Юбилей в "Юбилейном"
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
Алексей Мишин внешне невероятно похож на Михаила Жванецкого: та же манера общения, тот же взгляд с характерным прищуром. Иногда это до такой степени бросается в глаза, что впору не отмахиваться от шальной мысли: может быть, когда-то судьба просто насильственно разделила их, швырнув в разные стороны и разные профессии? Не случайно дни рождения эти два выдающихся человека отмечают почти одновременно?
Оба – мудры, как тибетские далай-ламы, и оба потрясающе ироничны. Наверное, это взаимосвязанно: мудрый человек не может не понимать, что жизнь без иронии – это тупик. Если, разумеется, хочешь дожить до преклонных лет в полном здравии и сохранить в себе юношеский интерес к происходящему.
В свои 75 Мишин невероятно молод. Пять лет назад, рассуждая о перспективе возвращения на лед его главного ученика Евгения Плющенко, я написала, что рада этому. Потому что Плющенко, да к тому же проигравший Олимпийские игры в Ванкувере – это сверхзадача. А тренеру, способному работать на сверхзадачу в 70 лет, можно только позавидовать.
За отчетный период, разделивший цифры 70 и 75, Мишин в седьмой раз сделал Плющенко чемпионом Европы и триумфатором командного турнира на Играх в Сочи. Параллельным курсом маленькая мишинская девочка Лиза Туктамышева прошла путь от победительницы детской Олимпиады до полновесного титула чемпионки мира, став первой российской спортсменкой, стабильно выполняющей исконно мужской прыжок – тройной аксель. И лично для меня нет совершенно ничего удивительного в том, что первые успешные попытки акселя в четыре оборота – совершенно уникального прыжка по мужской шкале ценностей – уже сейчас начинает делать тоже спортсмен Мишина. Профессора Мишина – так будет вернее.
Если бы меня попросили придумать эмблему, которую можно было бы закрепить на фасаде мишинской ледовой школы, я бы выбрала ленту Мебиуса. Абсолютно простую внешне и абсолютно уникальную, а порой и вовсе необъяснимую с позиции сразу нескольких наук. Я бы даже сказала, красноречиво необъяснимую. Начиная от простейшего примера, который демонстрируют в школах: если склеить ленту Мебиуса из бумаги и карандашом провести вдоль нее линию, пока та не замкнется в исходной точке, эта линия окажется в два раза длиннее, чем бумажный лист.
Жизненная лента Мишина, по всей видимости, устроена так же. Каким-то непостижимым образом она вбирает в себя великое множество немонтируемых на первый взгляд вещей: сложнейшие математические расчеты, переложенные на лед, и деревянный мостик "в никуда", самолично спроектированный хозяином на загородной даче. Множество профессиональных публикаций, по которым уже много лет учится прыгать весь фигурнокатательный мир, и гуси с курами, гуляющие по газону в "поместье" и исправно несущие яйца.
Когда несколько лет назад Алексей Николаевич рассказал мне, как однажды привез в чемодане из командировки лимонное деревце, воткнул его в землю и оно прижилось, я, признаться, даже не удивилась. У людей, переполненных творческой энергией, и должно все зеленеть и цвести. Рука такая.
Тогда же Мишин признался, что очень любит смотреть на все деревья и кусты, что когда-то посадил. Наблюдать, как они растут, представлять, как будет выглядеть сад спустя годы. Сказал, что это сильно компенсирует все мелкие неприятности, которые постоянно сопровождают работу тренера.
И все-таки тренерская работа для него по-прежнему - главное. Не берусь даже приблизительно назвать количество спортсменов, прошедших за несколько десятков лет через мишинские руки. И не знаю, найдется ли в нашей стране работающий в одиночном катании специалист, который не позаимствовал бы у Мишина ту или иную идею. Многие из этих людей завтра соберутся в питерском “Юбилейном”, и мне искренне жаль, что из-за очередной рабочей командировки я не смогу увидеть этот почти семейный праздник своими глазами.
Когда-то Алексей Николаевич чисто по-детски обижался: мол, не успеешь что-то новое придумать в фигурном катании, как кто-то уже подсмотрел и скопировал. Потом, как мне кажется, он с этим смирился. И правильно на самом деле: что тут поделать, если предназначение у человека такое – флагманом вести за собой мир?
А возраст – да, преклонный. Я преклоняюсь перед вами, Профессор! С днем рождения!