9 июля 2011, 00:10

Ближневосточная манна над Парижем

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Футбольный Париж в волнении. Клуб "Пари Сен-Жермен" перешел под контроль Катара. Не просто баснословно богатого шейха, а всего эмирата, потому что фонд Qatar Investment Autority – структура государственная, созданная в 2005 году, чтобы вкладывать часть доходов от добычи нефти и газа в ценные бумаги и всевозможные компании в Америке, Европе и Азии, уменьшая тем самым зависимость страны от продажи энергоносителей.

Катар – абсолютная монархия, и про общенародное достояние в отношении него рассуждать трудно. Семейное королевское там и есть государственное. Считается, что QIA, активы которого оцениваются, по разным источникам, в 60-85 миллиардов долларов, принадлежит наследному принцу Тамиму бин Хамаду Аль-Тани, влиятельному в мире спорта человеку. Достаточно сказать, что в 31 год он является членом МОК. А пост исполнительного директора фонда занимает премьер-министр Катара - шейх Хамад бин Ясим бин Жабр Аль-Тани.

В качестве иллюстрации: данной катарской организации принадлежит 15 процентов акций Лондонской фондовой биржи, у нее 17 процентов в такой фирме, как Volkswagen, и она давно замахивается на такой суперклуб, как "Манчестер Юнайтед", за который сейчас даже готова выложить 2 миллиарда фунтов. Пока же пригодился и "ПСЖ", который до сих пор был собственностью калифорнийского фонда Colony Capital.

На французский клуб арабские шейхи посягают давно. Париж – это… Париж. Звучит. И масштабные дела можно вершить. К тому же у президента Николя Саркози и эмира, а соответственно и Франции с Катаром, установились дружеские отношения. Маленькое государство участвует, например, в операции против Каддафи в Ливии.

А спорт – важнейшее направление внешней и внутренней политики Катара, с помощью которого он утверждается в мире. Фейерверка великих спортивных достижений при населении в 1,7 миллиона человек, конечно, не добиться, но о себе можно заявить и иначе, в том числе проведением ЧМ-2022 по футболу.

В декабре 2004 года перед памятным матчем "ПСЖ" с ЦСКА (1:3 с хет-триком Сергея Семака) мне дал интервью тогдашний президент парижан Франсис Грай. Я спросил, правда ли что группа российских бизнесменов хотела приобрести возглавляемый им клуб. "С предложением купить "ПСЖ" ко мне обращались даже две группы из России. Я отказал", - ответил президент. "Почему?" "Если в Лондоне много команд, то в Париже только одна. "ПСЖ" - это, если хотите, национальный капитал. Кстати, я отказал и арабским бизнесменам".

Примечательно, что президент УЕФА Мишель Платини критически отнесся к продаже "ПСЖ" катарцам. Он тоже придерживается точки зрения, что это – французский бренд, который должен от начала до конца сохранять свою национальную принадлежность. Но в век коммерции и глобализации правят другие понятия.

Год назад двоюродный брат наследного принца Тамима – шейх Абдулла бин Насер Аль-Тани приобрел за 25 миллионов евро испанскую "Малагу". Поначалу дела шли плохо, но хозяин поставил во главе команды чилийского тренера Мануэля Пеллегрини, работавшего в "Вильярреале" и мадридском "Реале", приобрел Мареску, Демикелиса и Жулиу Батисту. В итоге на финише чемпионата "Малага" была на благополучном 11-м месте, а теперь, когда шейх выделил 40 миллионов на трансферы, будоражит футбольный рынок. Ее новичками уже стали Руд ван Нистелрой и Жереми Тулалан. Да что там "Малага", если слова "Катарский фонд" с нового сезона будут красоваться на футболке самой "Барселоны", которая не имела титульного спонсора за все время существования с 1899 года! Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) не в счет – ведь это некоммерческая организация. Ее название теперь будет на футболке сзади и снизу. Цена рекламного вопроса, решенного катарцами, – 165 миллионов нефтегазовых евро за пятилетку.

