Победа по правилам
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Братиславы
Когда на табло загораются оценки, фигуристам крайне редко удается сдерживать истинные эмоции. В тот момент, когда на свои баллы с ликованием смотрела дебютантка чемпионата Европы Евгения Медведева, на лице Радионовой достаточно явно отразилось: все то, что происходит сейчас, для нее трагедия. Причем гораздо более сильная, чем год назад в финале “Гран-при”, где Лена (и тоже при чистом прокате) проиграла Елизавете Туктамышевой. Все-таки в том финале у Радионовой было падение в короткой программе, а в произвольной борьба между спортсменками велась абсолютно на равных. Они даже закончили свои прокаты с абсолютно одинаковой “технической суммой”.
В Братиславе Лена выжала из своей произвольной все, на что была способна. Но как тогда объяснить почти шесть баллов разницы?
При желании можно конечно же подробнейшим образом препарировать оба выступления, детально подсчитав, за счет чего набралось это преимущество. Причиной тому отчасти была и легкость, с которой юная чемпионка штамповала прыжки, и то, что пять из семи прыжковых элементов стояли у Медведевой во второй половине программы, и еще множество музыкальных и хореографических "мелочей", влияющих на вторую оценку. Но говорить, на мой взгляд, нужно о другом. О том, что на льду Братиславы столкнулись два диаметрально противоположных подхода к фигурному катанию.
Поражение Радионовой ее болельщики (да и не только они) восприняли болезненно. Так бывает всегда, когда жизнь фигуристки на протяжении длительного времени протекает на глазах публики и всем хорошо помнится, насколько тернист был порой этот путь. Так было с Аделиной Сотниковой, Лизой Туктамышевой и десятками тех, кто катался раньше. Преодоление себя после травм и всевозможных проблем, связанных с девичьим взрослением, – уважительная штука. Радионова же, катаясь, именно преодолевала себя. Причем не впервые. Она каталась очень мужественно и одновременно с этим – красиво и безошибочно, осознавая всем своим существом каждое движение, каждый нюанс музыки. Пусть даже чуточку не совпадала с этой музыкой, когда приходилось "вытягивать" наиболее сложные части программы.
Медведева выглядела на льду совсем иначе – как человек, профессионально заточенный под выполнение совершенно конкретной задачи. Со времен победы в финале "Гран-при" она еще сильнее похудела, из-за чего и без того легкие прыжки стали совсем невесомыми.
В этом плане спортсменку можно было сравнить с Юлией Липницкой образца олимпийского сезона, когда ее тренером делалось все возможное, чтобы спортсменка не набрала ни грамма дополнительного веса, и за этим не последовало бы изменение фигуры и, соответственно, техники. Собственно, сверхзадача того сезона сводилась к тому, чтобы выжать из проекта под названием "Липницкая" максимум. Любой ценой.
Это удалось реализовать. Юля блистательно выиграла европейское первенство, опередив Сотникову при практически безошибочном прокате последней, благодаря этому попала в олимпийскую сборную и командный олимпийский турнир, за победу в котором получила золотую медаль. И завершила сезон серебром чемпионата мира.
На самом деле было совершенно неправомерно осуждать тренера за то, что после того сезона она потеряла к Липницкой интерес, оставив ученицу наедине со своими проблемами. У Этери Тутберидзе просто уже имелся совершенно другой проект. В конце концов, большой спорт – это, с одной стороны, результат, а с другой – игра по правилам. Если правила позволяют выставлять неоформившегося ребенка против взрослых спортсменок и "убивать" этих спортсменок сложностью и легкостью, непосильной для взрослых тел, так почему не сделать на это ставку?
Нечто подобное, кстати, в свое время практиковал Станислав Жук, которого справедливо считают одним из величайших тренеров мира. Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, ставшие впоследствии двукратными олимпийскими чемпионами, были в фигурном катании явлением, парой, рождающейся, как говорится, раз в сто лет. А их предшественники - Марина Черкасова/Сергей Шахрай и Марина Пестова/Станислав Леонович (с колоссальной разницей в росте и весе между партнерами) представляли собой стопроцентную реализацию тренерской технологии.
В женском одиночном катании идея тем более не нова: достаточно вспомнить олимпийские победы малолетних Тары Липински или Сары Хьюз, под сокрушительный натиск которых на двух Играх подряд попала легендарная во всех отношениях Мишель Кван, а в Солт-Лейк-Сити – еще и не менее легендарная Ирина Слуцкая.
Другой вопрос, что ни одному американскому тренеру не приходило в голову поставить производство таких спортсменок на поток, искусственно сдерживая рост и развитие девичьего организма жесточайшими голодовками. Но тут в силу вступает вопрос личного выбора: золотые медали окупают в спорте очень многие жертвы. Сама как-то была свидетельницей, как папа одной из спортсменок, которому врачи рекомендовали немедленно отстранить дочь от тренировок по причине сильнейшего воспаления костей челюсти, на фразу о том, что девушка может остаться вообще без зубов, ответил: "Мы сделаем золотые. Из олимпийской медали".
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что главная цель проекта "Медведева" заключается отнюдь не в долгой и красивой карьере. А всего лишь в том, чтобы выиграть в этом сезоне вслед за финалом "Гран-при" и чемпионатом Европы еще и мировое первенство. Если так, то в контексте этой задачи вообще не важно, что будет со спортсменкой дальше. Потому что даже если Женя сумеет относительно безболезненно преодолеть проблемы роста, она непременно угодит в тот же самый капкан, в который попала Радионова – по совершенно объективным причинам потеряет способность бороться с очередной чудо-малышкой, которая (что совершенно не исключено) станет очередным проектом ее собственного тренера.
Ну а пока у нас есть возможность восхищаться, умиляться, аплодировать и... жалеть тех, кто постарше. Что тут поделать – таков спорт.
Чемпионат Европы. Братислава. Стадион "Зимний". Женщины. 1. МЕДВЕДЕВА – 215,45. 2. РАДИОНОВА – 209,99. 3. ПОГОРИЛАЯ – 187,05. 4. Кучвальска (Латвия) – 176,99. 5. Родейеро (Италия) – 170,76. 6. Маите (Франция) – 161,23.