"Хотели с Загитовой доказать, что мы – не случайные чемпионки". Главные цитаты Тутберидзе
Об уходе Евгении Медведевой и Юлии Липницкой
– Наверное, жесткость сыграла свою роль. Когда спортсмен уже что-то завоевал и думает, что теперь он может тренироваться по-другому, что обращаться с ним надо по-другому, начинается конфликт. Но как ты шел к медали, таким способом только и пойдешь дальше, если я начну жалеть, ничего не получится. Почему я должна звать для тебя отдельного хореографа, потому что ты выиграл медаль? Ты сошел с подиума, и ты никто, ты должен все доказать на следующем старте. У тебя есть прошлая медаль, но это никак не поможет тебе в будущем.
О Липницкой
– Весь мир восхищался Юлей, свою долю любви она получила. Она отложила коньки? Это безостановочные нагрузки, тяжело психологически – ожидание новых программ, новых побед, она прошла свой путь с помощью своей мамы, меня. Думаю, она счастлива, что у нее была возможность оказаться на вершине успеха, показать свои лучшие программы.
О женском катании и критике Александра Жулина
– Если у половины взрослых спортсменок не присутствует тело, то что, мы не смотрим? Значит, она некомпонентная, потому что она не получила взрослое тело в понимании Жулина? Я с этим не согласна. Тренеры иногда искусственно сдерживают развитие фигуры? Нет, абсолютно. Я читала об этом, иногда даже шутя говорю: "Дайте мне такое средство, я им воспользуюсь".
В этом сезоне Алина (Загитова. – Прим "СЭ") менялась и росла, превратилась по фигуре в маленькую женщину. Это усложнило наш путь, нам хотелось доказать, что мы не случайные чемпионки. Формирование тела сдерживают тяжелые нагрузки. Когда мы отпускаем спортсменку в отпуск, мы даже не знаем, какая она вернется. Потому что отсутствуют нагрузки, и организм направляет энергию на рост чего-то другого.
О юниорском катании и критике Ирины Родниной
– Там столько пунктов, с чего бы начать... У нее столько заслуг, что ей нужно кланяться до конца жизни. Но она не действующий тренер. Маленьких девочек не стоит допускать на чемпионат России? Фигурное катание начало прогрессировать, когда к соревнованиям со взрослыми допустили маленьких девочек. Вспомните Аделину Сотникову, ставшую олимпийской чемпионкой после нескольких побед на чемпионате России. Женя Медведева в 14 лет взошла на подиум среди взрослых. В США 12-летняя девочка (Алиса Лью. – Прим. "СЭ") стала чемпионкой и прыгает четверной лутц. Они допускают девочек, а мы будем сдерживать? Это прогресс. Почему их не пускать?
О возрасте и изучении новых элементов
– В 20 лет я бы не стала изучать новые сложные прыжковые элементы – это дополнительный травматизм. Но в подростковом все возможно, и это никуда уже от них не уйдет.
О допинг-тесте Загитовой на чемпионате мира
– Не было никакого политического подтекста в том, что Загитову держали до пяти утра на допинг-тесте. Необходимо сдать не менее 100 миллиграммов анализа, но после стресса ей не удалось сдать такое количество. Спортсменам желательно кушать фрукты и пить воду. Алина не стала этого делать. Баночку держишь не ты, а тебе ее держат, надо же еще расслабиться.
О грузинских корнях
– Говорю ли я по-грузински? Всего несколько фраз. Наверное, не чувствую себя грузинкой, потому что всю жизнь прожила в Москве, где воспитание было русское. Кровь мне не переливали, папа – грузин, он всегда говорил: "Забыл грузинский, а русский не выучил"
О своей спортивной карьере
– Я не добилась выдающихся успехов в спорте. Наверное, это стечение обстоятельств. У меня были травмы в одиночном катании, хотя я занималась у тренера Эдуарда Георгиевича Плинера, который был одним из лучших в то время. Я росла, теряла координацию. Мне предложили пойти в танцы, что было унизительно. Меня это оскорбило. Не было безумного желания заниматься танцами. Мне пришлось полюбить то, чем я занималась. Я всегда завидовала одиночницам. Мой рост около 176 сантиметров, хотя я хотела всегда быть маленькой.
О жизни и работе в США
– Финансово там работать очень выгодно. Американцы молятся на русских, они считают наших специалистов лучшими в данном виде. Но для меня было ощущение, как будто я не живу. Стою на перроне, мимо меня проезжают поезда, но они все не мои. Тогда я поняла, что нужно вернуться.
Было понятно, что в России меня никто не ждет, могла быть ненависть, неприятие ко мне. Но я решила, что должна пройти через все самое ужасное и гадкое, пытаясь начать все с нуля. Если бы я поняла, что это не мое, что получила сполна, тогда вернулась бы в США. Мне кажется, если я сейчас поеду, меня там будут ждать.
О разнице между русскими и американскими детьми
– Американцы очень ценят лед, они за него платят. Там спортсмен сам отдает деньги за лед, за тренировки. У меня была фигуристка, с которой я не знала что делать: она очень высокая и я боялась ее сломать. Когда она выходила на лед, я пыталась поговорить с ней, узнать, как у нее дела, что нового на уроках. Она смотрела на меня и говорила: "Извините, время урока уже идет".
Наши – наоборот. Пять раз выйдут со льда, чтобы перевязать коньки, все делают не спеша. Они не ценят то, что им достается даром.
Об азиатских фигуристках
– Генетически азиатские фигуристки более координированы. Во-первых, они ниже ростом, им легче бороться с весом, они все сухие. Не растут каждый месяц по сантиметру. Азиатские спортсмены не обсуждают решения тренера. В них это заложено, плюс воспитание. Если взять фигуристку Элизабет Турсынбаеву. "Лиза, надо куда-то идти". Она идет без вопросов. С нашими спортсменами бывает борьба.
О словах Анастасии Шаботовой о "правильном допинге"
– Мне очень жаль слышать такие слова от 13-летней девочки, а также жаль всю ту часть ее поколения, которые считают, что формула успеха заключается в применении допинга. То есть она не считает, что надо выйти на лед и работать сильнее. Когда я это прочитала, то сразу сказала: "Удачи тебе в поиске "правильного допинга". Ну, наверное, "правильный допинг" – это все хорошее от тренера и от мамы.
О патриотизме
– Патриотизм в ситуации Евгении Медведевой и Брайана Орсера? У канадцев другая система – кто платит, тех и тренируют. Я стараюсь своих спортсменов приучить с момента, когда им по 13 лет. Нельзя говорить: "Я не хочу сегодня приходить на тренировку". Посмотри на карту, взгляни на размер России. Если ты выйдешь на международных соревнованиях, где у тебя на спине будет написано "Russia", ты и тогда скажешь – "не сегодня"?