Но вернемся к "ПСЖ". В 2006 году приобрести этот клуб пытался брат нынешнего наследного принца - Ясим бин Хамад Аль-Тани. Сделка сорвалась. Canal+, которому в то время принадлежал клуб, и мэрия Парижа не хотели отдавать клуб под полный контроль экзотического владельца. Катарской стороне предложили за 30 миллионов евро треть акций, ее это не устроило. В итоге "ПСЖ" стал собственностью американского фонда Colony Capital который за пять лет израсходовал на него около 100 миллионов и теперь рад-радешенек от ноши освободиться. Хотя его желание "отбить" истраченную сотню миллионов не осуществилось.

Qatar Investment Autority собирается выкупить 95,8 процента акций "ПСЖ", что встанет ему примерно в 50 миллионов евро. Причем целиком сделка будет завершена через год. Пока же катарцы завладели 70 процентами акций.

Новым главой попечительского совета "ПСЖ" назначен 37-летний Насер Аль-Хелаифи, доверенное лицо шейха Тамима, президент национальной федерации тенниса и заодно генеральный директор канала Al Jazeera Sport, серьезного пропагандистского орудия политики Катара, призванного, в частности, представлять страну в лучшем свете в преддверии ЧМ-2022.

Эта компания обладает на Ближнем Востоке эксклюзивными телеправами на трансляцию матчей Лиги чемпионов и чемпионатов Англии, Испании, Италии. Недавно за 192 миллиона евро канал приобрел на шесть лет права на показ игр французского первенства за рубежом. Более того, с будущего года за 90 миллионов в сезон он будет транслировать два матча этого турнира в неделю  - в пятницу вечером и в воскресенье днем – внутри самой Франции! Для этого, правда, ему еще надо обзавестись каналом вещания. Скорее всего Al Jazeera выкупит французский Оrange Sport.

По итогам завершившегося сезона "ПСЖ" занял четвертое место, премируемое путевкой в Лигу Европы. Но участия в этом турнире катарским боссам, конечно, недостаточно. Их задача – минимум на завтрашний день – завоевание путевки в Лигу чемпионов. Состав команды хотят обновить чуть ли не на три четверти. При этом фонд выделяет на селекцию 150 миллионов евро на три года.

В сводках СМИ название "ПСЖ" упоминается рядом с именами больших звезд, такими как Кака, Джилардино, Бербатов, Это’О. Но пока в парижский клуб перебрался из "Ренна" вратарь Николя Душез, у которого закончился срок действия контракта. Пойманной крупной рыбой можно считать лишь форварда французской сборной Кевина Гамейро, обошедшегося в 11 миллионов евро. В то же время атакующий полузащитник Димитри Пайет предпочел не ждать, когда осуществится катарская мечта о Лиге чемпионов, и перешел из "Сент-Этьена" не в "ПСЖ", а в "Лилль", которому стартовать в евротурнире номер один уже грядущей осенью.

Серьезные надежды возлагаются на Леонардо, в прошлом кумира парижского стадиона "Парк де Пренс", которому теперь отводится роль генерального директора. Ведь бразилец до тренерства в "Милане" и "Интере" успел поработать в штабе россонери техническим директором и располагает полезными связями. Впрочем, пока он контракта с катарскими работодателями не подписал.

Предполагается, что Леонардо придаст "ПСЖ" южноамериканскую ориентацию, которой клуб придерживался в свои лучшие годы. За бразильцами Лукасом, Гансу, Фернанду претендент в гендиры следил еще будучи в "Интере". Да только отступные за этих игроков выставлены нереальные: "Сан-Паулу" хочет за Лукаса 80 миллионов евро, "Сантос" за Гансу – 50, а "Порту" оценивает Фернанду в 15-20 миллионов. При таких ценах даже у Катара денег не хватит.

Александр ПРОСВЕТОВ

 

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости