Ули Хенесс: "Мы засудили тех, кто обвинял нас в "договорняке" с "Зенитом"
Президент "Баварии" на встрече с группой иностранных журналистов, в которой участвовал и спецкор "СЭ", заявил, что за 41 год в мюнхенском клубе к нему никто не обращался с предложениями "сдать" или "купить" матч
- Как-то раз вы сказали, что Зепп Блаттер сделал большую ошибку, отдав чемпионат мира Южной Африке. А как насчет России и Катара?
- Сначала - по поводу ЮАР. В принципе я не осуждал сам факт того, что мировое первенство отдано Африке. Сказал только, что это произошло слишком рано. Ну вот скажите, чувствовали ли вы себя там в полной безопасности - допустим, те, кто жил в Йоханнесбурге? Многие немецкие журналисты на этот вопрос отвечали отрицательно. Когда наступала темнота, они вообще никуда не могли пойти! Может, я сумасшедший, но для меня это неприемлемо. Если я приезжаю на чемпионат мира, то хочу получать от пребывания на нем удовольствие. Меня напрягает, что нужно к кому-то идти и советоваться - могу ли повернуть налево, направо? Сюда нельзя, туда нельзя...
Далее. Для меня реальная ценность чемпионата мира для той или иной страны определяется два - четыре года спустя. К примеру, Германия вышла из своей эпопеи с мировым первенством безусловным победителем. У нас возникла не только новая инфраструктура, но и новое настроение, дух людей. ЧМ-2006 поменял все! На новых стадионах резко выросла посещаемость, дети в неизмеримо больших количествах пошли в футбол, выросло новое поколение талантливых игроков... В Германии самые современные стадионы, и они всегда полны - у нас сейчас самая большая посещаемость национального чемпионата в Европе. Общая атмосфера в нашем футболе благодаря мировому первенству изменилась абсолютно!
А теперь посмотрим на ЮАР спустя год. На великолепные стадионы ходят по пять тысяч человек. Не думаю, что это правильно со стороны ФИФА тратить 500 миллионов или миллиард евро, а то и больше, на событие, завершающееся через четыре недели, с нулевым влиянием на страну и ее футбол в будущем. Лучше, господа руководители ФИФА, отдайте Южной Африке эти деньги просто так на строительство инфраструктуры, а чемпионат мира проводите в другом месте!
- Так как насчет России и Катара?
- Считаю, что Россия проведет очень хороший чемпионат мира. И абсолютно уверен, что если человек поедет в Россию спустя два года после турнира, то убедится в большом эффекте того, что было в 2018 году. Это касается и заполняемости стадионов, и многого другого. Не сомневаюсь в этом ни на секунду.
Катар - это нечто совсем другое. Чемпионат мира там будет иметь для меня смысл при двух серьезных изменениях. Во-первых, если он пройдет не летом, а зимой. Я всегда был прагматично мыслящим человеком. Поэтому не собираюсь призывать кого-то к тому, чтобы решение о проведении турнира в Катаре вообще было пересмотрено - на сегодня не вижу шансов для этого. Но даже из не лучшего решения нужно искать наилучший выход. И ЧМ-2022 зимой - тот компромисс, на который всем нам перед лицом футбола необходимо пойти.
Да, это приведет к изменению международного календаря - и полагаю, что не на все время, но на год это придется сделать.
Летом там 50 - 55 градусов по Цельсию при 95 процентах влажности. Что-то с этим сделать - крайне сложно. Я знаю ребят из Катара, поскольку мы дважды проводили там тренировочные сборы. Они способны сотворить что-то фантастическое. И все же даже они не могут взять на себя работу, которая под силу только богу. Они - не боги, и я - не бог. Бог у нас в "Баварии" был в прошлом году (намек на Луи ван Гала, вызвавший бурный хохот журналистов. - Прим. И.Р.). И не сомневаюсь, что в конце концов все это поймут и перенесут ЧМ-2022 на зиму.
А второе необходимое, на мой взгляд, изменение - турнир надо проводить не только в Катаре, но и в ОАЭ, и в Кувейте, других странах Персидского залива.
- Мишель Платини думает так же.
- Если задействовать целый регион - это имело бы смысл. С учетом обилия там не только нефти, но и газа, и других ресурсов, не знаю, смогут ли хоть какие-то страны через десять лет быть такими же богатыми, как они.
- Не считаете ли вы, что после пожизненной дисквалификации члена исполкома ФИФА от Катара Мохаммеда бин Хаммама следует вернуться к вопросу о чемпионате мира в Катаре?
- Уверен в том, что решение о пожизненной дисквалификации бин Хаммама вызовет слишком большие проблемы для ФИФА. Начнется настоящая война. Мистера Блаттера ждут очень сложные два года.
- Одна из главных проблем - скандал за скандалом по поводу договорных игр. Раньше - Италия, теперь Греция, Турция...
- Есть два обстоятельства, из-за которых я немедленно ушел бы из клуба и из футбола. Во-первых, если бы в моем клубе было бы обнаружено систематическое употребление игроками допинга. И второе - систематическое участие в договорных матчах. За 41 год никто не подходил ко мне с такими предложениями.
- В связи с этим как вы отнеслись к публикациям в испанской, в частности, прессе о якобы проданном "Баварией" полуфинале Кубка УЕФА-2007/08 c "Зенитом"?
- Мы заставили отвечать авторов этой выдумки. Подали в суд - и выиграли дело. И будем так же действовать в дальнейшем.
- Можно поподробнее?
- Дело завели не против газет, а против бывших работников ФИФА, от которых все и пошло. Суд первой инстанции в Гамбурге признал их виновными в распространении заведомо ложной информации и обязал выплатить серьезный штраф. На данный момент они его еще не выплатили, поскольку хотят подать апелляцию. Но мы будем доводить дело до конца. "Бавария" не допустит, чтобы кто-то безнаказанно марал ее имя.