Карл-Хайнц Румменигге: "Футболу нужна революция"
Руководитель "Баварии" и Ассоциации европейских клубов намерен добиваться радикальных перемен в деятельности ФИФА и УЕФА
Игорь РАБИНЕР
из Мюнхена
Вчера на "Алльянц Арене" стартовал Audi Cup - самый представительный предсезонный турнир в Европе с участием "Баварии", "Барселоны", "Милана" и бразильского "Интернасионала". А перед его началом исполнительный директор мюнхенского клуба в разговоре с небольшой группой зарубежных журналистов, среди которых был и спецкор "СЭ", сделал ряд очень резких заявлений.
СЕМЬЯ НЕДОВОЛЬНА
- На днях в журнале Kicker вы пошли войной на ФИФА, обвинив ее в коррумпированности. Почему вам, как главе "Баварии", важно было об этом публично заявить?
- Я возглавляю не только "Баварию", но и Ассоциацию европейских клубов - их в ее составе около двухсот. Важно отметить, что три четверти участников последнего чемпионата мира играют в Европе. Убежден, что европейские клубы организованы лучше, чем африканские, азиатские и даже южноамериканские. И мы крайне недовольны тем, как сегодня развиваются футбол в целом и отношения внутри него.
У нас нет ощущения, что со стороны ФИФА и УЕФА к клубному футболу проявляется достаточное уважение. Клубы - это то, на чем строится современный футбол. Именно они - работодатели игроков, те, кто платит им зарплату. Но когда дело доходит до принятия ключевых решений - таких как определение международного календаря, - ни один представитель клубов в этом не участвует.
ФИФА и УЕФА должны понять: настало время для прозрачности, демократии, чтобы найти нужный баланс в жизни мировой футбольной семьи. У меня нет ощущения, что семья довольна системой, внедренной этими джентльменами (Зеппом Блаттером и Мишелем Платини. - Прим. И.Р.).
Мы не говорим о дележе денег и о власти. Только о прозрачности! Между тем в ФИФА происходит ежедневный коррупционный процесс. Постоянно всплывают какие-то темные истории, и убежден, что настало время с ними покончить. В интересах самого же футбольного мира. В прошлое воскресенье мы узнали о решении ФИФА пожизненно дисквалифицировать мистера бин Хаммама (бывшего вице-президента ФИФА признали виновным в даче взяток. - Прим. И.Р.). Всем известно "дело ISL" (маркетинговой компании, от которой ФИФА получала взятки за права на трансляции чемпионата мира. - Прим. И.Р.). Сейчас ходит много слухов относительно мирового первенства в Катаре...
- Что вы, кстати говоря, об этих слухах думаете?
- О чем-то мы знаем больше, о чем-то - меньше. Но в любом случае я не верю, что даже если Катар все-таки примет чемпионат мира (многозначительная пауза. - Прим. И.Р.), то это произойдет летом. Пусть благодаря суперсовременным технологиям удастся снизить температуру на поле и трибунах, но есть ведь объективное понятие климата. И еще. Не понимаю, как в одном городе, даже таком большом, как Мюнхен, можно принять 32 сборные плюс 32 армии их болельщиков. А ведь Катар - не больше Мюнхена...
- Россия-2018 и Катар-2022 - разные истории?
- Конечно. Россия - это не одна Москва, а множество разных городов. И климат там для проведения чемпионата мира нормальный.
- Подозрения в том, что Россия получила ЧМ-2018 нечестным путем, у вас нет?
- Ничего о таком не слышал. Может, вы лучше информированы? (Улыбается.) Но для недовольства работой ФИФА хватает и других свидетельств ее коррупции. Недопустимо, когда нами руководят люди, в систему координат которых не входят серьезность и чистота. Если не увижу шансов для того, чтобы управление футболом стало прозрачным, готов к революции как единственному честному пути к очищению нашей игры. Вопрос стоит так: нужны ли европейским клубам ФИФА и УЕФА - и наоборот? Полагаю, эти организации больше нуждаются в нас, чем мы - в них.
