Халк: загадочный nordestino
КУБОК КОНФЕДЕРАЦИЙ. Групповой турнир
В России свое мнение о Халке мы уже сформировали. А вот в Бразилии, как ни странно, для многих он остается темной лошадкой, потому что по-настоящему знакомиться с ним местная публика начинает фактически только сейчас. Кубок конфедераций – первый турнир зенитовца в составе первой сборной.
Владимир КОНСТАНТИНОВ
из Форталезы
Сотни болельщиков, собравшихся около Стадиона имени президента Варгаса, были готовы разорвать Сколари. Как же так: единственная неформальная тренировка "селесау" в Форталезе, а торсиду не пускают на трибуны?! Не по-людски это, не по-бразильски. Ведь Неймар, Оскар и К и так сюда приезжают в лучшем случае раз в год. "Катастрофа" – самое мягкое, что слышалось со стороны фанатов.
Но тут двери "Президента Варгаса" чудесным образом отворились. Торсида, словно мутный поток Амазонки, хлынула к заграждению у поля и тут же сменила гнев на милость. Бразильцы такие – отходчивые и как дети непосредственные. Оказывается, Луиз Фелипе Сколари за минуту до этого велел пустить публику на последнюю часть тренировки. А ей того только и надо было!
Когда занятие закончилось, молодежь, одетая преимущественно в майки и шорты (здесь и под вечер за 30 градусов), принялась скандировать фамилии своих любимцев. Неймар, раскрученный, как Майкл Джексон, конечно, был вне конкуренции. При этом "наш" Халк по уровню децибелов вполне мог претендовать на второе место. И это не случайно.
Халк – nordestino, один из немногих в нынешней команде выходцев с северо-востока Бразилии, большого региона со своей культурой, традициями, кухней. Его родная Параиба граничит со штатом Сеара, в столице которой – Форталезе – Бразилия сразится сегодня с Мексикой во втором туре Кубка конфедераций.
Поклонников Халка, однако, должен огорчить: далеко не во всей стране к нему относятся так же тепло. А разве у нас в России везде любят зенитовского бомбардира?!
ОТ СВИСТА ДО ОВАЦИИ
По большому счету о Халке в Бразилии узнали не так давно, в 2009-м, когда он впервые выиграл с "Порту" чемпионат Португалии. В ноябре того же года Дунга вызвал его в сборную и поставил на товарищескую игру с англичанами (1:0). За неполных четыре года в составе "селесау" Халк провел 23 матча, забив 6 голов. В последний раз он пополнял бомбардирский счет в сборной еще при Ману Менезесе в октябре 2012-го, когда "пентакампеоны" разгромили в товарищеской игре иракцев – 6:0.
Многие в Бразилии тогда решили, что дни Халка в сборной сочтены, но вновь взявший в руки штурвал команды Сколари рассудил по-своему: он стал еще больше доверять зенитовцу и сделал из него твердого игрока основы. В последних играх форвард-крепыш неизменно выходил на поле с первых минут. Накануне сегодняшнего матча с Мексикой, в том числе и на уже упомянутой тренировке на "Президенте Варгасе", "волшебный квадрат" Фелипау остается неизменным: Оскар – Неймар – Халк – Фред.
Фелипау ценит Халка за то, что он пахарь на поле, не чурается черновой работы, бежит назад помогать обороне, смело лезет в единоборства, не ворчит и играет там, где ему скажут. А тонких исполнителей в Бразилии и так хватает. Что давно не забивает – не беда. Вон Неймар тоже долго не мог прицельно выстрелить, а пальнул в десяточку (точнее – "девяточку") в самый нужный момент – в дебюте матча открытия Кубка конфедераций с японцами. Вот и этот забьет.
Но большинство торседорес "нового русского" скорее недолюбливают. Сам слышал, как перед матчем Бразилия – Япония на верхотуре "Манэ Гарринчи" целый сектор недовольно загудел, когда диктор объявил фамилию Халка. Нет, такой обструкции, какую публика устроила президентам Бразилии и ФИФА Дилме Русеф и Йозефу Блаттеру, конечно, не было, но недовольство все-таки проявили. Хотя, допустим, соседний сектор, наоборот, массово поддержал зенитовца.
– Я играю не для того, чтобы кому-то угодить, а для того, чтобы моя команда выигрывала и радовала свою торсиду. Победами, голами, хорошей игрой, – отметил на днях Халк в интервью "СЭ". И ему, на мой взгляд, это удается.
После того как зенитовца в стартовом матче в концовке игры заменили, стадион проводил его с поля овацией. Тоже, между прочим, знак, хотя счет к тому моменту был еще 2:0.
КАК СТАТЬ СВОИМ?
Беда Халка не в том, как он играет, а в том, что многие в Бразилии по-прежнему не считают его своим. Особенно в крупных административных центрах – Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Бразилиа. Он, если говорить по-нашему, легионер. А к легионерам и здесь относятся осторожно, если ты, конечно, не за "Челси", "Реал" или "Барселону" играешь. К тому же эти проклятые 60 миллионов не дают покоя завистникам, которых везде хватает. А ведь правильнее бы было на игру смотреть, а не в чужой карман.
Вот, скажем, Лукас в доску свой, даже несмотря на то, что в этом году перешел из "Сан-Паулу" в "ПСЖ". Он же себе имя в Бразилии сделал! Стольких людей осчастливил! Поэтому его имя торсида дружно скандирует чуть ли не на каждом матче сборной, требуя от Фелипау выпустить его на поле. И поэтому, с кем бы я ни заговорил здесь о Халке, в беседе уже скоро неизбежно произносится имя Лукаса...
Этот прессинг на родине, как мне кажется, будет продолжаться до тех пор, пока Халк не выиграет в составе сборной какой-нибудь титул. Сейчас очень удобный случай: его позиции в команде как никогда прочны, а до победы в Кубке конфедераций осталось всего четыре шага. Первый из них – уже сегодня. В матче с Мексикой на стадионе "Каштелау" в Форталезе.