Матч против англичан стал лучшим для меня на ЧМ-2002. Я забил, отдал голевую передачу и заработал удаление. Едва ли не единственное удаление в карьере. Победа над бельгийцами в 1/8 финала тоже далась нелегко, но успех в игре с Англией вселил в нас особую уверенность. Мы стали думать о том, что способны дойти до финала – ведь так много фаворитов вылетело на ранних стадиях.
– Что сказал вам Сколари после того удаления? Опасались, что можете выпасть из состава и пропустить финал ЧМ?
– Он не ругался. Просто поддержал и сказал, что это хороший урок. Сколари знает меня с детских лет. В "Гремиу" он был мне как отец. Сейчас мы не можем часто видеться и разговаривать из-за его занятости, но по-прежнему относимся друг к другу с огромной симпатией.
За место в основе перед финалом я не беспокоился. Надеялся, что мой сменщик Эдилсон не забьет три гола туркам в полуфинале (смеется). Просто концентрировался на решающей игре и старался сохранять спокойствие. Знал, что мое место в основе сомнению не подвергается.
– Вы действительно можете без проблем попадать в перекладину с линии штрафной, как это было в одном из рекламных роликов?
– Конечно! До сих пор делаю так каждые выходные на поляне у своего дома!
– Вы действительно могли перейти в "МЮ" в 2003 году? И правда ли, что вас приглашали в "Блэкберн" в 2011-м?
– С "МЮ" мы действительно были близки к соглашению. Это было дело 48 часов. Но незадолго до этого ко мне обратился Сандро Россель: "Если я стану президентом "Барсы" – перейдешь к нам?". Я согласился. В тот момент, когда мы почти договорились с "МЮ", мне позвонил Россель и сообщил, что выиграл выборы. Обещания надо выполнять – я перешел в "Барселону". Все случилось очень быстро. Считаю, сделал правильный выбор. Бразильцы всегда очень любили Барселону. Там есть частичка нашей истории. Там я был счастлив на поле и за его пределами. Сейчас сильно скучаю по этому городу. Провел там пять фантастических сезонов. В этом клубе обожают талантливых нападающих. Если вспоминать о "Блэкберне", то мы обсуждали этот вариант, но я слишком уж хотел вернуться домой в Бразилию.
– Немногие игроки "Барселоны" получают овации в свой адрес от болельщиков мадридского "Реала" на "Сантьяго Бернабеу", как это было у вас в 2005-м. Для вас это большая гордость?
– Да, я очень горжусь этим фактом. Когда мне хлопали, я не сразу понял, что происходит. В тот момент я просто забил и праздновал гол. Насколько я знаю, только Марадона получил такие отзывы в свой адрес в Мадриде. Мне приятно знать, что я – последний футболист, кто удостаивался такой чести на "Бернабеу". Мы говорили с Марадоной об этом – у нас схожие воспоминания. Отличное воспоминание!
– Какие у вас остались воспоминания о финале Лиги чемпионов-2005/06 против "Арсенала"? Хенрик Ларссон был важен для того результата?
– Это был феноменальный матч во всех отношениях. Ларссон принес много опыта. Он был нашим 12-м игроком в течение длительного времени: человек, который вышел на замену, чтобы сделать результат. Мы были в себе уверены и с самого начала знали, что можем победить, – необходимо было набраться терпения, чтобы выиграть.
– Решение покинуть "Барселону" далось тяжело? Это правда, что клуб решил избавиться от вас потому, что вы якобы оказывали плохое влияние на молодого Месси?
- На самом деле мне было легко сделать этот шаг. Просто пришло время уходить. Я пошел по стопам Франка Райкарда, который говорил много хорошего о "Милане". У меня было множество предложений, но я хотел играть только в "Милане". История про плохое влияние на Месси – чистый вымысел. Нельзя верить всему, что пишут. Я всегда старался быть положительным примером для него. Таким, каким был для меня Роналдо. Месси был очень стеснительным парнем, но сразу было видно, что игрок он фантастический. Мы жили по соседству. У меня были замечательные отношения и с ним, и с его семьей. Даже когда я понял, что как игрок он сильнее меня.
– Кто самый сильный футболист, против которого вы играли?
– Это должен быть Паоло Мальдини. Очень умелый футболист. Невозможно не удивляться, глядя на его игру. Особенно, когда ты с ним в одной команде.
– Вы были в "Милане", когда он начал терять позиции на европейской арене. Как думаете, почему?
– Это была простая смена поколений в команде. Скоро "Милан" снова будет на вершине. У этого клуба фантастическая инфраструктура: нет ни одного футболиста в мире, кто не хотел бы играть за "Милан".
– Когда вы ушли из "Милана", то могли еще блистать в Европе. Почему вы решили покинуть Старый Свет?
– Хотел вернуться в Бразилию, чтобы жить в Рио. В то же время я не хотел вернуться на родину, чтобы закончить с футболом. Хотел внести свою лепту в развитие чемпионата. И "Фламенго" стал отличным вариантом для этого. Именно поэтому я не вернулся в родной "Гремиу". Тогда еще не пришло время для возвращения.
– До недавнего времени вы никогда не выигрывали Кубок Либертадорес. Переживали из-за отсутствия этого титула?
– Без сомнения. Победа с "Атлетику Минейру" – одна из величайших в моей карьере. Ведь этот клуб не выигрывал серьезные трофеи с 1971 года. К тому же страстные болельщики "Атлетику" заслужили это. Это был захватывающий турнир с логичным концом в виде нашей победы. Теперь мне осталось выиграть чемпионат Бразилии – и тогда моя коллекция будет полна.
– Каких болельщиков команд, в которых вы играли, смогли бы отметить?
– Я всегда играл в командах с требовательными фанатами. В "Гремиу" было все по-особенному, потому что это была моя первая команда. Бразильские фанаты вообще особенные – давление с их стороны огромное. Фанаты "ПСЖ" – дикие и очень громкие. Поклонники "Барселоны" напряженные, потому что на момент моей игры за команду они уже позабыли последнюю победу в Лиге чемпионов. В "Милане" шоу и на поле, и на трибунах… Мне сложно выбрать лучших болельщиков.
– Как думаете, Неймар попал бы в чемпионскую сборную Бразилии-2002?
– Трудно сказать. Выдающимся игрокам всегда найдется место в команде. А Неймар – один из таких. Правда, в 2002-м были и другие выдающиеся футболисты. Так что на этот вопрос пусть ответит Сколари.
– Кто был лучшим тренером в вашей карьере?
– Без сомнений, Райкард! Он один из лучших в мире. Франк достоин работы в топ-клубе. Уверен, скоро он возглавит какую-нибудь сборную. Ту, которая всерьез борется за звание чемпиона мира. Он всегда делал все самое лучшее для меня. Райкард знал, в чем я нуждаюсь как игрок. Его богатый опыт шел на пользу каждому из футболистов, которых он тренировал.
– Представьте: у вас дома начался пожар. Есть возможность спасти только одну медаль. Какую выберете – золото ЧМ-2002, медаль за победу в Лиге чемпионов-2006 или медаль за победу в Кубке Либертадорес-2013?
– Какой ужас! Каждая из них очень важна. Золото ЧМ особо дорого мне, но на самом деле я схватил бы ту, что оказалась бы ближе всего к двери. Если бы все медали висели у двери, я схватил бы их все! (смеется).