- Можете привести примеры вызывающего неуважения, проявленного к клубам?
- Наиболее важная вещь в мировом футболе - календарь. Так вот если взглянуть на его эволюцию, становится очевидным: шаг за шагом ситуация меняется в пользу сборных. К примеру, несколько лет назад в Лиге чемпионов был второй групповой этап. Но однажды УЕФА и ФИФА обратились к нам с просьбой его отменить. Говорили, что матчей слишком много, что игрокам нужно больше времени для отдыха и восстановления. В конце концов, мы согласились. Это означало, что вместо 17 матчей финалист Лиги теперь проводил 13, то есть лишался двух домашних встреч. Если переводить это на деньги, то клуб терял как минимум 10 миллионов евро.
Тем не менее мы проявили добрую волю и ради игроков пошли на отмену второго группового этапа. Но добрую волю должна проявлять и противоположная сторона! А матчей сборных становится все больше. Давайте сравним. Когда я играл сам, в финальных турнирах чемпионатов мира участвовало 16 команд, чемпионата Европы - 8. С тех пор число участников мирового первенства удвоилось, а континентального - даже утроилось!
В Лиге чемпионов есть отборочные раунды. Назовите мне хотя бы одну причину, почему таких же раундов не должно быть на уровне сборных. В чем разница между клубом из Андорры и ее сборной? Она очевидна: клуб вылетает из еврокубков в первом отборочном раунде, а сборная автоматически попадает в групповой турнир, где также все проигрывает. Почему? Счета всегда подписывают клубы, а смещается все в сторону сборных. У нас достаточно причин быть этим недовольными.
НИКТО НЕ ТРЕБУЕТ УПРАЗДНИТЬ ФИФА
- Разделяют ли вашу позицию национальные ассоциации?
- Не думаю - и вот по какой причине. Политика ФИФА и УЕФА выстраивается в пользу ассоциаций. И только те выбирают их руководство. Конечно, при таких раскладах национальные федерации никогда не пойдут против международных. Мы такое положение вещей понимаем, но не принимаем. И у меня нет ощущения, что я в одиночестве. Общественное мнение, особенно в странах вроде Англии, Германии и Швейцарии, полностью на нашей стороне.
- Обсуждали ли вы свои революционные планы с руководителями ведущих клубов Европы, с другими влиятельными фигурами?
- Уверен, эта тема касается всех клубов независимо от их масштаба! И не только. К примеру, у меня была встреча с министром спорта Великобритании. Да и вообще со многими людьми в Англии, где, как мне кажется, происходящим недовольны больше всего. Вмешаться в это необходимо именно сейчас!
- Полагаете ли вы, что вас поддержит и Восточная Европа, в частности, Россия и другие страны бывшего СССР?
- У меня полное ощущение, что по этому вопросу никакого различия между Западной, Восточной, Южной и Северной Европой нет. Что же касается России и СНГ, то у меня хорошие отношения с руководителями ряда их клубов (в частности, Евгением Гинером. - Прим. И.Р.). 5 - 6 сентября пройдет генеральная ассамблея ассоциации клубов, и там я спрошу, все ли готовы идти этим путем или имеются другие мнения. На данный момент у меня есть ощущение, что подавляющее большинство - на нашей стороне.
- Есть ли у вас конкретный план революции?
- Нет. Но, чтобы вы понимали, у ассоциации клубов существует меморандум о взаимопонимании с ФИФА и УЕФА, истекающий в середине 2014 года. Мы этот меморандум соблюдаем во всем и будем соблюдать до этой даты. Однако потом клубы будут свободны принимать любое решение.
- Если ФИФА и УЕФА согласятся предоставить в своих исполкомах некую квоту представителям клубов, вас это устроит?
