«Я за долгий путь спортсмена, а не за однодневок». Плющенко — о чемпионате Европы и четверных своих воспитанниц
В Граце только закончился чемпионат Европы, наши главные звезды ходят на рейтинговые ток-шоу. Можно праздновать и предаваться эйфории. Но все это — вершина айсберга. Основание этой конструкции — соревнования в небольших залах, где соревнуются 10-12-летние мальчики и девочки. И многие такие турниры дадут фору прокатам с одинарными риттбергерами в австрийском шатре. Один из главных таких турниров — первенство Москвы, проходящее сейчас в ледовом дворце «Москвич» в Текстильщиках.
Состязания девушек в младшем возрасте выиграла подопечная Евгения Плющенко Софья Титова, перешедшая в академию олимпийского чемпиона из команды Этери Тутберидзе. В принципиальном противостоянии она опередила Любовь Рубцову из «Хрустального» на 2,32 балла. По сумме короткой программы, элементов у нее 199,24 против 196,92 у подопечной Тутберидзе.
На прокат Титовой приехал и сам руководитель академии «Ангелы Плющенко». И после объявления победителя рассказал «СЭ» о подходе к ученикам, четверных и чемпионате Европы.
Титова уже приземляет четверной
— Софка прибавляет, два года мы с ней сотрудничаем, девочка упертая, труженица, — начал фигурист и тренер. — Результат налицо. Пришла она ко мне со всеми двойными, ни одного тройного. Быстро восстановили, буквально за два месяца она прыгнула все тройные. Появилась стабильность, каскады 3+3, изучаем четверные, аксель три с половиной. Все рядом. Но не форсируем. Это не первоочередная задача — мол, надо завтра или к следующему сезону прыгнуть. Я все-таки за спорт, в котором фигурист проходит долгий путь. Не однодневка — и убежали, а именно несколько чемпионатов мира, Европы, Олимпиад, может быть. Я за такой подход.
— Прямо на Олимпиады Софью уже настраиваете?
— Конечно. Разговариваем с ней, обсуждаем, что нужно несколько олимпийских циклов пройти.
— Какой четверной пробовали?
— Флип, лутц, сальхов, тулуп. Все в недокруты, но уже с выездом. Аксель три с половиной — очень рядом. Ставили цель на 10 лет сделать, ну, было рядом, чуть-чуть не хватает. В целом все прошло очень успешно, удачно, и по короткой программе, и по элементам. Вторая девочка, Настя Лысых, заняла пятое место, едем на чемпионат России среди маленьких, по своему возрасту. Все довольны и рады.
— В старшем возрасте сумасшедшая конкуренция ЦСКА и «Хрустального». С ними реально бороться? Скоро же переходить.
— Давайте мы пока покатаемся в этом возрасте, а потом встретимся и со старшим.
Не надо задирать нос после этого чемпионата Европы
— Как вам чемпионат Европы? Наконец-то наши мужчины впервые после вас выиграли.
— Слава богу, что у Димы Алиева все получилось, он достойно выступил. Золото, второе место — Даниелян, просто отлично, он стал стабильнее кататься. Удачи на чемпионате мира! Вообще все наши ребята здорово катались, девочек можно даже не обсуждать, наши — супердевочки. Пары, танцы — какой сюрприз там был!
— Вам не кажется, что чемпионат Европы теряет авторитет? Нам не с кем соревноваться.
— Надо европейцам подтягиваться. У итальянцев есть хорошие одиночники, просто некоторые травмированы, французы есть сильные. Знаете, не надо задирать нос после этого чемпионата Европы, надо ходить по земле. Сегодня так, а дальше... Надо двигаться, посмотрим.
— Вы пожелали удачи Алиеву и Даниеляну, они должны ехать, на ваш взгляд, на чемпионат мира?
— Думаю, да, конечно. По спортивному принципу. Европа все показала.
Невозможно, чтобы тренер всегда был начальником
— Чемпионат мира наверняка будет сложнее и у мужчин, и у женщин. Кто-то может бросить вызов трио Косторная — Щербакова — Трусова?
— Однозначно будет труднее. Но наша тройка сто процентов должна выигрывать, занимать весь подиум.
— Все три девушки упали, и начались разговоры, мол, они уже не выдерживают нагрузок, сил не хватает. Вы как фигурист можете сказать — из этих падений можно делать такие выводы?
— Я же не знаю, как там проходят тренировки. Вернее, не видел. Знаю, как проходят, но со слов тренеров, спортсменов, специалистов. Результат есть? Есть. Для спорта это важно. Для родителей тоже, наверное, важно. Но многие девочки травмируются, многие «летят».
— Алена Канышева, например.
— Вот именно. Просто это профессиональный спорт. Мне сложно судить, у меня таких суперпрофессионалов на сегодняшний день нет, может быть, они в ближайшем будущем и появятся. Но к каждому нужно индивидуально подходить. Нельзя быть в одной группе и всем делать одно и то же. Каждый спортсмен — личность, индивидуум. У кого-то мышцы по-особенному устроены, конституция в принципе другая.
— Вы для себя где эту грань видите между ценой победы и детским здоровьем, как ее определить?
— Надо смотреть по тренировкам. Кому-то можно сделать 50 прыжков на ней, а кому-то десяти достаточно. По крайней мере, я так работал с моим тренером Алексеем Николаевичем Мишиным. Кто-то в группе у нас делал по 60 прыжков, мне надо было 30. То есть мы контролировали, я следил за ситуацией. Главное, чтобы тренер прислушивался к спортсмену. Это та позиция, которую мы выработали с Алексеем Николаевичем. Невозможно так: тренер всегда начальник, а ты — дурак. Спортсмен также должен иногда диктовать наставнику, направлять его, особенно касательно своего состояния. Если друг друга слышат — приходит результат.