Королевские битвы. Как Медведева вошла в историю
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Марселя
В пятницу в Марселе наконец-то начали развиваться события, ради которых многие болельщики стремились лично посетить финал чемпионской серии: розыгрыш первенства в танцах на льду. Своего рода битва гигантов – олимпийских чемпионов Ванкувера Тессы Вирту/Скотта Моира и двукратных чемпионов мира Габриэлы Пападакис/Гийома Сизерона. Первый старт завершился большой неожиданностью: французский дуэт показал всего лишь третий результат.
Пока на льду марсельского "Омниспорта" шли утренние тренировки и, разумеется, не предполагалось, что через несколько часов Сизерон банально не справится с нервами, я в который раз пыталась найти ответ на один-единственный вопрос: чего не хватает "остальному танцевальному миру", чтобы сравняться с канадским и французским дуэтами? Таланта? На этом уровне каждая из пар талантлива по-своему, все предельно мотивированы, да и работают очень много, тогда чего же? Ответ возник сам собой, когда Вирту/Моир вышли на старт, начали танцевать и смотреть на это хотелось бесконечно – до такой степени ярко фигуристы проживали каждый музыкальный акцент своей постановки.
Всего год назад казалось, что столь полное слияние с музыкой в танцах способен демонстрировать лишь один дуэт – французский. Устоявшееся мнение перевернул японский этап "Гран-при", где Вирту/Моир впервые встретились с двукратными чемпионами мира в очной борьбе и обошли их, не прикладывая внешне ни малейших усилий.
Ну а в пятницу было впору задаваться вопросом: как долго Пападакис и Сизерон сумеют выносить внутреннее соперничество с канадцами в одной группе: короткого танца хватило, чтобы на льду Марселя запахло не просто поражением, а разгромом.
Сохранять при таком раскладе психологическое спокойствие бывает нечеловечески трудно. Тесса и Скотт сами не столь давно оказывались в роли аутсайдеров – когда за год до Олимпиады в Сочи проиграли чемпионат мира Мэрил Дэвис/Чарли Уайту. Поражение от коллег по группе было у канадцев не первым, точно так же они остались вторыми двумя годами ранее, но первый прецедент был всего лишь следствием объективных причин: Тесса перенесла несколько операций на ногах, и дуэту просто не хватило времени на восстановление. А вот поражение на предолимпийском мировом первенстве было уже серьезным ударом, который во многом предвосхитил поражение Вирту/Моира в Сочи.
Если судить по косвенным признакам, как раз тогда между двумя выдающимися дуэтами пробежала кошка. Тесса дала тогда довольно откровенное интервью, в котором сквозь вполне корректные формулировки прорывалось многое: обида на тренера, не уделявшего, по мнению спортсменки, прежнего внимания их со Скоттом дуэту, недовольство олимпийским результатом и главное – непонимание, почему этот результат случился. Мир ведь столько лет убеждал спортсменов, что они невероятно талантливы, поцелованы Богом, в то время как многие другие в сравнении – просто добросовестные работяжки. Тогда почему все случилось в Сочи именно так?
Оба звездных дуэта прекратили после Игр выступать на любительском льду, переключившись на гастрольную деятельность, но если Дэвис и Уайт оставили в качестве “базового лагеря” свой прежний каток в Кантоне и прежнего тренера Марину Зуеву, то Тесса со Скоттом предпочли перебраться в Монреаль – к Дюбрей и Лозону.
Именно поэтому канадцы, приняв решение вернуться в спорт, предпочли оставить в тренировках все как есть – не искать лучшего. Ну а само возвращение, похоже, было связано не столько с тем, что паре перестало хватать адреналина, сколько с недостаточным спросом на олимпийских чемпионов в шоу-бизнесе: контракт Дэвис/Уайта с IMG оказался в этом плане более выгодным. Не только в силу более "свежего" титула, но, возможно, и потому, что заключен он был в максимально благоприятное для Дэвис и Уайта время, когда те впервые вырвались вперед партнеров по команде, став чемпионами мира, а Тессу продолжали мучить последствия травмы.
Не стану утверждать, что все происходило именно так (в конце концов о многих вещах сторонним наблюдателям остается только гадать), но как бы то ни было, любительский спорт от возвращения Вирту/Моира только выиграл: он получил танцоров, не только не имеющих "потолка" в своем природном таланте, но любящих и умеющих соревноваться. Понимающих, зачем им это нужно, и попавших в руки специалистов, способных реализовать самые максимальные амбиции как в творческом, так и в техническом плане. А самое главное, что оба фигуриста получают от всего этого фантастическое, ни с чем не сравнимое удовольствие.
Если убрать из этого перечня хотя бы одну составляющую, мы и получим ответ на вопрос, который был задан в самом начале. А, кроме того, танцы – совершенно особенный вид катания. Спортсмена можно научить чему-угодно, он может блистательно работать на льду, но все его старания будут оставаться именно работой. Не искусством, а ремеслом, пусть и возведенном в превосходную степень.
Подозреваю, кстати, что именно поэтому несколько лет назад танцевальный мир с таким восторгом смотрел на совсем юных россиян Елену Ильиных/Никиту Кацалапова и так сильно недоумевал, когда пара распалась после Игр в Сочи. Когда речь идет о талантливости подобного масштаба, очень трудно бывает понять причины, не позволившие этот талант реализовать.
Что до событий в Марселе, это все равно была битва лишь двоих – даже несмотря на то, что после короткого танца Пападакис и Сизерон были отодвинуты на третью позицию Майей и Алексом Шибутани. Дуэт в очередной раз прыгнул выше головы, на несколько баллов перекрыв личный рекорд, и это позволило американцам на 0,11 обойти чемпионов мира.
Французам на самом деле прилично повезло: при нескольких вполне заметных помарках и довольно грубой ошибке партнера в серии твиззлов, их отсудили более чем лояльно, "не заметив" огрехов. Но тут сыграли вполне понятные механизмы: когда пара на протяжении двух сезонов не дает ни малейшего повода поставить под сомнение свое тотальное превосходство над всеми остальными, очень трудно бывает избавиться от стереотипа мышления. В том числе – судьям.
***
Нечто похожее происходило в женском турнире, где чемпионка мира Евгения Медведева совершенно блестяще исполнила короткую программу, попутно установив рекордное достижение по количеству набранных баллов – 79,21. Предыдущий рекорд трехкратной чемпионки мира Мао Асады продержался более трех лет – был установлен на чемпионате мира-2014 в Саитаме, причем выступила там японка не лучшим образом: она великолепно справилась с тройным акселем и тройным флипом, а вот каскад из риттбергеров получился со сдвоенным вторым прыжком. Но даже в этом варианте базовая оценка Асады за три прыжковых элемента была на 1,59 выше той, что демонстрирует в этом сезоне Медведева. Естественно, сразу возник вопрос: каким образом российская спортсменка сумела перещеголять японку, выступавшую к тому же в родных стенах?
Ответ на самом деле на поверхности: Медведеву сравнивали не с Асадой. А с теми, кто выступал в Марселе. На их фоне Женя выглядела гораздо более уверенной, не делала ошибок, что кроме нее удалось только Кейтлин Осмонд и Сатоко Мияхаре, но обеих Медведева превзошла тактически: все три прыжковых элемента располагались в программе российской спортсменки во второй половине (у Осмонд – один, у Мияхары – два), у японки Женя выигрывала еще и чисто визуально: выглядела более мощной и скоростной, закрывая своим катанием все пространство катка.
Плюс – феноменальная стабильность, которую чемпионка мира начала демонстрировать еще в прошлом сезоне. Поэтому, собственно, судьям не было никакого резона экономить на баллах.
Гораздо более неоднозначные впечатления оставил турнир спортивных пар, финал которого завершился еще в пятницу. Евгения Тарасова и Владимир Морозов одержали первую в карьере серьезную победу (до приезда в Марсель пара не имела ни одного высшего титула даже в юниорском разряде), но первыми они стали не столько благодаря собственному катанию, сколько чужим ошибкам. Когда победу фигуристов, обладающих колоссальным потенциалом, прекрасными линиями, великолепными по качеству элементами и достаточно обширным опытом выступлений комментируют словами “потому что упали все остальные”, это говорит прежде всего о том, что и потенциал, и линии, и элементы выносятся на суд зрителей в совершенно неподобающей упаковке, оставляющей спортсменам не так много шансов на то, чтобы произвести по-настоящему чемпионское впечатление. Это удалось разве что в короткой программе, и то отчасти: Тарасова и Морозов показали наиболее высокий общий результат, но базовая сложность программы россиян уступала сразу двум дуэтам – канадскому и китайскому.
Понятно, что победителей не судят, тем более что Женя и Владимир в своей произвольной программе сделали все возможное (включая четверной подкрут). Но времена, когда сильнейший на текущий момент российский дуэт станут воспринимать ровней сильнейшим парам мира, по всей видимости, еще впереди.
Финал "Гран-при". Пары. Произвольная программа. 1. ТАРАСОВА/МОРОЗОВ (Россия) – 135,25 балла. 2. Дюамель/Рэдфорд (Канада) – 134,55. 3. Юй Сяоюй/Чжан Хао (Китай) – 131,37. 4. Сегин/Билодо (Канада) – 125,99. 5. ЗАБИЯКО/ЭНБЕРТ (Россия) – 122,53. 6. Пэн Чэн/Цзинь Ян (Китай) – 112,35. Итог. 1. ТАРАСОВА/МОРОЗОВ (Россия) - 213.85. 2. Юй Сяоюй/Чжан Хао (Китай) – 206,71. 3. Дюамель/Рэдфорд (Канада) – 205, 99. 4. ЗАБИЯКО/ЭНБЕРТ (Россия) – 188,32. 5. Сегин/Билодо (Канада) – 186,85. 6. Пэн Чэн/Цзинь Ян (Китай) – 183,19.
"Гран-при". Финал. Женщины. Короткая программа. 1. МЕДВЕДЕВА (Россия) - 79,21 балла. 2. Осмонд (Канада) - 75,54. 3. Мияхара (Япония) - 74,64. 4. ПОГОРИЛАЯ (Россия) - 73,29. 5. РАДИОНОВА (Россия) - 68,98. 6. СОТСКОВА (Россия) - 65,74.