Русского тренера в Эстонии обвиняют в насилии. Родители говорят, она плевала в детей и бросала в них коньки
Анна Леванди — одна из самых известных тренеров Эстонии. Долгое время фигурное катание в этой стране ассоциировалось именно с ней. Некогда известная советская фигуристка — призер чемпионата мира, многократный призер чемпионатов Европы, после распада СССР переехала в Таллин, где и открыла свою школу. За более чем 25-летнюю тренерскую карьеру через нее прошли десятки фигуристов мирового класса. Но теперь ее позиции под угрозой — Эстонский фонд по спортивной этике изучает обвинения от бывших учеников Леванди. Утверждается, что она могла игнорировать травмы, оскорблять юных спортсменов, а также плевать в них и бросать коньки.
Звездная московская фигуристка переехала в Таллин к мужу
В Европе появляются свои аналоги американской организации SafeSport. Так, например, в Эстонии действует фонд по борьбе за антидопинговую и спортивную этику. Сейчас он разбирает претензии от бывших учеников знаменитого тренера Анны Леванди. Подробностей пресс-релиз фонда не озвучивает, в теории дело и вовсе должно быть конфиденциальным. Однако местное издание ERR приводит в деталях жалобы на Леванди, в которых родители фигуристов рассказали об унижениях и оскорблениях их детей. Матерные оскорбления, плевки, бросание коньков в учеников, игнорирование травм — все это якобы было рядовой практикой в группе Леванди. «Мы сформировали комиссию, которая выслушает всех причастных людей», — сообщила журналистам глава Федерации фигурного катания Эстонии Майре Арм. До этих пор Анна будет под временными ограничениями.
Важно указать статус Леванди для эстонского спорта. Этот специалист (в девичестве Кондрашова) — одна из самых известных советских фигуристок. Во времена СССР ставка делалась на парное катание и танцы на льду. Сильные одиночницы были редкостью, и Анна Кондрашова была как раз одной из них. Четыре бронзы на чемпионатах Европы, серебро чемпионата мира. Не везло Кондрашовой только с Олимпиадами — пятое и восьмое места. Сама Анна шутит, что ее главная «награда» с поездок на Игры — это супруг Аллар Леванди. Советский двоеборец из Эстонии, сенсационный бронзовый призер Калгари-1988 покорил сердце фигуристки из Москвы на вечеринке в Олимпийской деревне. «Я Аню спас от наших хоккеистов. Они все были вдребезги, выиграли золото. Пили так... И мы с Аней начали танцевать. До сих пор танцуем», — рассказывал Аллар в интервью порталу sports.ru.
Анну звали обратно в Москву, но она выбрала комфортную жизнь с супругом
Танец влюбленных длится уже четвертый десяток — Кондрашова перебралась в Таллин и взяла фамилию мужа. Причем следом за супругом Анна решилась еще на один переезд — кризис 1990-х ударил и по Прибалтике, так что какое-то время Леванди пожили в Норвегии. Именно там Анна и начала тренерский путь. К которому, по собственному признанию, на самом деле не стремилась. «Так, как меня тренировали, как я выросла на катке — точно не хотела. Таким тренером быть — это жить не хочется. Одна сплошная дрессировка, нервы, ор — зачем? Я мечтала стать архитектором, как бабушка. То есть на фигурном катании для меня свет клином не сходился», — рассказывала Леванди. Стоило паре немного встать на ноги, а экономике Эстонии выйти из пике, как семья принимает решение вернуться в Таллин.
Там Анна открывает уже свой собственный клуб и развивает на своей новой Родине фигурное катание практически с нуля. Был небольшой шанс, что Леванди вернется и в Россию — на заре нулевых с таким предложением к ней выходил экс-глава Федерации фигурного катания на коньках России Валентин Писеев. Однако Анна никуда не стремилась. Зачем? В Таллине у нее было все — семья, статус, талантливые ученики и отсутствие конкуренции. В Москве она была бы «одной из». Уже тогда наши лучшие кадры стали возвращаться из Америки и Европы, так что борьба за воспитанников с потенциалом была серьезной. Однако в последние годы уже и в Эстонии у команды Леванди начались проблемы. В частности, в Нидерланды переехала ее лучшая ученица Эва-Лотта Кийбус. Потерял статус лидера и ее сын Арлет Леванди — братья Селевко давно сильнее.
«Советские» порядки тренера Леванди возмущают местных
Серебро Александра Селевко на чемпионате Европы-2024 изменило расклад сил — теперь на виду скорее штаб Ирины Кононовой. Окончательно добивает позиции Леванди текущий скандал с обвинениями в насилии в адрес детей. «Слова «даун», «дебил», и ироничное «принцесса» звучат на тренировках регулярно, — утверждает мама одной из спортсменок клуба Леванди. — Также она публично унижает учеников своих коллег, то есть других детей — кто слишком толстый, у кого кривые ноги, у кого мама ведет себя слишком вольготно».
Есть и неанонимная жалоба от бабушки Егора Марченко — Зои. Последняя открыто говорит о психологическом насилии над своим внуком. «Он говорил: я не могу с ней кататься, когда я услышу ее голос, приседаю от страха. Ребенок без конца плакал на каждой тренировке. Отношение было как к скоту», — рассказывала Зоя Марченко. Любопытно, что от Леванди Егор ушел к главному антагонисту Анны — Ирине Кононовой.
Обвиняют в эмоциональном насилии Анну не впервые — еще десять лет назад она якобы назвала бывшую 13-летнюю ученицу «свиньей». Однако тогда эстонская федерация особого внимания на жалобу не обратила — слишком важна была Леванди для страны. Сейчас же все иначе. Хенн Валлимяэ, руководитель Эстонского фонда антидопинга и спортивной этики, взяла ситуацию под личный контроль. Однако есть и те, кто выступает в поддержку Леванди. В частности, в соцсетях высказалась Наталья Забияко, получившая известность уже как российская парница.
Сама Анна, разумеется, все обвинения в свой адрес отрицает. «Мне сейчас очень обидно, почему за все эти годы ко мне никто не обратился с тем, что я делаю что-то не так, что причиняю кому-то вред. Я не понимаю этого. Это самый большой вопрос для меня. Почему? Где вы были раньше?» — говорит 58-летний тренер.
Леванди признает, что она требовательна и в какой-то момент может быть даже слишком строгой. Однако все это ради результата, а грань разумного Анна никогда не переходит. В то же время в эстонской прессе уже пишут о «советских» практиках Леванди, которым в стране ЕС не место.