- Я пойду дальше. Футбол держится на клубах, национальных ассоциациях, игроках, судьях, а в последнее время к ним добавился и женский футбол. Все эти "держатели акций" должны участвовать в управлении игрой.
- Чувство, что ФИФА не способна честно управлять футболом, появилось у вас лишь в последние годы или когда еще вы сами играли?
- Она способна управлять футболом! Мое требование состоит не в том, чтобы упразднить ФИФА, а в том, чтобы она делала свою работу серьезно и чисто, вызывая уважение и доверие к себе со стороны всех действующих сторон.
ФИНАНСОВЫЙ FAIR PLAY - ИНСТРУМЕНТ ОЧИЩЕНИЯ
- Люди, которые сейчас стоят во главе футбола, способны измениться в нужную вам сторону?
- Я на это смотрю без особого оптимизма. Поскольку они считают, что система работает идеально. Финансовая махина растет и растет - в частности, если взять чемпионаты мира. По моему мнению, прозрачность и серьезность - вещи, не уступающие в важности деньгам. Там считают иначе. Для них существуют две главные ценности - деньги и власть.
- От европейских клубов особо зависит УЕФА. Готовы ли вы пойти к Мишелю Платини и сказать: если наши требования не будут выполнены, мы в 2014 году пойдем другим путем?
- Один из моих принципов - не вносить конкретных людей в "черный список". Нет, я не собираюсь идти к своему старому футбольному другу Платини, говорить, что не доверяю ему, и выдвигать ультиматумы. Может быть, я немного наивен. Но в первую очередь хочу дать им шанс измениться. И только если мы придем к окончательному убеждению, что это не сработало, нам придется что-то предпринимать. Слышал, Блаттер и ряд его коллег из исполкома ФИФА в интервью говорили, что готовы к переменам. Что же, они должны доказать это на деле.
Рад, что мы близки к завершению многолетней истории с принятием финансового fair play, который, между прочим, очень трудно было провести через Евросоюз с его весьма строгими законодательными ограничениями. Брюссель несколько лет назад моментально заблокировал обсуждавшийся тогда "потолок" зарплат в европейском футболе, что сделало невозможным повторение опыта профессиональных лиг США. На лимит на легионеров по системе "6+5" Евросоюз также наложил безоговорочное вето. Но финансовый fair play все-таки принял.
Не определена пока только система наказаний, что весьма важно. Главные проблемы, мне кажется, будут не в Англии или Германии, а в Восточной Европе, где система финансирования клубов куда менее прозрачна. Но вводить эти правила в любом случае надо, поскольку финансовый fair play - наилучший инструмент для самоочищения футбольной системы.
- Вернемся все же к взаимоотношениям клубов и сборных. Позвольте личный вопрос. Вас, как и Платини, и многих других знаменитых игроков, помнят в первую очередь по блестящим выступлениям за национальные команды на крупнейших турнирах. А сейчас вы яростно защищаете интересы клубов...
- Ни секунды не сомневаюсь в том, что самая популярная команда в каждой без исключения стране - ее сборная. В Германии, допустим, 50 процентов людей любит "Баварию", 50 - не переносит. Но когда начинается чемпионат мира или Европы, вся страна садится к телевизорам и от всей души переживает за бундестим. Я твердо понял это в годы игровой карьеры и буду безоговорочно уважать до конца своих дней.
Никогда не стану обсуждать даже саму возможность того, чтобы клубы не отпускали игроков в сборные. Футбол национальных команд должен жить и процветать. Но я жду от ФИФА и УЕФА, чтобы они нашли наиболее справедливый и сбалансированный вариант международного календаря. Сейчас меня не покидает ощущение, что футболисты играют слишком много, а отдыхают и восстанавливаются - мало. И происходит это не из-за перегруженности клубного календаря.
В общем, надеюсь, что однажды финальная часть чемпионата Европы не будет состоять из всех 53 сборных, чьи федерации и ассоциации входят в УЕФА.