Загитова и Медведева не попали в сборную России, но могут участвовать в соревнованиях. Кто еще попадает в серию «Гран-при»?
После проведения чемпионата мира в Швеции, а следом и командного Кубка в Японии появилась надежда, что в следующем сезоне международные соревнования вернутся в нормальное русло. В 2022 году — Олимпиада, «челленджер» Nebelhorn Trophy — отборочное соревнование на этот старт, поэтому очень важно его провести. Ключевой в подготовке спортсменов к играм станет и серия «Гран-при» вместе с финалом. Чемпионат Европы и четырех континентов многие фигуристы в преддверии Олимпиады пропускают, чтобы сэкономить силы.
В прошлом году полноценные этапы провести не удалось — состоялось только четыре турнира из шести. То, что все-таки было организовано, проводилось в формате национальных стартов: обычно максимальное количество фигуристов от одной страны на этапе равнялось трем, в 2020-м их могло быть практически сколько угодно. Осенью же все может снова стать привычным.
Проблемы с формированием списка участников
Списки участников серии «Гран-при» обычно публикуются в середине июня, но в олимпийский сезон они были готовы уже к концу мая. Правила в более-менее одном и том же виде сохраняются из года в год, поэтому всегда можно было самому посчитать, кто же попадет в заветные списки. Сейчас же все осложняется тем, что прошлый сезон получился неполноценным — свои лучшие баллы фигуристы могли получить только на чемпионате мира, куда попало ограниченное количество человек. Поэтому нас явно ждут какие-то правки и корректировки к положению от 2019/20 годов. Осталось только дождаться их от Международного союза конькобежцев.
В чем вообще проблема? Одним из ключевых факторов распределения спортсменов по этапам являются рейтинг и список «сизн бестов» фигуристов. В обоих из них из этого сезона будет учитываться только чемпионат мира, чего недостаточно для полноценного формирования документов. Предположим, с рейтингом еще можно как-то справиться — в нем ведь учитываются три предыдущих сезона. А что делать с лучшими результатами? Есть предположение, что в этом случае будут использоваться баллы фигуристов с прошлого сезона или с этого — в зависимости от того, когда спортсмен сумел набрать лучшую сумму баллов.
Еще одним критерием является результат на юниорских стартах — финале «Гран-при» и чемпионате мира. В прошлом сезоне их вообще отменили, поэтому логично просто взять итоги последних проведенных стартов.
Можно примерно предположить, кто из российских фигуристок попадет на этапы. Конечно, со многими оговорками — мы же не знаем, как будут учитываться рейтинги. Но по результатам чемпионата мира можно делать хоть какие-то точные выводы. Первая шестерка является сеяными спортсменами, которые гарантированно получают по два этапа «Гран-при». Те, кто занял место с 7-го по 12-е, тоже смогут поучаствовать в серии «Гран-при», если наберут минимально нужное количество баллов. Получается, что Анна Щербакова, Елизавета Туктамышева и Александра Трусова гарантированно получат по два места. Всего у страны их может быть 18 — у России в этом виде максимум. То есть после вычета занятых мест призеров чемпионата мира их останется 12.
Загитова и Медведева могут принять участие в «Гран-при»
Далее на сайте ISU идет пункт о «возвращенцах»: если спортсмен, который в предыдущие 10 лет занимал места с первого по шестое на чемпионатах мира и при этом пропустил один или несколько сезонов, решит вернуться и поучаствовать в серии «Гран-при», то он может это сделать. К примеру, такими фигуристами могут быть Евгения Медведева и Алина Загитова. Если они решат вернуться к участию в серии «Гран-при», то смогут получить два места.
Далее идет пункт о том, что нужно попасть в топ-24 по рейтингу ISU или иметь один из 24 лучших результатов сезона (и при этом не быть высоко в первом списке). Такие спортсмены гарантированно получают один этап. Если мы берем текущий рейтинг, то в топ-24, кроме Щербаковой, Туктамышевой и Трусовой, попадают еще и Алена Косторная (8), Алина Загитова (9), Софья Самодурова (11) и Евгения Медведева (13). Но Загитова и Медведева уже получат свои места за счет «возвращения», если захотят этого. Поэтому по одному этапу заберут Косторная и Самодурова.
А дальше нужно будет перейти к рейтингу — здесь как раз до конца не понятно, как считать. Предположим, что лучший результат сезона будет учитываться либо за прошлый сезон, либо за этот. Тогда в топ-24 попадают следующие российские участницы (исключая тех, у кого уже есть этапы): Камила Валиева, Ксения Синицына, Дарья Усачева и Виктория Васильева. При этом Валиева и Усачева, как призеры юниорского чемпионата мира и финала «Гран-при», должны получить еще по этапу.
На домашнем этапе Федерация фигурного катания России сама сможет выбрать, кому дать этап, — обычно после выполнения всех критериев остается еще одно место. А вот оставшиеся квоты (их должно быть около трети) распределяются не совсем понятным образом. Скорее всего, во внимание примут лучшие результаты сезона — та же Косторная должна будет получить второй этап. Определенные шансы сохранятся у Станиславы Константиновой, Анастасии Таракановой, Майи Хромых и Анны Фроловой. А вот Елизавета Нугуманова, которая попала в резерв сборной в этом году, в рейтинге только 146-я, да и лучшие баллы в прошлом сезоне у фигуристки не совсем высокие — всего 186.
Из недавно опубликованной части списка сборной России два этапа в серии «Гран-при» должны получить почти все. Алена Косторная из резерва тоже, скорее всего, будет с максимальной квотой. А вот вопрос по Елизавете Нугумановой и Майе Хромых пока открыт — на сколько этапов они смогут претендовать, разъяснится после официального документа от ISU.
Расписание серии Гран-при-2021
22-24 октября. Skate America в Лас-Вегасе (США)
29-31 октября. Skate Canada в Ванкувере (Канада)
12-14 ноября. NHK Trophy в Токио (Япония)
19-21 ноября. Internationaux de France в Гренобле (Франция)
26-28 ноября. Rostelecom Cup в Москве (Россия)
9-12 декабря. Финал «Гран-при» в Осаке (Япония)