Элен и ребята
СВОЯ КОЛОНКА
Сергей БУТОВ
Путь этого специалиста к самостоятельной работе был не типичным, хотя и не сказать, чтобы совсем выколи глаз.
Несколько лет скаутинга в системе шотландского "Селтика", декада радостной возни с молодежью "Бенфики" разных возрастов, короткий период верховенства в любительском португальском клубе. Потом выход на уровень национальных сборных, Катара и Ирана. Женских, правда.
На прошлой неделе специалиста представили новым рулевым французской команды второго дивизиона "Клермон Фут".
Дебютную пресс-конференцию освещали представители более ста мировых изданий. Где-то в зале жались по углам игроки "Клермона". Им, как и всем вокруг, было страшно интересно. Или даже так: страшно, но интересно.
Имя молодого тренера – Элен Кошта. Она – первая в истории женщина-наставник на столь высоком клубном европейском уровне.
Ее отец не любил футбол, бывает и такое. Трансляции в их доме были редкостью, и маленькая Элен смотрела матчи у соседей. Ее игроцкая карьера длилась недолго. Коште было проще объяснить другим, что следует делать с мячом, чем сделать это самой. Так в ее жизни возникла "Бенфика". Отцы малолетних сорванцов поначалу хорохорились, пытались гусарствовать на тренировках.
Элен поставила их на место – за воротами.
Кошта-тренер доросла до большого футбола только потому, что всегда стремилась стать тренером не женским, а футбольным, отчетливо понимая разницу между двумя понятиями. За образец были взяты Пеп Гвардьола и Жозе – по понятным причинам – Моуринью. О соотечественнике она говорила так часто, что очень скоро ее саму прозвали "Моуринью в юбке", хотя по возрасту-то ей скорее положено быть в "юбке" Андре Виллаш-Боаша. Им обоим по 36.
Мужской футбол она пыталась прививать и женщинам Катара и Ирана: странам, где уровень гражданских женских прав угадывается по командным фотографиям, с которых на вас смотрят суровые немигающие глаза. Кошта на своем примере доказывала, что штаны без единого намека на голые колени и майки до запястий не означают автоматически игру спустя рукава.
И доказала.
Решение о ее найме в "Клермон Фут" принял президент Клод Миши – матерый управленец на седьмом десятке лет, который теперь кокетливо приподнимает брови, удивляясь "землетрясению", которое появление Элен в клубе вызвало в мировых СМИ. Команду засосала опасная трясина низа турнирной таблицы, конкуренция за зрителя в одни ворота проиграна местному регбийному клубу. Тренер-женщина в таких обстоятельствах – не просто "землетрясение", а еще и острый маркетинговый ход.
Несмотря на торжество феминизма в большинстве сфер жизнедеятельности, футбол остается одним из последних бастионов мирового мачизма. Даже в Америке, где соккер имеет репутацию вида спорта скорее женского, нежели мужского, женщин-тренеров в высших лигах нет.
Публичная поддержка Кошты со стороны Зеппа Блаттера, Арсена Венгера и других тяжеловесов от футбола – лишь одна сторона медали. На другой – рецидивы бытового сексизма, вызывающие все большее удивление на фоне свежих социологических исследований, фиксирующих мужское первенство в лидерских качествах, но полное равенство полов в вопросах компетентности и продуктивности работы.
В конце 1990-х итальянский клуб серии С "Витербезе" пригласил тренировать звезду женского футбола Каролину Мораче, однако эксперимент длился ровно две игры. Репортеры несколько недель уничтожали ее в прессе, Мораче не выдержала – и ушла.
Воды с тех пор утекло немало, что, впрочем, никак не сказалось на напоре, с которым у бывшего исполнительного директора "Бирмингема" Карен Брэди уточняли параметры ее фигуры во время первого ее выступления на публике. Лайнсмен Шон Мэсси в своем дебютном матче английской премьер-лиги стала объектом гендерных насмешек со стороны комментаторов Sky Sports, что стоило обоим работы. Совсем недавно тренер "ПСЖ" Лоран Блан под одобрительный хохот уточнял у шведской репортерши: "Вам должно быть хорошо известно, что означает 4-3-3, не правда ли?"
Фанаты "Клермон Фут" сейчас тоже "кавээнят" насчет Кошты в соцсетях: как, мол, та станет себя вести в "заполненной полуголыми мужчинами" раздевалке, но в целом представляют собой типичную футбольную фокус-группу – которой все равно, какого пола руководитель у команды, если та дает результат. В российских реалиях легко угадываются аналогии с Ольгой Смородской и болельщиками "Локомотива", чьи отношения находятся в прямой зависимости от места железнодорожников в таблице.
С чем во Франции сегодня не берется спорить никто, так это с тем, что появление Кошты понизит уровень вырабатываемого во французском футболе тестостерона. России в этом смысле тоже есть, что понижать.
Чем меньше в нашем футболе останется немотивированной агрессии, тем меньше будет гулливеров.